на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Летний сад в Санкт-Петербурге - (реферат)

Летний сад в Санкт-Петербурге - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Летний сад в Санкт-Петербурге

Известно, что территория, где ныне расположен Санкт-Петербург, много веков назад принадлежала Великому Новгороду. Земли здесь не радовали плодородием или пышной растительностью: преобладали чахлые почвы, болота, низкорослый кустарник, негустые леса. Но достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, как велико значение этих мест - и экономическое, и военное. Во времена Петра I, в результате Северной войны захваченные неприятелем земли были возвращены государству Российскому. Именно в ходе этой войны возник Санкт-Петербург в мае 1703 года как го- род-крепость и город-порт, как форпост русского государства на бере- гах Балтийского моря. У каждого только что рождённого города есть отправные пункты его дальнейшего развития. Вокруг них складывается центр, растут жилые и общественные постройки. Для Санкт-Петербурга, ставшего с 1712 года столицей России, такими пунктами были прежде всего Петропавловская крепость и домик Петра I вблизи неё, чуть выше по реке. Однако имелись ещё две точки на левом берегу Невы, важные для формирования города. Это Адмиралтейство - судостроительная верфь и крепость - и Летний дворец Петра немного выше по течению, где от Невы отделяется её рукав Фонтанка, которую тогда называли Безымян- ным ериком. Соседство петровского дворца с прилегающим к нему Летним садом и близость Адмиралтейства предопредилили важность этого места в жизни столицы.

С первых лет существования города одной из самых важных задач, вставших перед его строителями, стало осушение болот. Без этого не- возможно было сооружать здания, даже простейшие, устраивать сады и парки. Для осушения Большого луга в начале 10-х годов XVIII века прорыли два канала между Невой и маленькой речкой Мьёй, позднее наз- ванной Мойкой, - Красный, засыпанный в 80-е годы XVIII века, и Лебя- жий, существующий по сей день. Они отделили луг от Летнего сада с востока и от рабочих слобод с запада, превратив в настоящий остров, так как с севера и юга его ограничивали Нева Мья, продолженная на восток до Безымянного ерика.

Конечно, узенькие каналы нельзя назвать серьёзными водными преградами, но они всё же затрудняли доступ сюда: ведь мостов не было, Пётр запрещал их строить, желая таким радикаль- ным образом поощрить "малое" судоходство. Царь требовал, чтобы "употребляли суда точно так же, как на сухом пути кареты и коляски, а не сорные телеги" и чтобы "каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно". Так что простые горожане на Большой луг и в Летний сад попадали редко. Да к тому же что им было здесь делать? В дворцовый Летний сад их обычно не пускали, ехать отсюда было некуда, разве что на противоположный берег Невы, но такая переправа через широкую реку требовала немалых усилий, и без особой надобности на ту сторону не отправлялись. За время правления Петра I новый город на Неве приобрёл извест ность в Европе и стал привлекать всё больше иностранных путешествен- ников. Они удивлялись, как много удалось сделать здесь за считанные годы. Среди мест, вызывавших особый интерес, был Летний сад с его окружением, включая Большой луг. Летний сад увековечен во многих произведениях искусства, к нему не раз обращались художники и поэты, и рассказывать о нём можно бесконечно. Сад важнейшая часть ансамб- ля Марсова поля, его восточный "фасад". В XVIII веке на протяжении целых десятилетий они составляли одно художественное целое. "Летний сад был разбит на громадном пространстве, захватывая часть Царицына луга" писал историк города В. Авсеенко, и это утверждение совпадает со многими другими описаниями старого Петербурга.

Летний сад - почти ровесник города, он существует с 1704 года. В его создании и украшении принимали участие видные архитекторы: Ж-Б. Леблон, И. -Г. Маттарнови, М, Земцов, мастера-садоводы Я. Роозен, И. Сурмин, Л. Лукьянов, И. Яковлев и другие не менее известные архитек- торы. По замыслу Петра, сад должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. Здесь, на левом берегу Невы, была своего рода периферия, отделённая широкой водной гладью реки от шума и суеты первой петербургской площади.

В северо-восточной части сада, где до основания города находилась мыза (усадьба) шведского майора Конау, по проекту Д. Трезини построили небольшой двухэтажный Летний дворец Петра I, сохранившийся до наших дней. В 1710 году на чали "бить сваи" под фундамент, к весне 1712 года здание было вчерне завершено, но отделка фасадов и интерьеров продолжалась до 1714 года при участии А. Шлютера. Прямоугольное в плане здание имеет мало обще- го с дворцом в обычном понимании этого слова, оно невелико и сравни- тельно скромно. Фасады первоначально украшали лишь наличники окон и русты по углам; чуть позднее между окнами первого и второго этажа были размещены двадцать девять рельефов из терракоты на темы антич- ной мифологии, иносказательно напоминающие события Северной войны.

