на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Товароведческая характеристика фарфоровых и керамических изделий

Товароведческая характеристика фарфоровых и керамических изделий

27

1. Характеристика фарфоровых изделий и их конкурентоспособности

Фарфор - это наиболее ценный вид керамики. Он имеет плотный, спекшийся (пористость до 5%, водопоглощение до 1%), белый, в изломе блестящий черепок, который просвечивает в тонких (до 2,5 мм) слоях. Изделия из фарфора покрывают обычно бесцветной прозрачной глазурью. Белизна фарфора в настоящее время регламентируется стандартом и составляет 55-68%. Декоративные изделия могут быть изготовлены из неглазурованного фарфора. Наносят глазурь на всю поверхность, кроме края полых изделий (чашек) и ножек плоских (тарелок, блюдец). При ударе о край изделия деревянной палочкой фарфор издает продолжительный высокий звук. Наиболее вредные примеси фарфора - Fe2O3 и ТiO2. Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.

Разновидностями фарфора являются твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).

Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудноплавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.

Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием "бисквита"; но по большей части фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.

Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:

- хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы);

- электротехнический (изоляторы);

- химический фарфор (лабораторная посуда и др.).

Мягкий фарфор характеризуется белым или окрашенным плотным полуспекшимся черепком, покрытым полупрозрачной или цветной глазурью. По составу и температуре обжига занимает промежуточное положение между фарфором и твердым полевошпатным фаянсом. Водопоглощение составляет 3 - 5%.

Мягкий фарфор изготовляют из массы, содержащей повышенное количество полевого шпата и пегматита. Вследствие увеличения стеклообразной части мягкий фарфор имеет повышенную белизну, просвечиваемость, но уступает твердому по прочности, термоустойчивости и стойкости к механическим воздействиям. Разновидностью мягкого фарфора являются высокополевошпатный и костяной фарфор.

Высокополевошпатные фарфоровые изделия характеризуются высокой белизной, просвечиваемостью и очень тонким черепком, имеет большие декоративные возможности, применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д. Костяной же фарфор содержит до 50% костяной муки. По свойствам он напоминает высокополевошпатный, но имеет большую механическую прочность. Отдельные виды костяного неглазурованного фарфора носят название париана (малопрозрачный материал с желтоватым оттенком) и каррары (напоминают белый каррарский мрамор). Применяют костяной фарфор для изготовления чайных и кофейных сервизов, а также бисквитных скульптур. Для изготовления столовой посуды этот материал не применяют, так как он неустойчив к действию кислот и щелочей.

Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает. Французский мягкий фарфор состоит из не вполне расплавленной, стекловидной, мелкозернистой массы, со свинцовой, хрусталевидной, кремнистой глазурью. Легкоплавкая глазурь, делающая его по наружному виду похожим на китайский фарфор, допускает густое письмо и гораздо более нежные тона, чем твердый фарфор. В состав английского мягкого фарфора (костяной фарфор) входит жженая кость, фосфорнокислые соли, каолин и т. д. Он занимает место между каменной массой и твердым фарфором, походит на белый алебастр и чрезвычайно прозрачен. Для живописи он представляет те же преимущества, как французский и немецкий, но особенно благоприятен для позолоты и украшения драгоценными камнями.

Фаянс относится к пористой керамике (пористость до 30% объема, водопогощение 9 - 12%). Он имеет белый с желтоватым оттенком черепок без блеска, покрытый более легкоплавкой, менее термически стойкой по сравнению с фарфором глазурью. При колебаниях температуры легко образуются трещины глазури и черепок впитывает жидкость. Фаянсовые изделия не просвечивают, при ударе издают глухой короткий звук, их ножки и край заглазурованы. Большинство изделий изготовляют из твердого (полевошпатного) фаянса, масса которого содержит около 60% каолина и беложгущихся глин, 30 - 35% кварца и до 10% фаянсового боя и полевого шпата. Мягкий фаянс (глинистый, известковый) имеет более низкую механическую прочность. В нашей стране он не нашел широкого распространения.

В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85%, температура обжига была 950-960°С, такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10 - 35% известняка или мела; температура обжига его достигала 1100 - 1160°С; черепок был пористый (19 - 22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) - для получения качественного черепка, а вторично - при более низкой температуре (1050-1150°С) - только для оплавления глазури.

Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016--0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса. Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3 - 4% мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20 - 40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два - три года.

