исследований содержания телевизионных передач и воздействия
телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель
влияние телевидения, основанная на концепции символического
интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что
телевидение создает символический образ реальности, который, в
свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства
индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология,
фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы
символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию
стало выполнять телевидение .
Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется
миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих
продукцию массового производства информации и развлечений". И таких
" капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей -
складывается особый символический мир, который структурирует
жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и
формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и
необязательно и соглашения ) между большими и разнородными
группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и
поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих
посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы
телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа .
Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс
пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический
мир, представляет собой выборочную и функциональную систему
сообщаемых идей ".
Так, основное место в " телевизионном мире ", как показали
результаты контент - анализа, занимают представители средних и
высших слоев, люди с престижными профессиями и хорошим
материальным положением, преимущественно мужчины . Женщины
фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений .
Неудачники, выходцы из низших слоев встречаются реже .
Значительное место занимает тема насилия, потому что, как считают
авторы, это " самое простое и дешевое драматургическое средство
демонстрации правил игры за власть ", ибо " в символическом мире
открытое физическое действие делает сценически зримым то, что в
реальном мире обычно прячется " .
Ученые также констатировали, что " главное направление ",
культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные
политические характеристики - позиция середины, умеренного
нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между
радикалами и консерваторами . Такая позиция, привлекающая к себе
большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под
воздействием императивов массового рыночного спроса . Важнейшей
пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего
деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило,
на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые
внушаемые телеконцепции . Но поскольку для телебизнеса главной
задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой
продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как
консервативную, так и псевдолиберальную идеологию . Эту систему
политических ориентаций Дж . Гербнер называет " коммерческим
популизмом " .
Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно
сказать, что это была одна из первых попыток объединить
разработку теории влияния телевидения на процессы социального
контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и
измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального
восприятия .
Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием,
который использует телевидение, является привлечение внимания к
определенным проблемам . Только та проблема, которая освещена
телевидением, становится достоянием общественного внимания .
Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором "
общества . Но информационная картина мира, созданная новостными и
информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают
как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные
операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты . И
эта картина не обязательно адекватна реальности .
Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами
проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и
насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно,
например, что насилия и преступления составляют значительную часть
телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на
телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В
телепередачах большее место занимают преступления против человека,
в обществе - преступления против собственности . В телепередачах
преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем
в реальной жизни .
Явный " перекос " существует и в социально - демографическом
составе преступников . В телепередачах среди преступников
преобладают белые мужчины из среднего класса в возрасте от 30
до 40 лет, треть из которых является специалистами высокого
класса или занята интеллектуальным трудам . В обществе преступники
распределены более равномерно между социальными классами.
Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников "
выступают жадность, месть или проблемы психологического характера .
Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных
социальных процессов или как результат противоречий социальной
структуры . Телевидение показывает в основном процесс
расследования, преследования и ареста . Преступник в "
телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в
отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений
и совершения правосудия низок . Обвинения, предъявление исков,
судебные процедуры и вынесение приговора практически не
рассматривается .
Х . Тейлор и Т . Дозьер изучили американские телевизионные
передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали
передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены
как герои . В ходе их анализа и в ходе последующего анализа,
сделанного Р . Стаплсом и Т . Джоннсом, были выявлены некоторые
интересные моменты .
Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка
чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи . Черный
супергерой имел определенный набор черт характера : очень
мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая
личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и
симпатию . Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует,
пропагандирует этого героя как модель подражания для черных
подростков . Делается это с той целью, чтобы подростки
представляли себе работу в полиции как возможность сделать
хорошую карьеру .
Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия,
если оно направленно на защиту статус - кво . В этом случае
насилие является морально ( если не законодательно ) допустимым и
социально необходимым . Герой должен применять насилие, так как
силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию
, Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные
революционеры . Те герои, которые выходят за рамки традиционных
законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда
принадлежат к белой расе . Представители черной расы не
появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не
вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы .
Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное
насилие только для защиты своего положения или действуя под
непосредственным руководством белых .
Эти же авторы полагают, что насилие на телевидении выступает
механизмом социального контроля, так как применения насилия теми,
кто защищает статус-кво, легитимизируется, то есть рассматривается
как социально положительное явление, а также пропагандируется
идея, что полиция представляет собой воплощение справедливости .
Но Тейлор и Дозьер отмечают, что эти образы часто бывают полны
иронии . Например, черные супергерой телевизионных передач часто в
реальной жизни являются самыми презираемыми членами негритянского
сообщества . Система правосудия, карающая преступников, представлена
как равная для всех, без этнических и расовых предрассудков , а
на самом деле она дискриминирует права меньшинств .
