на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Торговые центры в городе Набережные Челны
p align="left">В Швеции различают следующие уровни торговых центров: микрорайонные центры, торговые центры жилого района, городского района, межрайонные центры (см. таблицу 1).

Таблица 1

Классификация торговых центров в Швеции

Тип торгового центра

Основная клиентура,

тыс. чел.

Торговая площадь,

тыс. м2

Межрайонные центры (А)

150--400

30

Центры городского района (В)

50--120

12--30

Центры жилого района (С)

8--15

2,5--5

Микрорайонные центры (D)

4--7

1,5

Позднее емкость обслуживаемых сегментов в Швеции была увеличена. Так, для центров типа В -- до 70 тыс. человек, центров типа С -- до 12--15 тыс. человек [7].

В Великобритании различают: суперрегиональные, региональные и торговые центры округа (общины). Так, суперрегиональные и региональные торговые центры обслуживают региональные рынки, различающиеся размером в зависимости от типа сети транспортных коммуникаций, обслуживающих центр, расположения конкурирующих центров и спланированных бизнесрайонов, желания потребителей покрывать определенные дистанции для того, чтобы сделать покупки, и состава жителей. Институт городского планирования идентифицирует два типа региональных торговых центров: суперцентр включает как минимум три или четыре основных магазина; торговый центр строится вокруг 1--2-х магазинов. Типичный размер каждого центра варьируется от 400 000 до 600 000 кв. футов общей арендуемой площади для регионального центра и от 750 000 до 1000 000 кв. футов общей арендуемой площади для суперрегиональных центров. Региональные и суперрегиональные центры обеспечивают потребителям обширный ассортимент как удобств, покупок и качественных товаров, так и многочисленные персональные и профессиональные услуги и условия отдыха. Этот обширный ассортимент достигнут путем сбалансированного соседства 50-150 частных магазинов.

Указанные торговые центры, несмотря на различные названия и характеристики, функционируют одинаково. Из-за четкого деления на уровни (ступени) такая система функционирования торговых центров получила название ступенчатой. Ввиду большого распространения в Великобритании эту систему еще называют «классической английской системой». Характерная особенность ступенчатой системы состоит в том, что каждый центр вышестоящего уровня перекрывает функции, выполняемые нижестоящими торговыми центрами. Так, районный торговый центр служит местным центром для населения в пределах пешеходной доступности и одновременно районным для больших территорий. Равным образом, региональный торговый центр выполняет функции местного центра для жителей деловой части города, функции районного центра для населения более обширной зоны и четко выраженные функции регионального торгового центра.

Ступенчатая система функционирования торговых центров характерна для многих стран. Она была принята в США, Великобритании, ряде других европейских стран. В отечественной практике функционирования торговых центров также действовала ступенчатая система, в основу которой было положено размещение магазинов по ступеням жилой застройки (микрорайон, район, город) и соответственно по ступеням спроса (повседневный, периодический, эпизодический). Первая ступень -- магазины небольших размеров по продаже товаров повседневного спроса, которые размещаются в микрорайонах. Вторая ступень -- более крупные магазины с универсальным ассортиментом товаров, которые размещаются в районах. Третья ступень -- специализированные и универсальные относительно крупные магазины, расположенные в центральных местах города, обеспечивающие достаточно широкий выбор товаров всех товарных групп [7].

Развитие торговых центров в разных странах имеет свои особенности. Так, наибольшее развитие в США в первый период возникновения торговых центров получили крупные региональные загородные торговые центры. В странах Европы загородные региональные торговые центры имели значительно меньшее распространение, чем в Америке, однако широкое развитие получило строительство торговых центров в новых жилых массивах крупных городов, общегородских и местных центров -- в новых городах, а также создание торговых комплексов в центральных районах сложившихся городов.

Межрайонный центр типа А в Швеции соответствует американскому межрайонному торговому центру. Однако центры типа А в Швеции едва ли могут достичь таких размеров и играть ту же роль, какие им свойственны в США, поскольку в Швеции не существует крупных концентраций населения, которые служат предпосылкой для создания торговых центров подобного типа. Кроме того, размер таких территорий для отдельных стран различен.

Однако ступенчатая система функционирования торговых центров имеет ряд недостатков. Существенным недостатком этой системы в России, жестко регламентирующей зону действия магазинов первой ступени (повседневного) обслуживания планировочными границами микрорайонов, является измельченность магазинов. Обязательный при ступенчатой системе принцип расположения магазина в границах микрорайона (в идеальной схеме -- в его центре) только на первый взгляд кажется удобным, а фактически ведет к нерациональной затрате времени на специальное посещение магазина, да еще не располагающего достаточно широким ассортиментом товаров [7].

Учитывая недостатки ступенчатой системы в России, ее заменила функциональная система. Функциональная система предусматривает равномерное размещение магазинов на территории города и разделение городской территории на районы жилой застройки с радиусом действия магазина в пределах пешеходной доступности (примерно 500 м, время до магазина составляет 5--10 минут). Она строится на взаимодействии двух групп предприятий: местного значения («стандартного» обслуживания) и городского («избирательного» обслуживания) -- в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения. Формирование ассортимента обусловливается частотой покупок отдельных товаров. Магазины, расположенные в районах жилой застройки, призваны полностью обеспечивать ежедневные потребности населения, предоставляя необходимый набор товаров повседневного спроса. Разнообразные потребности населения в товарах, а также услугах предоставляют магазины общегородской сети.

