на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общественное мнение и СМИ

Общественное мнение и СМИ

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Связи с общественностью»

ТЕМА:

«Общественное мнение и средства

массовой информации».

Санкт-Петербург

2003.

Содержание:

|Введение |3 |

|1. Определение общественного мнения. |4 |

|2. Социальная установка. |7 |

|3. Социальное и общественное настроения. |9 |

|4. Информация и общественное настроение. |11 |

|5. Слухи. |14 |

|6. СМИ и власть |16 |

|Заключение |19 |

|Список литературы |22 |

ВВЕДЕНИЕ.

Связи с общественностью - «паблик рилейшнз» (РR) - во всем мире известны

в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о

РR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ

управления, в работе правительств и государственных служб, а так же в

формировании общественного мнения. РR - это неотъемлемая часть эффективного

управления любой организованной формой деятельности. Общие принципы РR

универсальны как в государственном, так и в коммерческом секторе, но,

безусловно, у каждой из них есть специфические особенности.

Без хороших РR, считает известный специалист в этой сфере С.Блэк[1], не

может существовать демократия. Избиратели должны знать, как работает

правительство, иметь информацию о принятых решениях, быть образованными,

чтобы полностью использовать предоставленные им возможности. РR должны

помочь гражданам узнать о своих правах и обязанностях при любом

правительстве.

Важнейшим инструментом установления необходимых связей с общественностью,

а соответственно формирования общественного мнения, считаются средства

массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

В современных российских условиях привычные когда-то монополистические

формы пропаганды «сверху вниз» оказались не только недейственными, но и

вызывающими протест. Изменилась и роль СМИ как инструмента установления

связей с общественностью. В частности, в последние годы появились новые

СМИ, зачастую альтернативные. Свои издания и эфирное время имеют Президент

и Правительство, парламент и профсоюзы, политические партии и коммерческие

структуры. Все они борются за свою аудиторию, а потому создали собственные

подразделения РR. Можно даже говорить о появлении первого российского опыта

в названной области. Многие принципы РR в своей совокупности представляют

одну из форм политических технологий, адаптированных к современным

требованиям.

В данной работе рассматривается вопрос влияния СМИ на общественное

мнение: в какой степени СМИ могут изменять общественное мнение,

общественное настроение и как это используется государственными органами

власти в собственных целях.

1. Определение общественного мнения.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания,

выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и

характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в

первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам

действительности, представляющим общественный интерес.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе,

так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди

обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

Ядром работы PR работы является воздействие на состояние

общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями: 1) убедить

людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или

организации, 2) сформировать общественное мнение, когда его нет, 3) усилить

уже существующее мнение общественности.

Общественность — это группа людей, во-первых, оказавшихся в

аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и

проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом

на создавшуюся ситуацию[2].

Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое

выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его

политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания

населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой

высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений

отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Общественное мнение — это совокупность многих индивидуальных мнений по

конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение — это

консенсус.

Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения.

Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо

конкретной проблемы или вопроса .Отношение определяется рядом факторов:

|1) личные — физические и эмоциональные компонента индивидуума,

включая возраст, общественный статус, физическое состояние

2) культурные — жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или

Япония) или географического района (городского или периферийного).

Политические кандидаты национального масштаба обычно апеллируют к

культурным характеристикам конкретных регионов страны.

3) образовательные — уровень и качество образования человека.

Апеллирование, обращение к современной образованной аудитории требует все

более сложных коммуникаций.

4) семейные — учитывающие происхождение людей. Дети часто приобретают

мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют

их в дальнейшем.

5) социальный класс — позиция в обществе. Изменение социального

статуса людей влечет изменение их отношений. Так, студенты учебных

заведений могут изменить свое отношение к общественным явлениям после

вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности.

6) этническая принадлежность как стиль жизни[3].

Научная традиция, связывающая существование в обществе института

общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля,

который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная

свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают

свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет

относительно них, проявляется в той совместности, которая называется

общественным мнением»[4]. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в

котором существует не зависящая от государства сфера частных

(индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих

гражданское общество.

Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с

развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы

жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность

человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое

значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением

буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие

из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных,

независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже

это собственность только на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка

формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого

института.

В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко

политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как

субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей

идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного

мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности,

имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы

перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного

единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному

политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и

независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

Работа организаций, — как крупных, так и небольших в области

общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

1) общественное мнение меняется — недостаточно его однократно

сформировать — с ним надо работать постоянно,

2) потенциальная направленность поведения общественности определяется

реальностями действительности,

3) не существует единой и унифицированной широкой общественности в

работе с ней — влияние на общественное мнение должно ориентироваться на

конкретные группы, или сегменты общественности,

4) общественное мнение обычно меняется в большей степени событиями,

чем словами,

5) мнение общественности определяется её интересами.

Работа организаций с общественным мнением на пороге XXI века

становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути

становления ПР как области знаний и сферы деятельности даёт специалисту

ориентиры в решении сегодняшних проблем.

2. Социальная установка.

Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп,

нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка.

Начало исследования социальных установок было положено работой

У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в

США в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации:

зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной

организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации

для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения

психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная

установка.

Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как

латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося

модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке

выделяются функции и структура.

К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная

установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или

иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет

особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.

Социальная установка возникает в результате активного освоения

личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных

эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется.

Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного

сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение

устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств

массовой информации на изменение социальных установок избирателей).

Что же представляет собой социальная установка?

В современной социальной психологии есть два определения этого

явления:

. устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к

действию, ориентированному на социально значимый объект;

. психологическое переживание индивидом ценности, значения социального

объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее

направляющее влияние на поведение[5].

Опросы общественного мнения представляют собой распространенные

исследования социальных установок массового сознания. У социальной

установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре

функции:

. приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект,

удовлетворяющий потребности индивида;

. знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по

отношению к какому-либо объекту,

. выражения ( саморегуляции ) - как средство освобождения индивида от

внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

. защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может

существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в

конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки

на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от

ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный

компоненты структуры социальной установки.

Изменение социальной установки может происходить под влиянием

убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же

благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две

теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки[6].

Бихевиористская:основана на принципе научения. Предполагается, что

социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким

образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки.

Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и

наказаний.

Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка

изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает

несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является

потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.

3. Социальное и общественное настроения.

Но не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей

характеристикой реально функционирующего сознания, его доминантой является

феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно

одновременно является и реальной формой поведения, вернее. вероятностной

формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в

общественную силу. Говоря о феномене социального настроения, необходимо

отметить ряд его сущностных черт[7].

Во-первых, социальное настроение носит результирующий характер, вбирающий в

себя одновременно влияние как объективных условий, так и субъективных

факторов, образующих некий сплав эмоций, чувств, умонастроений, ценностных

ориентации и установок, который не является их механической суммой или

неким условным объединением: это принципиально новое качество общественного

сознания, по которому можно говорить о нем с большей долей достоверности и

определенности.

Во-вторых, социальное настроение более определенно и более наглядно и

специфически «отражает» предшествующий опыт, «переваривает» его,

сопоставляя прошлое, и особенно уже происшедшее в общественной и личной

жизни, делая выводы и получая уроки на будущее.

В-третьих, социальное настроение - это «неотложенное», актуализированное

реальное сознание, которое управляет жизнью человека именно в данный момент

времени. Несмотря на то, что настроение может иметь волнообразный характер

выражения и в нем на первый; план могут выходить те или иные проблемы, оно

обладает в целом большей долговременностью своего действия, чем

общественное мнение, носящее часто быстро преходящий характер.

В-четвертых, социальное настроение - это тот элемент реально

функционирующего . сознания, который означает практическую готовность к

действию и является непосредственным предшественником и даже компонентом

поведения. Если при изучении общественного сознания мы постоянно



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.