p align="left">5) по стадии определения а) определяемые на стадии проектирования; б) определяемые на стадии производства; в) определяемые на стадии эксплуатации. 6) по области применения а) показатели применяемой единицы продукции; б) показатели качества, относящиеся к совокупности единиц однородной продукции (напр. коэффициент дефектности); в) показатели, относящиеся к совокупности единиц разнородной продукции (напр. индекс качества). 7) по применению оценки уровня качества а) базовые показатели - принятые за исходные при сравнительных оценках; б) относительные показатели - получаемые при сравнении с базовыми. Уровень качества продукции Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении её показателей качества с базовыми показателями. Базовые показатели делятся: а) нормативные - т.е. показатели, которые оговариваются в определенных нормативных документах; б) эталонные - т.е. производится эталонный образец продукции; в) показатели предыдущего периода. Уровень качества продукции используется для: а) текущего контроля качества продукции; б) для выбора наилучшего варианта технологического процесса; в) для аттестации продукции (сдачи-приемки). Используют следующие методы для оценки уровней качества: 1) дифференциальный - заключается в определении значений относительных показателей качества. Значение i го базового показателя Используется то уравнение, в котором увеличению отвечает улучшение качества. Уровень качества оцениваемой продукции считается выше, если все Уровень качества оцениваемой продукции считается соответствующий базовому, если для всех существенных свойств , а для части несущественных . Уровень качества ниже базового, если хотя бы часть существенных . Недостаток метода - необходимость расчета большого числа показателей. 2) комплексный метод. Применяется, если качество продукции можно описать интегральным показателем качества. Например, для оценки качества автобусов используют интегральный показатель - годовая производительность автобуса. - средняя продолжительность нахождения автобуса в наряде часов, - средняя эксплуатационная скорость км/ч; - номинальная вместимость; - коэффициент использование вместимости; 365 - среднее количество дней в году; - коэффициент использования автобусов в парке. Рассчитанный интегральный показатель сравнивается с базовым. Преимущество - сравнивается один показатель. Недостаток - не все показатели можно включить в состав интегрального. 3) смешанный метод Те показатели, которые можно выразить с помощью интегрального сравниваются комплексным методом, остальные показатели - дифференциальным методом. Индекс качества - предназначен для оценки качества разнородной продукции и определяется по формуле: формула 1 Например на предприятии выпускаются двигатели А и Б. Необходимо определить уровень качества с основным и прошлым годом: |
Двигатель | Ресурс часов | Количество | | | Прошлый год | Текущий год | | | А | 2000 | 2500 | 3 | | Б | 3000 | 3500 | 56 | | |
Уровень качества вырос на 17%. Если стоимость выпускаемой продукции отличается значительно, то используют формулу Качество продукции как экономическая категория Всякий труд есть с одной стороны расходование физической силы в физиологическом смысле, и в этой форме труд образует стоимость товара. С другой стороны всякий труд - это расходование физической силы в особой целесообразной форме, и в этой форме он образует потребительную стоимость. Качество отражает степень полезности, с которой выполнен труд. Предметом изучения экономической теории в области качества является разделение труда между производителем и потребителем, а также структура издержек при производстве и эксплуатации продукции. Величина затрат на удовлетворение потребностей потребителя представляет собой сумму: затраты на научно-исследовательские работы предприятия изготовителя, - затраты на сырье, - стоимость добавленная на этапах производства - затраты на транспортировку - торговые издержки - затраты на технико-экономическую и торговую информацию - издержки хранения - основные составляющие цены продукции - издержки на эксплуатацию - затраты на ремонт - затраты на утилизацию - основные составляющие эксплуатационных затрат Повышение качества сопровождается повышением затрат при создании продукции и уменьшением затрат при её эксплуатации. Между производительным трудом и трудом, производящим более качественную продукцию существует следующие отличия: 1) производительность труда проявляется у производителя, а качество труда - у потребителя; 2) повышение производительности сопровождается уменьшением живого труда и повышением овеществленного; 3) повышение качества сопровождается повышением живого и уменьшением овеществленного; 3) производительность приводит к снижению себестоимости, а повышение качества к её росту. Экономическая оценка уровней качества представляет собой сопоставление затрат на удовлетворение потребностей с помощью конкретного товара с затратами на те же цели с помощью товара, обладающего общественно необходимым уровнем качества. Общественно необходимый уровень качества - уровень качества основной массы продукции, потребляемой в данный период времени. Эволюция методов управления качеством В истории управления качеством разделяют 5 перекрывающихся фаз. Основным источником их смены являлось противоречие: 1) предприятия стремились к снижению себестоимости продукции (внутренняя цель); 2) предприятия стремились оставаться конкурентоспособными путем обеспечения высокого качества продукции, что сопровождалось повышением себестоимости (внешняя цель). а - не требуемые свойства продукции б - требуемые свойства продукции в - дефекты г - неудовлетворенные потребности д - дополнительные издержки 1. Фаза отбраковки Эта фаза началась вместе с развитием ремесла и в равной степени использовалась производителем (который отбраковывал негодную продукцию, не допуская её к реализации) и потребителем (который перебирал приобретаемую продукцию, откладывая негодную). Впервые в массовом производстве отбраковку применил Самуэль Кольт в 1870 году. На сборку поступали только те детали, которые не отбраковывались (стандартные детали, С. Кольт впервые применил понятие «стандарт»). На предприятии впервые появились специальные работники - контролеры. Впервые в автомобильной промышленности идею стандартного качества (стандартных деталей) применили Генри Форд (Ford) и Генри Леланд (Codillac). Генри Форд ввел выходной контроль качества, что позволило оценивать работу каждого исполнителя. Основная идея контроля качества: потребителю должна поступать только качественная продукция, а некачественная отбраковываться. На этой фазе не было разрешено противоречие между внутренними и внешними целями производителя. На ряде предприятий количество контролеров доходило до 40%, себестоимость продукции возрастала. 