Планировка двух этажей дворца одинакова: в каждом по шесть жилых комнат, поварня, коридор и комната для дежурных денщиков и фрейлин. Внизу были апартаменты Петра, наверху - покои Екатерины I. Хотя дале- ко не всё внутреннее убранство сохранилось, многое в комнатах выгля- дит так, как при основателе города. В 20-е годы XVIII века Летний сад быстро расширялся и благоуст раивался. К концу царствования Петра он был по размерам куда больше существующего в наши дни, включая территорию нынешнего Михайловского сада и место, где позднее появился Инженерный замок с его окружени- ем. В то время обычно различали три царских Летних сада: первый за- нимал северную часть современного, от Невы до поперечного канала, позднее ликвидированного (он делил территорию примерно пополам), второй - южную часть, от канала до Мойки, третий простирался южнее этой речки.

Как известно, садово-парковое искусство знает два основных типа садов регулярные и пейзажные (их иногда ещё называют соответствен- но французскими и английскими). Летний сад создавался как регуляр- ный, или, как его ещё именуют, архитектурный - с чёткой планировкой, прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником, зачастую в форме правильных геометрических фигур: шара, куба, пира- миды. Образцом был Версаль, знаменитая резиденция монархов Франции под Парижем. Пётр хотел, чтобы его сад превзошёл парк "короля-солн- ца" Людовига XIV. Где бы он ни был и чем бы ни занимался, царь не забывал про свой "огород" (так иногда называли в то время сады), требуя, чтобы сюда доставляли ценные сорта деревьев и цветов, вся- ческие диковинки, чтобы приглашались искусные мастера-садоводы.

Как выглядел Летний сад в 20-е годы XVIII века, даёт представ- ление дневник камер-юнкера Ф. -В. Берхгольца, приезжавшего несколько раз в Петербург в свите герцога Голштинского. "Сад это, - читаем мы, - имеет продолговатую форму; с восточной стороны к нему примыкает Лет- ний дворец Петра I, с южной оранжерея, с западной - большой краси- вый луг, на котором при всех празднествах обыкновенно стоит в строю гвардия.... а с северной он омывается Невою, в этом месте довольно широкою". Обратите внимание в этом описании на "большой красивый луг" к западу от Летнего сада - это будущее Марсово. Парадной частью сада при Петре была северная, примыкавшая к Неве, где обычно проис ходили празднества, торжественные церемонии. Именно здесь располага- лось больше всего "садовых затей", восхищавших современников. В 1715 - 4 - году в этой части сада архитектор И. -Г. Маттарнови, один из строите- лей здания Кунсткамеры на Васильевском острове, возвёл на берегу Не- вы три галереи. Особенно нарядной была центральная, расположенная на главной оси сада, примерно посередине между Фонтанкой и Лебяжьим ка- налом. Её украшали двенадцать парных мраморных колонн, широкий про- ход посередине был устлан белыми и чёрными мраморными плитами. Здесь была установлена античная статуя Венеры, приобретённая для Петра в Италии. Царь настолько дорожил скульптурой, что даже приказывал ста- вить для её охраны особых часовых. Мраморная богиня , названная позднее Венерой Таврической, ибо она долго находилась в Таврическом дворце, ныне хранится в государственном Эрмитаже.

От галереи вела вглубь сада аллея. На ней были оборудованы че- тыре площадки с фонтанами. Во время торжеств и приёмов на первой площадке, Дамской, обычно находилась Екатерина I с придворными дама- ми, на второй, Шкиперской, сам Пётр, проводивший здесь время в мужс- кой компании, потягивая пиво, беседуя и развлекаясь игрой в шашки. Шкиперскую площадку окружали четыре декоративно подстриженных куста, в стороне был выкопан пруд. В беседке на острове посреди пруда часто любил уединяться Пётр. Повернув от четвёртой площадки по боковой аллее налево, К Фон- танке, посетитель через минуту-другую оказывался перед Гротом.

Этот павильон прямоугольной формы завершался куполом, увенчанным шестиг- ранным фонариком, стены его были украшены колоннами и скульптурами, а соединённые арками три зала отделаны туфом, причудливыми раковина- ми, мелкими разноцветными камнями и толчёным стеклом. Казалось, что это сказочная пещера. Общее внимание привлекал тогда и спроектированный Леблоном птичник, где содержались орлы, чёрные аисты и другие диковинные пти- цы. Он напоминал, по словам историка искусства А. Новицкого, "необык- новенно красивую архитектурную игрушку самой затейливой конструкции в форме индо-китайской пагоды: в плане представляя осмиугольную звезду, почти сплошь покрытую резным орнаментом" с крышей, увенчан- ной золочёным флюгером в виде дракона.

Не раз вспоминали современники о фонтанах петровского Летнего сада. Хотя они и уступали по масштабу и оригинальности замысла фан- тастической водяной феерии Петергофа, но очень оживляли аллеи и пло- щадки. В 1721-1724 годах в Летнем саду, на месте одноэтажной царской - 5 - "мыльни", архитектор ван Звитен возвёл второй Летний дворец, распо- ложенный симметрично первому, у ответвления от Невы Лебяжьего кана- ла. Существовал он недолго и не сыграл заметной роли в формировании облика близлежащих мест. Куда более интересным сооружением оказалась так называемая "Зала для славных торжесвований", построенная на бе регу Невы, в 1725 году в считанные месяцы для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Карлом Фридериком Голштейн-Готторпским. Возвести её "в самом кратком времени преизрядным художеством" было поручено одному из первых крупных российских архитекторов М. Земцову.

