называются адреса, упоминаются часы работы магазинов и учреждений.
Степень "давления" на слушателя определятся характером услуги (или
товара) и типом станции. Реклама услуг дилера, торгующего лимонадом, или
распродажи со скидкой требует живости, быстрого темпа, и ритм рок-станции
вполне для этого подходит. Но отели, банки, страховые агентства
придерживаются замедленного темпа - потенциальные клиенты станций
классической или "красивой" музыки.
Форматизация американского радиовещания привела к тому, что каждая
станция располагает узкой, но относительно гомогенной аудиторией. Это
выгодно рекламодателям. Но для нашей страны четкая форматизация станций -
это, по-видимому, будущее.
3.2. Время выхода в эфир.
Наиболее эффективными для включения рекламы являются программы,
содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы точного
времени, сводка погоды и т.д. График рекламного вещания впервые появился в
США и выглядит приблизительно так:
утро и после полудня - "время домохозяек"
вечер - время молодежи
после полудня в выходные - спортсменов
воскресенье утром - туристов
около 8 вечера - время служащих
ночью - работников транспорта
Конечно, такая градация довольно относительна, но в целом эта система
"работает".
3.3. Продолжительность звучания.
Время - главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно
быть нужное количество слов - не слишком много и не слишком мало. На Западе
принято 16 машинописных знаков считать за секунду. Строка в 80 знаков
занимает в эфире при средней скорости чтения 5 секунд. Беда многих
российских специалистов - принимать подобные исследования за руководство к
действию. На самом деле необходимо учитывать особенности языка: в русском
языке каждый символ (кроме мягкого и твердого знаков) обозначает один звук,
а в английском, например, три-четыре знака часто дают один звук. Видимо, в
русском языке за секунду произносится не 16 написанных букв, а меньше. Те
же рекомендации можно применить к следующим американским стандартам:
10 секунд для 25 слов
20 для 45
30 для 65
60 для 125
Использование шумовых эффектов ведет к сокращению текста. Поскольку
оплачивается время, а не слова, необходимо искать оптимальные варианты
сочетания всех трех элементов аудиоспота.
По рекомендациям психологов, продолжительность спота не должна
превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает его до конца.
3.4. "Обрамление" аудиоспота другой рекламой, музыкой или сообщением.
Этот фактор тесно связан со временем выхода спота в эфир. Несомненно,
выгоднее разместить рекламу, скажем, женских колготок сразу после
мелодичной, "красивой" композиции популярного исполнителя, а рекламу
пейджеров - после выпуска новостей. Эти приемы опираются на возникновение
соответствующих ассоциаций. Здесь мы видим применение психологии в чистом
виде. В случае с рекламным блоком, когда соседствуют споты совершенно
разных видов товаров или услуг, трудно вывести какие-либо закономерности, в
этом случае особенно важен "эффект края".
3.5. Структура аудиоспота.
В отношении структуры рекламного объявления нет строгих правил. Как
правило, радиоспот содержит введение-интродукцию или элемент, привлекающий
внимание, основную часть, посвященную преимуществам продукта или услуги, а
также энергичный финал.
Интродукция может иметь форму шумового эффекта, утверждения, вопроса,
обещания, заставляющего выслушать объявление до конца. Шумовой эффект может
прозвучать еще раз для поддержания интереса.
В основной части акцент сосредотачивается на логическом развертывании
аргументации в пользу рекламируемого товара. Сначала называется
преимущество, затем оно развивается; объясняется способ достижения
эффективности и, наконец, подчеркивается удовольствие от обладания вещью.
В радиоспоте, в отличие от книг, пьес и т.д., кульминация и развязка -
это обращенный к аудитории призыв к действию, ударная фраза. В рекламном
тексте композиция усечена, в ней отсутствует развязка как таковая, в
результате того, что программа логического завершения заканчивается за
пределами текста, в практической деятельности.
Призывы "Заходите - убедитесь сами", "приходите сегодня" и т.д. не
означают, что от слушателя ждут немедленной реакции. Призыв придает
жизненную энергию финалу, это заключительный удар по чувствам и мышлению
слушателя.
Исследования психолингвистов по вопросам эффективности пропаганды
указывают на необходимость исключения высказываний в виде приказаний.
Поэтому окончательный призыв должен приглашать, обещать, но не приказывать,
что часто происходит. Эта мысль особенна важна в российских условиях: какие
чувства вызовет приказание купить стиральную машину за 1000 долларов у
большинства наших слушателей?
Рассматривая структуру аудиоспота, мы вплотную подошли к проблемам
текста, музыки, шумов и их взаимосвязи. Целесообразно законы текста
рассматривать как подпункты фактора ясности и краткости сообщения, а музыку
и шумы и некоторые текстовые особенности отнести к оригинальности
аудиоспота.
3.6.Текст.
В ситуации неподготовленного восприятия большое значение имеет
синтаксическая организация рекламного радиотекста. Единство обеспечивается
тесной синтаксической спаянностью отдельных структурных частей,
представляющих собой сверхфразовые единства, и фраз, из которых эти
единства состоят. Тесная синтаксическая связь актуализирует рекламную
информацию, обеспечивает активное продвижение рекламной идеи. Для
привлечения внимания используются риторический вопрос, восклицания,
вопросно-ответная форма начала текста. Завершают текст побудительные
высказывания, желательно с оттенком доверительной просьбы, совета,
напоминания.
Слушатель извлекает из фраз аудиотекста рекламный подтекст,
ассоциативную рекламную информацию, получаемую из сочетания рациональной и
эмоциональной информации.