3. Фаза контроля качества В 1924 году Вальтер Шухарт предложил контролировать не готовые изделия, а осуществлять периодический контроль параметров качества в процессе изготовления изделий. Предложенные Шухартом контрольные карты позволяли отслеживать изменение параметров качества и своевременно вмешиваться в процесс изготовления деталей. Также, Вальтер Шухарт предложил ввести статистический контроль. Противоречие между качеством и стоимостью было разрешено частично. Для повышения качества оказалось недостаточным только контролировать процесс, необходимо было организовать и обеспечить его всем необходимым. Фаза менеджмента качества Фаза началась в 1950 году, когда группа американских ученых в главе с Э. Демингом выступила с 12 лекциями по вопросам управления качеством перед японскими промышленниками, которые успешно внедрили полученные сведения. Программа действий Э. Деминга включала 14 пунктов: 1) Задача повышения качества должна быть постоянной, т.к. только качество обеспечивает конкурентоспособность; 2) Руководство должно осознанно брать на себя ответственность за качество выпускаемой продукции; 3) 100% проверка качества выпущенной продукции равносильно признанию того, что производственные процессы являются неуправляемыми; 4) Старайтесь выбирать поставщиков не на основании низких цен, а на основании долговременного сотрудничества; 5) Готовьте собственные кадры; 6) Любой работник должен иметь возможность безбоязненно высказывать свои идеи и задавать вопросы; 7) Устраните барьеры между отделами. Основной вклад в развитие этой фазы внесли: 1) Ф. Кросби - разработал программу «0 дефектов»; 2) А. Фейгенбаум - разработал систему тотального управления качеством TQM (total quality management), которая требовала управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции; 3) К. Ишикава - ввел понятие «петля качества», разработал «причинно-следственные диаграммы»; 4) Д. Джуран - ввел понятие «Триады качества», а именно планирование, контроль и улучшение; 5) В. Мессинг - предложил использовать на предприятиях «Справочник по качеству» как основной документ системы качества, в который проблемы и пути их решения. Основная идея фазы: так организовать работу на предприятии, чтобы исключить всякую возможность выпуска бракованной продукции 4. Фаза планирования качества В 1960-1970 годах рынок насытился по большинству производимых товаров. Качественной стала считаться продукция в максимальной степени удовлетворяющая потребности потребителя. Качество стали планировать на основании опроса мнения покупателей. Испытания продукции в большей степени начали переноситься с физических прототипов на виртуальную модель. Основные идеи этой фазы сформулировал Г. Тагути: Основные проблемы, связанные с производством и продвижением продукции закладываются на стадии маркетинговых исследований и конструирования; Качество продукции определяет потребитель, исходя из степени своей удовлетворенности. 5. Фаза экологического менеджмента Фаза началась в 1990-е годы и предполагала выпуск экологически чистой продукции экологически чистыми методами. Были приняты стандарты ISO 14000, касающиеся экологического менеджмента качества. Развитие элементов управления качеством на российских предприятиях Историю управления качеством в России отсчитывают со времен Ивана Грозного (середина 16 века), когда для контроля размера пушечных ядер были внедрены проходные и непроходные калибры. В 16 веке в России появились «Померная изба» и «Бракеражная комиссия», которые отбраковывали дефектную продукцию и отслеживали точность измерений. В 1875 году Россия подписала метрическую конвенцию. В 1860 году в России был принят первый национальный стандарт, который устанавливал размер железнодорожной колеи. На сегодняшний день в России действует более 20 000 государственных стандартов (ГОСТов), 15 000 ОСТов, более 100 000 ТУ. На советских предприятиях были разработаны и внедрены следующие системы управления качеством: 1) БИП (Бездефектное Изготовление Продукции) появилась в Саратов в 1955 году. Ответственность за качество продукции была возложена на исполнителей, качество работы которых оценивалось показателем: -количество качественной продукции, - общее число произведенной продукции Этот коэффициент влиял на величину заработной платы. Достоинства: впервые введен численный показатель качества труда. Недостатки: не учитывалось влияние организации труда и средств оснащения на качество продукции. 2) КАНАРСПИ (КАчество НАдежность Ресурс С Первого Изделия) появилась на горьковском авиационном заводе в 1957 году. Перед запуск изделия в производство осуществлялся большой объем научно-исследовательских изысканий, которые позволяли уже на первом изделии, сошедшем с конвейера, получать требуемые характеристики. Недостаток: система требовала больших вложений в НИОКР, что не каждое предприятие могло себе позволить. 3) НОРМ (Научная Организация Работ по повышению Мотороресурса) была внедрена на ярославском моторном заводе в 1963-1964 годах. Главной задачей системы являлось повышение мотороресурса двигателей, что зачастую сопровождалось ухудшением других показателей качества (недочет этой системы). Положительный момент: впервые производитель использовал опыт потребителя для выявления слабых мест в конструкции и технологии изготовления изделий. 4) КС УКП (Комплексная Система Управления Качеством Продукции) была внедрена в 1975 году на предприятиях Львовской области. Она объединила в себе все лучшее из предыдущих систем.
Страницы: 1, 2, 3
|