В работе " Функции социального контроля, выполняемые
изображением насилия в СМИ " Шаттенберг делает интересное
замечание : полезность и польза, которую приносит телевидение,
вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением,
о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью .
Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то
приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом .
Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного
ритуала, где преступник определен, опознан и наказан ( в полном
соответствии вашим ожиданиям ) и где восстанавливается нарушенная
социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет
информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше
публичные казни . Оно напоминает, что процесс социального контроля
продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего
обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации
общества . В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно
и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на
символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального
порядка .
Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что
телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых
человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а
мастером по их изготовлению.
Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа
выступает процесс влияния телевидения на стратификационную
структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих
социальных различий .
Здесь необходимо заметить, что в современном обществознании при
всем многообразии объяснительных моделей существования социального
неравенства преобладает подход, который во главу угла ставит
индивида, его заложенные природные отличия. СМИ, в свою очередь,
скорее подтверждают, чем ставят под сомнение индивидуалистическое
объяснение процессов социальной стратификации . К .Гулд и С .
Дагмар в своей работе " Телевидение : искаженный взгляд на
бедность " говорит о стереотипе бедности, который создает
телевидение : бедные редко недовольны своей судьбой или ставят
под сомнение справедливость самой системы ; при этом реальные
экономические трудности минимизируются или идеализируются.
В статье " Класс и род в развлекательных передачах на
телевидении в прайм - тайм : наблюдения с точки зрения социалистов
и феминистов " на основе анализа 10 самых высокорейтенговых
передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит утверждают, что понятие
социального класса в телевизионных передачах чрезмерно упрощено и
не способно отразить многое из социальной реальности .
Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего
классов, а персонажи из среды рабочего класса практически
отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник
эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением
товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей
привлекательности . В профессиональном плане они занимают
подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей
властью . Брак играет значительную роль в достижении более
высокой ступени в структуре занятости . Нет персонажей, которые
представляли бы большинство женщин , т.е. имеющих низкооплачиваемые,
считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг .
Обойдена вниманием и проблема так называемого " двойного рабочего
дня " женщины . Стивс и Смит говорят, что подобные образы женщин
укрепляют " идеологию угнетения".
Конечно, любые заявления об эффективности СМИ в передаче
различных точек зрения о процессах социальной стратификации
является дискуссионным. Сообщения, передаваемые с помощью
телевизионных образов, являются сложными символическими феноменами,
глубоко укорененными в конкретных социальных и исторических
условиях . Люди могут использовать их при объяснении социальной
действительности ; они могут влиять на формирование их взглядов,
мнений о процессах социальной стратификации . Однако долгосрочный
эффект воздействия телевизионных сообщений на когнитивные
структуры, посредством которых люди обобщают и интерпретируют свой
опыт и наблюдения, пока неизвестен .
В американской литературе по социологии и коммуникативистике
нет систематического анализа ценностной структуры телевизионных
передач, но ее можно попытаться воссоздать по большому количеству
замечаний, сделанных о ней.
В основе телевизионной идеологии современного общества,
базирующегося на частной собственности и законах
предпринимательства, лежат следующие ценности : индивидуализм,
протестантская трудовая этика ( несмотря на то, что реклама и
развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее ),
подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина,
образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами
), материализм, технологический прогресс, умеренность семья,
плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус-
кво) и институциональная ответственность.
Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем
лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно
предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на
модель порядка, а не конфликта . Предлагаемые решения проблем,
как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают
основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (
например, счастьем и достижением ) и институтами современного
индустриального общества . Эти институты характеризуются процессами
приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может
сильно затруднить достижение идеальных целей . В свою очередь
идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко
оспариваются .
Обобщая, можно сказать, что хотя телевидение имеет внешние "
ограничители " ( в виде цензуры и коммерческого спонсорства ), в
гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые
оно само на себя наложило, определив, что их главной целью
является привлекать и развлекать как можно более широкую
аудиторию
Заключение.
Проведенный анализ различных точек зрения и позиций
исследователей, анализировавших деятельность телевидения,
функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, позволяет
сделать вывод, что они констатируют его значительную роль в
реализации механизма социального контроля общества. Вторгаясь во
все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное,
все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что
порождает еще одно " проблемное поле ", которое требует особого
разговора - проблему социальной ответственности.
Список литературы.
Культура русской речи.
Москва , 1998г. 560с.
Средства массовой информации и пропаганды.
Москва , 1997г. 352с.
Прохоров Е. П.
Введение в теорию журналистики.
Москва , 1995г. 294с.
Полуэхтова И. А.
Телевидение как механизм социального контроля.
// Вестник Московского университета: Социология и политология . -
1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .
-----------------------
ОБЩЕСТВО
иные источники
массовой
информации
Страницы: 1, 2, 3
|