Товароведение продовольственных товаров
2 Федеральное агентство по образованию Ивановский филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» Контрольная работа по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» Вариант 7 Выполнила: студентка группы 3РГБ шифр: 06-031 Мойшук Е. О. Проверил: Воронин М. В. Иваново, 2006 год План 1. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность продовольственных товаров. 1.1. Качество товаров. 1.2. Конкурентоспособность товаров. 2. Сахаристые кондитерские товары: классификация, ассортимент, пищевая ценность, требования к качеству, дефекты. 2.1. Карамель. 2.2. Фруктово-ягодные кондитерские изделия. 2.3. Шоколад и какао-порошок. 2.4. Ирис. 2.5. Драже. Качество товаров За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного и послегарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров. Только товары, удовлетворяющие требованиям потребителей, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить их изготовителям уверенность в успехе своей деятельности. Кроме того, изготовителям при выпуске продукции необходимо учитывать то обстоятельство, что среди по-требителей произошла значительная дифференциация по уровню доходов, а значит, и по уровню потребностей. Каждый товар должен быть не только качественным, но и иметь точный социальный адрес. При сложившейся конъюнктуре рынка стратегическим направлением предпринимательской деятельности является повышение качества товаров и снижение издержек производства. Это тем более важно, что с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» суммы выплат потребите-лю по гарантии и в случае нанесения вреда некачественными товарами достигли слишком больших размеров. Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников финансовые трудности, связанные с жестокой системой налогообложения и др. При решении проблемы повышения качества необхо-димо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, опре-деляющие качество изделия, производства, фирмы и об-щества в целом. На рис.1 эти взаимосвязи представлены в виде "пи-рамиды качества". Из рисунка видно, что формирование качества начинается с разработки модели и постановки про-дукции на производство. Повышение качества продукции на этом этапе обеспечивает более рациональное использо-вание производственных мощностей, ускоряет ее реализа-цию, снижает потери от брака. На этапе обращения повышение качества продукции проявляется в снижении затрат на ее реализацию и хране-ние, уменьшении транспортных расходов. При эксплуатации продукции высокого качества сни-жаются издержки обращения, эксплуатационные расходы, улучшаются условия и безопасность труда. Однако решить проблему повышения качества отдельным предприятиям и фирмам очень сложно, а подчас и невозможно, так как на качество оказывают влияние не толь-ко внутренние (внутрипроизводственные), но и внешние факторы, которые получили название "качество общества". Без совершенствования всех элементов, входящих в блок "качество общества", трудно рассчитывать на высокое ка-чество продукции. В то же время высококачественная продукция гарантирует успех фирме, а успех фирмы приводит к успеху общества. Под качеством понимают совокупность свойств и ха-рактеристик продукции и услуг, которые придают им спо-собность удовлетворять обусловленные или предполагае-мые потребности. |
КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЯ | | Качество разработки модели | | Качество сервиса | | | | | | | | | | КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВА | | Качество материалов | | Качество оборудования | | Качество процессов | | Качество работников | | Качество условий работы | | | | | | | | | | КАЧЕСТВО ФИРМЫ | | Качество системы управления | | Качество организации | | Качество оснащенности фирмы | | Качество персонала | | Качество руководителей | | | | | | | | | | КАЧЕСТВО ОБЩЕСТВА | | Качество науки и техники | | Качество политической системы | | Качество информации | | Качество духовных и нравственных начал, | | морали и идеалов | | Качество права | | Качество культуры | | |
Рис.1 «Пирамида качества» Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и из-мерить. Свойство продукции -- объективная особенность про-дукции, которая может проявляться при ее создании, экс-плуатации или потреблении. Отдельные свойства продук-ции характеризуются показателями, являющимися коли-чественной характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным услови-ям ее создания и эксплуатации или потребления. Действия, осуществляемые при создании и эксплуата-ции или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее каче-ства, называются управлением качеством продукции. Конкурентоспособность товаров Проблема повышения конкурентоспособности товаров отражает практически все стороны жизни общества и не-изменно находится в центре внимания руководства и дело-вых кругов всех стран мира. Особое значение придается этой проблеме в индустриально развитых государствах. В США, например, при президенте создан специальный Со-вет, а Конгрессом принят закон о торговле и конкуренто-способности. В настоящее время в России проблема конкурентоспо-собности стоит намного острее, чем в других странах. Со-вершенно очевидно, что основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уро-вень конкурентоспособности производимой продукции. По результатам международных обследований наиболее раз-витых стран (Международный институт управления в Ло-занне и Гарвардский университет), проведенных в 1996г, Россия находится по этому показателю на 56-м месте в мире. Однако каких-либо кардинальных мер принципиального характера по повышению конкурентоспособности отече-ственной экономики до сих пор не принято. В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической ка-тегории ни в теории, ни тем более на практике не уделя-лось должного внимания. В рыночной же системе хозяй-ствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельно, предприятия, но и экономики страны в целом. Возможности эти реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Если рассматривать понятие "конкурентоспособность" применительно к предприятию, то его можно определить как "возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка". Производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг -- обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы. Для выхода отечественных предприятий из критического положения необходимо найти ответы на следующие вопросы: как оценить конкурентоспособность конкретной продукции; насколько однородны процессы изменения конкурентоспособности продукции в различных отраслях промышленности; какие качественные механизмы стоят за процессами ее изменения; каковы динамика этой характеристики за последние годы и прогноз ее изменения на ближайшее будущее; насколько сложившаяся структура конкурентных преимуществ продукции российских предприятий соответствует приоритетам отечественного рынка; какие меры со стороны государства могли бы в наибольшей степени помочь предприятиям в увеличении и реализации их конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно к отдельному товару, -- это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющих аналогов на рынке. Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для объективной оценки конкурентоспо-собности товара изготовитель-поставщик должен при анализе использовать те же критерии, что и потребитель. Это главный ориентир. Из других критериев важнейшим является выявление меры патентной чистоты товаров. За-тем выясняется соответствие параметров товара обязатель-ным стандартам и нормам. Практика определения конкурен-тоспособности товара основывается на сравнительном ана-лизе его совокупных характеристик с товарами-конкурен-тами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Выбор того и иного товара для производственной про-граммы базируется на анализе рынка по следующим пара-метрам: какие конкретно требования предъявляются груп-пами потребителей к товару; возможные размеры и дина-мика спроса на товар; его жизненный цикл; расчетный уро-вень цен; ожидаемый уровень конкуренции основных кон-курентов; наиболее перспективные рынки для товара; сро-ки окупаемости совокупных затрат. Отправной момент оценки конкурентоспособности лю-бого товара -- формирование цели данной работы. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравне-ние по главным характеристикам. При исследовании, ори-ентированном на оценку перспектив сбыта товара на конк-ретном рынке, анализ предполагает использование инфор-мации, включающей сведения об изделиях, которые вый-дут на рынок, динамику спроса, предполагаемые измене-ния в соответствующем законодательстве и т.д. Но незави-симо от цели исследования основой для оценки конку-рентоспособности является изучение рыночных условий (рис.2). При изучении рынка необходимо выявить специализа-цию рынка и его географическое положение; емкость рын-ка и возможную долю предприятия (фирмы) на нем; товар-ные и фирменные структуры на рынке; остроту конкурен-ции.
Страницы: 1, 2, 3
|