Оценка предложения с позиций "успешность-неуспешность" учитывает
обязательность жесткой адресованности высказывания, то есть соотношения
интерпретации высказывания с точкой зрения адресата.
Не менее важная характеристика текста - ритмико-интонационная
структура. Ритм и интонация обуславливаются задачами привлечения и
удержания внимания на наиболее важных участках текста. Ритмико-
интонационная структура характеризуется такими особенностями, как смешение
простого и сложного ритмов, что исключает монотонность; аритмичным
чередованием ударных и безударных слогов, прерывистостью ритмического
построения. Задача этих приемов - сосредоточить и активизировать внимание
слушателя, из непроизвольного переводить в заинтересованное.
Одна из важнейших характеристик рекламного текста - лексика. Для
рекламы важны два обширных пласта лексики: позитивно-оценочный и
нейтральный. Слова из обеих групп соединяются в устойчивые сочетания -
рекламные клише, а также в обороты с модальной окраской просьбы,
предложения.
Оценочные слова выражают понятия, связанные с позитивными интересами
людей из различных сфер общественной жизни - морали и этики, материального
достатка, бытового комфорта - и представляющих на данном этапе
общественного сознания повышенную ценность. Среди них можно назвать такие:
известность, престижность, популярность, доброта, авторитет, надежность,
практичность, гармония.
Позитивно-оценочные слова отражают положительные стереотипы.
При формировании установки на доверие со стороны аудитории рекламист
сталкивается с проблемой действия стереотипов человека. Стереотип влияет на
принятие решения клиентом и делает этот процесс нелогичным для внешнего
наблюдателя. "По большей части, - писал У.Липпман, - вместо того, чтобы
сначала увидеть (услышать), а потом определять, мы, напротив, сначала
определяем, а потом видим (слышим), мы замечаем только то, что уже
сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное
в форме стереотипов своей культуры".
Стереотип более конкретен, чем потребность. Это совершенно
определенное, зримое, слышимое, представляемое предубеждение - отношение
клиента к себе, каналу информации, продвигаемым объектам. Стереотипы
относятся к миру мыслей, чувств, то есть к сфере идеального. Но их влияние
на реальность, поступки людей огромно.
В зависимости от стиля ролика автор текста, сочетая синтаксические,
ритмико-интонационные, лексические и психологические приемы, может
дифференцированно строить рекламные обращения. В какой-то мере рекламный
спот - это произведение искусства, устный жанр литературы, и к нему
применимы те же способы воздействия и украшения текста, что и в литературе.
Радиореклама черпает образы из тех же источников, что и журналистика:
народное творчество, художественная литература, факты общественной жизни.
Образы из этих сфер широко в ней представлены. Приемы их использования
многообразны: от полного привлечения контекста произведения до применения
всего одной фразы или имени сказочного героя, однако настолько емких и
столь прочно укоренившихся в сознании слушателей, что это дает возможность
лаконично и четко формулировать отношение к товару.
Созданию образа товара также способствует использование эпитетов.
Подбираются они в соответствии с основной задачей - положительной оценкой
продукта или услуги. Причем желательно подбирать конкретные эпитеты,
характеризующие рекламируемый объект. Слова "красивый", "восхитительный"
годятся скорее как междометья-восклицания. Эпитеты должны заставлять
увидеть продукт, почувствовать его запах, они восполняют недостаток
зрительного ряда в данном канале коммуникации, а так же отсутствие прямого
контакта с покупателями.
Располагаются эпитеты по определенным стандартным схемам. Одна из них
заключается в подборе эпитетов по контрасту. Антонимы позволяют
подчеркивать положительные качества товара: "Холодный лимонад в жаркий
день". Сильный эффект дают эпитеты в виде триад, дающих трехстороннюю
оценку объекта: представление о внешнем виде, утилитарная ценность,
социальная значимость: "классический, удобный, престижный пиджак".
Из литературы же пришли в рекламу сравнения, метафоры и фразеологизмы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания слов широко применяются в
радиорекламе, что объясняется следующими их свойствами:
- они знакомы практически каждому, поэтому мысль, выраженная с их
помощью, легко воспринимается;
- общеизвестность фразеологизмов приводит к тому, что их легко
трансформировать;
- образность устойчивых словосочетаний содержит устоявшуюся
эмоциональную нагрузку.
Использование речевых оборотов, литературных приемов в большой степени
обуславливает оригинальность и запоминаемость рекламного сообщения. Для
удобства рассмотрения предлагается прибегнуть к разделению аудиоспотов.
3.7. Оригинальность ролика; эмоциональное воздействие.
Согласно принятой в США классификации, выделяют 4 типа аудиоспота. Это
- прямая реклама, диалог, драматизация и музыкальная реклама.
Прямая реклама - обращение диктора к слушателю, посвященное
достоинствам того или иного товара или услуги, рассказ без каких-либо
приемов привлечения внимания. Весь текст начитывается диктором. В этом
случае успех обращения зависит от того, с какой теплотой и искренностью
зачитывается текст. Тут прежде всего, необходимо учитывать перечисленные
выше рекомендации, относящиеся к лексике, ритму и синтаксису обращения.
Преимущество такого вида радиорекламы в ее дешевизне, но из-за отсутствия
дополнительных эффектов, усиляющих воздействие рекламы, многие заказчики
стараются избегать таких решений. Творческих работников прямая реклама
также не удовлетворяет.
Частная разновидность прямой рекламы - объявления на два голоса. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4
|