p align="left">Преимущества впрессованной этикетки состоят прежде всего в высокой сопротивляемости воздействию внешних условий, долгая сохранность первоначального внешнего вида, превосходное качество офсетной печати, удобное удаление этикетки, вторичное использование полимерной упаковки. Тканевые этикетки (другие названия: печатные, полиэстровые, накатка краской, вшивки) изготавливаются методом термотиснения. Эта технология (нанесение фольги с помощью нагрева клише до t~100-150oC) используется для изготовления размерной ленты, этикеток по уходу, составов. Термоусадочные (heat-shrink sleeve) этикетки выполняются из полимерной пленки. Этикетка из пленки (чаще всего полипропилена) обладает большей износостойкостью, выглядит ярче и привлекательнее. Термоусадочная этикетка хороша тем, что полностью покрывает емкость, точно повторяя ее формы, как бы обволакивая, скрывает недостатки и предохраняет от повреждения. Кроме того, площадь этикетки значительно увеличивается и позволяет нанести максимум полезной информации. Существенно улучшается внешний вид товара - помимо текста можно нанести крупное изображение или контрастный рисунок. Чаще всего, такую этикетку можно увидеть на упаковке пищевой и косметической продукции. [6] 3. Проектная концепция Требуется предложить упаковку, которая будет привлекательной, удобной для употребления и пользования детям до 5 лет Объект проектирования: упаковка для жидких продуктов Предмет проектирования: упаковка для детских соков Проблема: Отсутствие функциональной, информативной и относительно дешевой упаковки для детских соков. Задачи: создать упаковку для детских соков, с удобной формой, технологически предельно простой в изготовлении, содержащая максимум информации о продукте. Упаковка будет не сложной в конструкции, которую будет не трудно изготовить, но в тоже время она будет надежной в применении. На ее изготовление не нужно затрачивать много время и сил, что удешевит ее. Для решения поставленных целей предлагается использовать упаковку имеющего форму животного, выполненной из ПЕТ и, с нанесением самоклеющейся этикетки, на задней стороне. 4. Требования к предмету проектирования |
Эргономические | Эстетические | Технологические | | жесткая конструкция | оригинальное оформление | простота в изготовлении | | удобство в эксплуатации | информативные | | | | привлекательность товара | | | |
Анализ аналогов На мой взгляд, существует много упаковок, отвечающим эргономическим и технологическим требованиям: Данная упаковка в первую очередь отвечает эргономическим и технологическим требованиям, а именно простоте формы, а следовательно и простоте в изготовлении. Также данная упаковка имеет жесткую конструкцию, что создает удобство при эксплуатации. Представленные ниже упаковки, на мой взгляд, достаточно оригинальны в оформлении. Приложение Согласно результатам исследования, проведенного компанией ACNielsen, доля ПЭТ- упаковки в производстве напитков и ее популярность у российских потребителей растет. Исследование проводилось в 24 крупнейших городах России и основывалось на мониторинге розничных продаж товаров повседневного спроса. Рассматривалась динамика продаж в 2002-м и 2003-м гг. следующих видов упакованных напитков и жидких молочных продуктов: пиво, минеральная и питьевая вода, сладкие газированные напитки, соки, нектары и сокосодержащие напитки (далее - категория "соки"), молоко стерилизованное и пастеризованное, кефир, ряженка. В 2003 году на долю указанных категорий товаров, упакованных в ПЭТ-тару, проходилось 42% объема розничного рынка. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 2,3 процентных пункта. При этом среди других видов упаковки, растущими сегментами являются алюминиевые банки и гибкая упаковка (пакеты, саше), доля которых увеличивается за счет традиционных, больших сегментов картонных коробок и стеклянных бутылок (рис.1). В денежном объеме продаж сегмент ПЭТ-тары занимает гораздо меньшую долю, чем в физическом - 29% в 2003 году против 71%, приходящегося на другие виды упаковки. На стоимостной доле ПЭТ-упаковки отражается ее традиционное использование для предложения экономичных по цене вариантов продукции. Экономия достигается за счет более низкой стоимости ПЭТ-тары и большего объема упаковки. В таких категориях как пиво, минеральная вода, сладкие газированные напитки, которые являются крупнейшими потребителями ПЭТ, средний размер ПЭТ-упаковки существенно превышает средний размер упаковки по категории, а цена напитков в ПЭТ меньше, чем их аналогов в стеклянной бутылке или алюминиевой банке (таблица 3). |
Таблица 3 | | Средний размер упаковки и цена по категориям (в литрах), период декабрь 2003-январь 2004 | | Категория | Размер | Цена | | | упаковки, л | руб. | | Все категории | 0,81 | 22,6 | | Все категории ПЭТ | 1,37 | 15,2 | | Пиво | 0,64 | 30,1 | | Пиво ПЭТ | 1,56 | 20,9 | | Сок | 0,85 | 29,4 | | Сок в ПЭТ | 1,33 | 15,3 | | Газированные напитки | 1,06 | 15,2 | | Газированные напитки в ПЭТ | 1,20 | 14,4 | | Минеральная вода | 1,34 | 10,9 | | Минеральная вода в ПЭТ | 1,43 | 10,1 | | Кефир обычный | 1,43 | 10,1 | | Кефир обычный в ПЭТ | 0,77 | 27,9 | | Кефир обогащенный | 0,60 | 20,2 | | Кефир обогащенный в ПЭТ | 0,67 | 29,6 | | Ряженка | 0,57 | 19,2 | | Ряженка в ПЭТ | 0,94 | 24,3 | | Молоко пастеризованное | 0,96 | 12,3 | | Молоко пастеризованное в ПЭТ | 0,98 | 14,5 | | Молоко стерилизованное | 0,89 | 21,7 | | Молоко стерилизованное в ПЭТ | 1,0 | 25,1 | | Источник: ACNielsen | | |
Пиво в ПЭТ-таре позиционируется производителями как более доступный вариант в общем ассортименте. В категориях минеральной воды и газированных напитков ПЭТ является преобладающей упаковкой (более 90%) и используется в качестве экономичного предложения для всех брэндов. |
Таблица 2 | | Структура рынка различных видов напитков в ПЭТ-упаковке | | Категория | Доля по объему, % | Доля по стоимости, % | | | 2002 | 2003 | 2002 | 2003 | | Сок | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | | Кефир, ряженка | 1,3 | 1,0 | 2,4 | 1,8 | | Молоко | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | | Газированные напитки | 38,9 | 34,4 | 36,3 | 32,6 | | Минеральная вода | 34,5 | 35,1 | 23,8 | 24,0 | | Пиво | 24,7 | 28,9 | 36,8 | 40,9 | | Источник: ACNielsen | | |
На эти три категории в 2003 году пришлось 98,4% продаж всех рассматриваемых в исследовании напитков в ПЭТ-упаковке в физическом выражении, и 97,5% - в денежном (таблица 2). Они также наращивают потребление ПЭТ: в минеральной воде доля этой упаковки увеличилась с 95,7% в 2002 году до 96,5% в 2003-м, в сладких газированных напитках - с 94% до 94,3%, и в пиве - с 27,5% до 32,8%. Молочные продукты в ПЭТ, наоборот, позиционированы как более дорогие. Их розничная цена выше, чем средняя цена за литр в категории, а средний размер упаковки отстает от среднего размера по всем категориям в 1,5-2,5 раза. Здесь можно говорить о тенденции к премиальному ценовому позиционированию ПЭТ и к так называемому "single-serve" потреблению - предложению "порций для одного". Особенно заметна эта тенденция в категориях кисломолочной продукции, где ПЭТ в последнее время активно используется для продуктов с добавленной