Богато и нарядно выглядели фасады: плоскость стен между окнами (их насчитывалось пятьдесят два) оживляли пилястры, соединённые гирлян- дами, линия парапета по краю крыши прерывалась вазами на пьедеста- лах. Почти всё пространство внутри занимал огромный двухсветный зал, украшенный живописью на батальные темы и шпалерами, к нему по сторо- нам примыкали два более низких, одноэтажных помещения. Вход, над ко- торым располагалась скульптурная композиция с фигурами Марса и Неп- туна, находился в центре, связывая зал непосредственно с аллеями са- да. Из "забав" и украшений петровского времени до наших дней почти ничего не дошло, зато сохранилась ценнейшая коллекция садово-парко- вой скульптуры - около девяноста мраморных статуй и бюстов. Приобре- тённые по распоряжению Петра I главным образом в Италии, они выпол нены мастерами венецианской школы П. Баратта, Дж. Бонацца, А. Тарсия, Дж. Зорзони и другими.

В XVIII веке скульптур было больше двухсот, но впоследствии многие погибли или "перекочевали" в летние загородные царские рези- денции и в Эрмитаж. В числе статуй - бюсты (их тогда называли "груд- ные штуки") Александра Македонского, Юлия Цезаря, римского императо- ра Траяна, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христи- ны, фигуры героев античной мифологии, аллегоричные изображения при- родных явлений или отвлечённых понятий ("Ночь", "Полдень", "Утро", "Закат", "Навигация", "Астрономия" и так далее). Одна из самых из вестных скульптур - "Мир и изобилие" работы П. Баратта, аллегория Ништадтского мира. Сидящая женская фигура, олицетворение России, держит в правой руке опрокинутый факел - символ окончания войны, в другой руке у неё - рог изобилия. Рядом стоит крылатая богиня Побе- ды, венчая Россию лавровым венком. В петровское время скульптуры, фонтаны, павильоны украшали главным образом первый и частично второй Летний сад. Но и третий не - 6 - пустовал. Здесь, на южном берегу Мойки, где теперь находится в Ми- хайловском саду павильон Росси, в 1712 году начали строить небольшой дворец для Екатерины I. Завершённый золочёным шпилем с фонариком, он выглядел довольно богатым и назывался "Золотые хоромы". Конечно, эпитет "богатый" применим к нему лишь в сравнении с обычными пост ройками тех лет, а рядом с великолепными царскими резиденциями более позднего времени он показался бы маленьким и невзрачным. Этот дворец дал ещё одно название Большому лугу - Царицын луг.

Именно оно чаще всего употреблялось во второй половине XVIII века и даже в XIX веке. Всевозможные хозяйственные постройки вокруг дворца: конюшни, оранже- реи, амбары - занимали большую территорию, ограниченную Мойкой, Большой прешпективой (Невским проспектом), Кривушами (каналом Грибо- едова) и Фонтанкой. По воспоминаниям одного из современников, в на- чале 20-х годов XVIII века в саду у "Золотых хором" ещё ничего не было, кроме фруктовых деревьев, преимущественно яблонь, да пяти пру- дов, где разводили живую рыбу для царских трапез. Зато в оранжереях и парниках зрели редкие для северных мест плоды - бананы, ананасы и другие дары щедрого юга. Вдоль берегов Мойки и Фонтанки отвели место для прогулок, отсюда наплавной мостик через Мойку вёл во второй Лет- ний сад. В своём любимом "огороде" Пётр I нередко устраивал ассамб- леи - приёмы гостей, где "можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, так же слышать, что где делается.... ". Учреждённые ука- зом от 26 ноября 1718 года, они сыграли заметную роль в ломке старо- го быта. Гости обычно съезжались к пяти часам пополудни и оставались до позднего вечера, а чтобы никто не мог уйти до окончания ассамблеи, Пётр приказывал запирать ворота садовой ограды. Пока приглашённые веселились или, наоборот, скучали, рядом с садом, на Большом лугу, играли оркестры. Они состояли, как вспоминал очевидец, "из несколь- ких труб, фаготов, валторн, гобоев и литавр. Капельмейстер из сол- дат.... бил там в огромный турецкий барабан и нередко считал четвер- ти, отчего и сам не всегда попадал в темп". К началу празднества на лугу обычно "выстраивались Преображенский и Семёновский полки, царь угощал солдат, поднося собственноручно из деревянных чашек вино и пиво. Народ толпился около горячих пирогов и печёного хлеба, жареных туш свиней, баранов и быков с золочёными рогами, которые нередко раздавал сам Пётр".

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.