на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Улицы Земляного города - (реферат)
p>Свое название улица получила не случайно: она как бы дублирует Большую Никитскую на отрезке от Никитских ворот до Садового кольца. С 1949 по 1991 г. она называлась улицей Качалова память об артисте МХАТа В. И. Качалове. [1] Зародилась Малая Никитская еще в XVI веке. Удивительна ее несвойственная древним московским улицам прямизна. Длина ее около 800 метров. [1] Тихую, укромную улицу издревле облюбовали представители знатных боярских, а потом дворянских родов. В пожар 1712 года улица, почти сплошь застроенная деревянными домами и службами, сильно погорела от взрыва находившегося рядом Гранатного двора. Не меньший пожар был на ней и в 1752 году. В давние времена улица заканчивалась Вспольем, то есть началом простиравшегося от нынешнего Вспольного переулка поля. Только в первые десятилетия прошлого века М. Никитскую застроили до Садового кольца. Во второй половине XVIII в. улица превратилась в “дворянское гнездо”. В конце XIX - начале XX в. она стала любимой улицей трудовой интеллигенции. [1]

Левую сторону улицы в большинстве занимают владения, выходящие фасадами на Малую Никитскую. В доме № 6 расположен дом-музей Горького. Особняк построен в 1900-1902 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябинушского–известного московского миллионера, собирателя икон. Дом известен как один из лучших памятников русского модерна. Низкая уличная ограда здания позволяет свободно воспринимать весь его объем. Гладкие стены, четкие угловые грани, крупные, почти квадратные окна, повторяющие пропорции основных выступов, горизонталь сильно вынесенного карниза–все это создает ощущение лаконичной и строгой геометричности здания. На светлой облицовке стен выделяется широкая лента мозаики с излюбленным в то время изображением бледно-лиловых ирисов. Планировка дома ассоциируется с древнерусским принципом компоновки здания из отдельных палат. Крупные помещения обоих этажей свободно группируются вокруг парадной лестницы. Простота этой планировки обогащена характерной для модерна слитностью пространства: широкие арочные проемы вместо дверей, ширма-витраж в вестибюле и т. д. Опоры и ограждение главной лестницы созданы как единое скульптурное произведение. Богатое и разнообразное освещение– верхний стеклянный фонарь, угловой витраж, арки вестибюля и столовой –усиливает ее выразительность, превращая лестницу в центр и основу композиции интерьера. Все детали здания–решетки ограды и балконов, витражи и осветительные приборы, наличники дверей, паркет, лепной декор–прорисованы с подчеркнутой остротой. В интерьере богато использованы сочетания полированной меди, различных сортов дерева, окрашенного и белого стекла. С 1936 г. здесь Дом-музей М. Горького. [3]

Усадьба под № 12 создана в конце XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. она принадлежала А. Н. Долгорукому, со второй половины XIX в. до 1917 г. –Бобринским. Кроме главного дома в глубине парадного двора и двух боковых флигелей, соединенных с ним полуциркульными в плане декоративными стенками, ансамбль включал первоначально два флигеля, выходивших на линию Гранатного переулка. В 1889 г. на их местах построены существующие трехэтажные дома по проекту М. И. Никифорова. Двор отделен от улицы оградой с воротами. Широкий парадный двор украшен скульптурами “Парис” и “Елена”, перенесенными сюда в 1947 г. из Музея архитектуры. Главный дом– каменное трехэтажное здание дворцового типа –включает в центральной части более раннюю постройку. Его можно отнести к середине XVIII века. Середина фасада выделена многофигурным барельефом над богато декорированными окнами второго этажа. Монументальный масштаб и одновременно тонкий рисунок всех деталей фасада определяют облик здания. После 1812 г. декор был частично изменен; к тому же времени относится широкий кованый зонтик подъезда. Интерьер главного дома сохранил первоначальную планировку; богатая декоративная обработка парадных помещений выполнена после 1812 года. Боковые флигели с каменным нижним и деревянным этажами, стоящие торцом к улице, перестроены в 1820-х годах; они полностью сохранили обработку фасадов и первоначальный интерьер. Стенки между домом и флигелями, обработанные колоннами, нишами и нарядными балюстрадами подчеркивают дворцовый характер ансамбля. Ограда с воротами относится к первой половине XIX века. [3] Спиридоновка (улица Алексея Толстого)

С 1945 по 1990 г. улица называлась в честь проживавшего на ней, в доме № 2, писателя А. Н. Толстого. До этого она называлась Спиридоньевской по местному храму святого Спиридона. Возникла улица еще при Иване Грозном– в середине XVI века. В то время здесь было “загородье” –пустынная болотная местность, “Козье болото”. Вокруг церкви Спиридона в XVII в. располагалась патриаршья Козья слобода, а ближе к Никитским воротам–Ново-Никитская слобода государевых тяглецов, в начале XVIII в. исчезнувшая. [1]

После пожара 1712 года, когда сгорел от взрыва находившийся рядом Гранатный двор, улица заселилась людьми разного чина и звания. В начале XVIII в. улица входила на обширную площадь перед Никитскими воротами, но к 1739 г. площадь была застроена и улица получила выход на Малую Никитскую. [1] В пожар 1812 г. все дома на улице, исключительно деревянные, сгорели, дворы переменили владельцев, и последние построили новые дома, но опять деревянные. На плане Москвы 1850 г. мы видим выходящими на улицу лишь три каменных дома и каменную церковь Спиридона. В XIX в. Спиридоновка вышла на Садово-Кудринскую улицу. [2]