Существуют различные виды фаянса:

1) ФАЯНС ИЗВЕСТКОВЫЙ - вид фаянса, содержащего в качестве исходных компонентов, кроме пластичных материалов и кварца, мел или доломит. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига;

2) ФАЯНС МЯГКИЙ, который содержит относительно большое количество плавней, вводимых в массу вместе с глинистым веществом;

3) ФАЯНС ПОЛЕВОШПАТНЫЙ - это вид фаянса, содержащий кроме глинистых и кварца определенное количество полевых шпатов;

4) ФАЯНС ТВЕРДЫЙ - это фаянс с высокой температурой обжига и хорошими механическими характеристиками.

Керамика, жаростойкие стекло и фарфор требуют внимательности при использовании, но, несмотря на необходимость соблюдения «техники безопасности», специалисты решительно утверждают - именно за этой посудой будущее.

Посуда фарфоровая и фаянсовая представлена ведущими российскими товаропроизводителями в двух направлениях:

1) посуда для общественного питания (30-40%);

2) посуда для массового потребителя (60-70%).

Для предприятий общественного питания - от школ до недорогих кафе и баров рекомендуется белую фарфоровую посуду с люстровой отводкой, ресторанная группа представлена белой посудой серии «золото». Ассортимент включает разнообразные тарелки, блюда, салатники, сухарницы, вазы для фруктов, для конфет, масленки, сливочники и многое другое. В этой посуде находится оптимальное соотношение цены и качества. Для массового потребителя предлагаются различные сервизы - столовые, чайные, кофейные, бокалы, чашки с блюдцами, которые декорируют более яркой, броской деколью или росписью.

Посуда из фаянса, представленная, например Конаковским фаянсовым заводом, является более экономичной, т.к. она почти в два раза ниже стоимости фарфора.

Ассортимент фаянсовой посуды уже, чем у фарфоровой и представлен двумя большими группами:

1) Столовая посуда: тарелки, блюда, вазы для супа, салатники, миски, блюдца, пиалы, селедочницы и др.;

2) Чайная посуда: кружки, масленки, конфетницы, чайники. Эту посуду предлагается как штучной, так и в виде наборов различной комплектации, например столовые сервизы, наборы для чая, для молока, для салата, для блинов, детские наборы.

Наиболее часто из фаянса изготавливают следующие изделия:

- пирожковые тарелки (диаметром 175 мм) для хлеба, тостов, выпеченных изделий;

- закусочные тарелки (диаметром 200 мм) для холодных закусок, а также как подставки под салатники;

- салатники различной формы вместимостью от 1 до 6 порций для салатов, солений, маринадов, грибов и др.;

- овальные блюда для закусок из рыбных и мясных блюд, для заливной рыбы;

- круглые блюда для мясных и овощных закусок, канапе и др.;

- соусники для холодных соусов и сметаны;

- бульонные чашки (вместимостью 350-400 см3) с блюдцами для бульонов, пюреобразных супов, а также супов с мелко нарезанными мясом или птицей;

- суповые миски с крышками;

- столовые тарелки мелкие (диаметром 240 мм) для вторых блюд, а также как подставочные к глубоким тарелкам;

- десертные тарелки мелкие (диаметром 200 мм, отличаются от закусочных более красочным рисунком) для пудингов, запеканок, суфле и других сладких блюд, свежих фруктов;

- десертные тарелки глубокие (диаметром 200 мм) для сладких супов из фруктов и клубники со сливками;

- чайные чашки (вместимостью 200, 250 см3) с блюдцами для чая, кофе с молоком, какао;

- чайники для заварки;

- чайники для кипятка;

- кофейники для черного кофе;

- кофейные чашки (вместимостью до 100 см3) с блюдцами для черного кофе и шоколада;

- молочники для молока;

- сливочники;

- розетки (диаметром 90 мм) для варенья, меда, лимона, сахара;

- сахарница;

- вазы с плоской поверхностью на ножке (диаметр 300 мм) для круглых тортов и пирожных;

- судки для специй;

- салфетницы для бумажных салфеток.

Отличительные признаки фарфора и фаянса:

Плотность фарфоровых изделий больше фаянсовых, так как черепок у фарфора спекшийся, а у фаянса - пористый.

Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, черепок фаянса не просвечивается даже в тонких слоях.

Черепок фарфора белого цвета с голубоватым оттенком, у фаянса - белый с желтоватым, сероватым оттенком.

При ударе о край фарфоровые изделия издают продолжительный высокий звук, фаянс - глухой и короткий.

Твердость глазури фарфора выше в 3,5 раза, чем у фаянса.

Термостойкость глазури фарфора выдерживает резкие колебания температуры без растрескивания. Глазурь фаянса имеет более низкие пределы термостойкости, может быть растрескивание глазури при высокой температуре. Глазурь фарфора более химически стойкая к действию щелочей, кислот, чем глазурь фаянса.

Край или ножка у фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы.

2. Основные разновидности керамической продукции

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.

Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.