Опыт проектирования и строительства торговых центров в ряде зарубежных стран также свидетельствует о новых тенденциях их развития. Пересматривается отношение к понятию микрорайонных центров обслуживания в таких странах, как Англия и Швеция, где классическая ступенчатая система занимала ведущее место в практике градостроительства; предпочтение сегодня здесь отдается крупным, связанным с остановками транспорта торгово-общественным центрам. Это повлияло на размещение торговых центров в застройке, которые стали выноситься к транспортным магистралям и даже за черту города. В Германии давно исключили из практики проектирования разделение обслуживания на микрорайонное и районное: крупные магазины «кауфхалле» там стали основным элементом торгового обслуживания. В Чехии укрупненные торговые центры приближены к остановкам общественного транспорта. Во многих странах торговые центры формируются на автомагистралях, развилках дорог, в том числе за городом. Большое влияние на процесс развития торговых центров оказывает высокий уровень обеспеченности личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями и развязками, развитие городского общественного и личного транспорта [7].

Таким образом, опыт функционирования торговых центров, зарубежная практика свидетельствуют о необходимости существенного совершенствования, разработки новой концепции размещения торговых центров, в которой реализуются принципы движения товаров к потребителю. Теория приближения мелких магазинов к месту жительства себе не оправдала. Размещение предприятий современной торговой сети определяется не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Потребитель, особенно с ростом благосостояния, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина, где он может получить широкий ассортимент товаров (как промышленных, так и продовольственных), чем пользоваться услугами хотя и приближенного к жилью, но мелкого магазина, где создать широкий ассортимент товаров невозможно.

В настоящее время правительство г. Москвы обсуждает генеральную схему размещения крупных торговых объектов в Москве до 2020 г., в которой предложены направления размещения крупных торговых объектов. Необходимость разработки программы построения и размещения торговых центров актуальна и для других крупных городов. Такие программы позволят решить не только социально-экономические, градостроительные проблемы, но и помогут предпринимателям найти свое место на рынке, определить тип, специализацию магазина и грамотно сформировать ассортимент.

2. Характеристика современных торговых центров в городской структуре Набережных Челнов

2.1. Предпосылки развития в городе Набережные Челны торговых центров

Город Набережные Челны - второй по численности населения город республики Татарстан (около 550 тыс. человек) и один из самых динамично развивающихся городов России.

Город является крупным железнодорожным, автотранспортным, авиационным и речным транспортным узлом со значительным промышленным потенциалом. Ведущие отрасли городского хозяйства - машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Основное градообразующее предприятие - Камский автомобильный завод, один из движителей экономики республики и самых перспективных предприятий по притоку инвестиций.

Город Набережные Челны является центром деловой жизни областных городов - Альметьевск (около 150 тыс.чел.), Нижнекамск (230 тыс.чел.) и Елабуга (80 тыс.чел.), являющийся вторым Российским городом со свободной экономической зоной, в который крупные иностранные авто производители готовы инвестировать $3 млрд. в ближайшие годы.

Город Набережные Челны обладает большим кадровым потенциалом - средний возраст составляет 33,4 года, доля трудоспособного населения - около 70%, доля людей пенсионного возраста - менее 12%, что значительно отличается в лучшую сторону от среднероссийских показателей [6].

В результате активного социально-экономического и промышленного роста, стабильной демографической ситуации, повышения уровня жизни и доходов населения, высокого уровня занятости, высокой инвестиционной привлекательности в городе Набережные Челны созданы все предпосылки для стремительного развития современной розничной торговли и сферы услуг.

Если обратиться, например, к проведенному агентством «Эксперт РА» исследованию «Предпринимательский климат городов России», Набережные Челны относятся к третьей из четырех выделенных групп городов. В практическом плане это означает, что инвесторы довольно избирательно относятся к вложениям в местный рынок коммерческой недвижимости.

Сегодня этот рынок развивается в Набережных Челнах в первую очередь за счет торгового сегмента. Так, если еще год назад в городе не было ТЦ европейского уровня, то сегодня уже открыты: «Омега» (37 тыс. кв. м), «Палитра» (32 тыс. кв. м), а 24 марта состоялось и торжественное открытие ТЦ «Торговый Квартал» (40 тыс. кв. м). Кроме того, анонсированы «Магнит» и Metro Cash& Carry.

2.1. Места расположения и основные параметры торговых центров в городе Набережные Челны

Для первоначального привлечения клиентов в торговый комплекс большое значение имеет его месторасположение. От него во многом зависит и концепция торгового предприятия, и ценовая политика и подбор арендаторов. ТЦ «Торговый квартал» открывшийся в Набережных Челнах, расположен в десяти шагах от «Метро» на пересечении двух основных транспортных дорог, что удобно и для пешеходов, и для автомобилистов. Схематичное расположение торгового центра представлено в приложении [См. приложение 1].

«Торговый квартал» является крупнейшим торговым центром, что определяет его направленность на удовлетворение самых разнообразных потребностей жителей: здесь представлены магазины одежды, обуви, спортивных товаров, свадебный салон, салон нижнего белья, крупный продуктовый супермаркет; здесь же можно приобрести бытовую технику, мебель, канцелярские товары, цветы, оптику. В то же время «Торговый квартал» можно назвать досуговым центром - под его крышей разместились игровой зал, рестораны и закусочные, а также детский центр. Кроме того, на первом этаже торгового центра размещается круглосуточный супермаркет «Перекресток» [6].

Подбор арендаторов в большинстве торговых центров ведется на стадии разработки концепции, однако реальная жизнь часто вносит свои коррективы в первоначальные замыслы создателей торговых комплексов. В «Торговом квартале» первоначально планировалось этажное зонирование по категориям товаров, - на первом этаже должны были расположиться магазины-арендаторы, торгующие одеждой и обувью, а на втором - бытовой техникой. Однако по определенным причинам этим планам не суждено было осуществиться, и в настоящее время строгого разделения арендаторов не существует [10].

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.