стоимостью - обогащенных, "био" и пр., и где на изготовление самой упаковки (дизайн, этикетка, печать) затрачивается больше средств. Например, обогащенный кефир в ПЭТ стоит в полтора раза больше, чем литр обогащенного кефира в среднем. Его цена выросла за 2003-й год на 29,5%, а средний размер упаковки сократился на 11,3%. Однако, как показывают исследования, такое позиционирование не способствует активному росту спроса на отдельные виды молочной продукции. В частности, доля ПЭТ в физическом объеме продаж кефира сократилась в 2003 году в пользу других видов упаковки. Необогащенному кефиру не помогло даже увеличение размера упаковки (на 11,2%) и снижение темпов роста цены за литр (увеличилась на 4,6% в 2003 году, тогда как средняя цена за литр обычного кефира выросла на 10,3%). Стоит отметить, что разница между ценой ПЭТ и средней ценой литра обычного кефира была наиболее велика по сравнению с другими молочными категориями. В продажах собственно молока доля ПЭТ составляет чуть менее 1%. Она постепенно растет в стерилизованном молоке, а в пастеризованном происходит удорожание этого вида упаковки: оставаясь стабильной в физическом объеме продаж на протяжении двух лет, доля ПЭТ увеличивается в денежном выражении. Учитывая динамику роста молочного рынка и его размеры в целом, можно говорить о потенциале развития сегмента ПЭТ на этом рынке. Однако, пока он не оказывает большого влияния на рынок напитков в ПЭТ. Молоко и кисломолочные продукты занимают лишь 1,3% в общих продажах рассматриваемой в исследовании продукции в ПЭТ (в физическом выражении, по данным за 2003 год). Еще одна категория с пока небольшой долей на рынке ПЭТ - соки. В продажах соков продукты в ПЭТ-упаковке занимают менее 2% (см. рис. 2), а в общем объеме продаж напитков в ПЭТ на соки в ПЭТ приходится менее 1% (Таблица 2). Тем не менее, по темпам роста продаж соки в ПЭТ уступали в 2003 году только сокам в стеклянных бутылках. До недавнего времени в ПЭТ, в основном, разливались сокосодержащие напитки - продукция таких компаний как "Юниджус", "Троя-Ультра" и некоторых других. Сейчас ПЭТ-упаковка появляется и у премиум-брэндов (J7, Я), причем в небольшом формате. Следовательно, можно предполагать постепенный переход от экономичного позиционирования ПЭТ в категории соков (большой объем, экономичная цена) к более премиальному. Сегмент ПЭТ в напитках, безусловно, продолжит развиваться. При этом существует большая вероятность роста объема заказов на ПЭТ-упаковку от крупных производителей продуктов питания. Сейчас доля семи крупнейших производителей - компаний Baltic Beverages Holding, Coca-Cola, Danone, PepsiСo, Sun Interbrew, Вимм-Билль-Данн и ПБК Очаково - сокращается в общем объеме продаж всех перечисленных категорий продуктов питания, но растет в объеме продаж продукции в ПЭТ. Так, в 2002 году их совокупная доля в физическом объеме продаж ПЭТ составляла 45,9%, а в 2003 году - 48,2% (см. табл. 3). Эта тенденция характерна и для каждого из трех крупнейших рынков для ПЭТ - пива, минеральной воды и газированных напитков. Таким образом, по мере роста конкуренции на рынке будет увеличиваться степень концентрации производства продукции в ПЭТ.[1] Библиографический список 1. http://www.upakovano.ru/equipment/Pakkograff 2005 #4 2. http://www.upakovano.ru/equipment/Pakkograff 2005 №1 3. http://www.prodindustry.ru/ПЭТ-упаковка на рынке жидких продуктов.htm 4. http://www.eka-mama.ru/eka-mama.nsf/discussion/nofair 5. http://fishtop.narod.ru газета "Питерский рыбак" 6. http://www.upakovano.ru/equipment/Abercade Consulting 2005
Страницы: 1, 2
|