Особняк под № 17 построен в 1893-1898 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля для известного миллионера-мецената Саввы Морозова на месте дома поэта И. И. Дмитриева, выстроенного в 1814-1815 гг. А. Л. Виттенбергом. На огромном участке, прежде почти целиком занятом садом, свободно разместилось не только крупное здание, отодвинутое от линии улицы, но и труппа жилых и служебных построек в глубине двора; сохранилась часть сада. Дом Морозова был первой попыткой Шехтеля создать принципиально новый архитектурный образ,  отлича-ющийся от обычной тогда эклектики художественной цельностью и функциональностью построения. Автор использовал строгие геометрические формы и выразительность английской готики. Композиционное богатство здания складывается из простых элементов. Развернутый вдоль улицы двухэтажный дом за сквозной нарядной оградой имеет фасад, представительный при всей своей ассиметричности. В нем господствует угловая башнеобразная часть, отмечающая поворот от въезда во двор к мощной открытой арке парадного подъезда. С другой стороны здания создана более камерная, уютно замкнутая живописная композиция, обращенная к саду. Готические мотивы, подчеркнутые гладью стены, придают зданию необычную для этой эпохи строгость. Хорош сохранившиеся парадные интерьеры особняка были задуманы в контрасте с суровым наружным обликом здания. Богатая деревянная резьба лестниц и потолков, цветные витражи в огромных окнах, тяжелые драпировки, камины и светильники как бы воссоздают романтический мир рыцарского средневековья. В пространство парадной лестницы включена скульптура М. А. Врубеля “Роберт и Бертрам”. Им же выполнен эскиз витража для лестницы и три панно в гостиной: “Утро”, “День” и “Вечер”. В 1912 г. владение перешло к М. П. Рябушинскому. [3]

Монументальный, облицованный черным гранитом дом № 30 построен в 1909-1912 гг. по проекту И. В. Жолтовского на участке, прежде занятом усадьбой с небольшим деревянным домом по линии Спиридоновки. С 1907 г. усадьба принадлежала купцу Г. А. Тарасову. Здания дома и служб, сплошным периметром охватывающие участок воссоздают образ городских дворцов эпохи Возрождения. Формы уличных фасадов скопированы с дворца Тьене в Виченце. При этом изменены пропорции этажей, так что укрупненный нижний этаж подчеркивает впечатление массивности здания. Главным является фасад по Спиридоновке. Он выглядит особенно цельным благодаря отсутствию входов. Между этажами по-латински вырезано имя владельца. В боковом фасаде расположен въезд во двор. Широкому пространству проезда, разделенному рядами столбов, отвечает расположенная по его оси через двор арка маленького обособленного дворика. Холодноватой парадностью отличаются главные помещения дома, преимущественно крупные, простых форм. Большинство росписей выполнены И. И. Нивинским и Е. Е. Лансере. Репрезентативность здания, “узнаваемость” в нем великих образцов повышали ценность его архитектуры в эпоху его создания. [3] Малая Бронная

Малая Бронная –одна из больших радиальных улиц Москвы, тянется от Тверского бульвара до Садово-Кудринской улицы почти на километр. Название исполнено смысла: некогда в этих местах располагалась Бронная слобода, в которую Иван Грозный поселил бронников–мастеров, изготовлявших металлические панцири, всякого рода холодное оружие. Названа она Малой потому, что примыкает к Большой Бронной улице, которая сейчас на 200 метров короче Малой, но сто с небольшим лет назад была почти вдвое длиннее ее. Название же улиц Большая и Малая Бронные идет от XVIII века. [1] В конце XVII века Бронная слобода изменила состав своего населения –бронники стали кузнецами, оружейниками и прочими мастерами казенных заводов, но все еще находились в ведении Оружейной палаты. Многие из них переселились в другие места, а их место заняли люди других профессий. Дворы большей частью были маленькие, с деревянными строениями по улице и близ нее, с огородами позади. Даже церковь Вознесения до начала XVIII века была деревянной. Большой пожар Москвы 1737 года уничтожил все дворы улицы, но и после него она застроилась почти исключительно деревянными строениями. В пожар 1812 года дома на улице снова сгорели, сохранилась только каменная церковь Вознесения. После пожара характер застройки меняется: появляется много каменных домов с дешевыми квартирами, в которых охотно селится студенчество. Наряду со студентами там ютились ремесленники, мелкие чиновники и торговцы, люди малоимущие, нередко обездоленные. [2]

После пожара Малая Бронная была продолжена далее , но только до Ермолаевского переулка, так как за последним к Земляному валу (Садово-Кудринской улице) еще в 1850 году ее продолжал Банный переулок. В 1882 году улица включила в себя Банный переулок и дошла до Садово-Кудринской. [1]

Начало левой стороны Малой Бронной отмечает сверкающий белыми стенами дом № 1(1987 год, архитектор З. М. Розенфельд). Некогда сюда выходила местная святыня–храм Воскресения. Он стоял в правой части двора школы, построенной на участке № 124 в 1936 году. От углового дома № 27 открывается вид на обширную площадь с Патриаршим прудом посередине. Это один из заповедных старомосковских уголков. Дома № 26 и 28 выделяются двухцветной– красной и белой – кладкой, напоминая о традициях древней русской архитектуры. Дом № 32 (1912 год, архитектор И. Г. Кондратенко)любопытен причудливой обработкой фасада, в которой автор попытался использовать для современного здания красочные элементы древнерусской архитектуры. Здесь, у своих знакомых Крешковых бывал М. А. Булгаков. [3]

    Тверская (улица Горького)

Тверская улица(с 1932 по 1990 г. улица Горького) возникла в начале дороги, соединявшей в XIV в. Москву с Тверью. Тогда вокруг нее были только поля. [1] В XVII в. это была уже улица знати. На ней также стояли дворы Стрелецкой слободы с церковью Благовещения. В это время улица была местом парадных въездов в Москву иностранных посольств. Она имела, как и сейчас, около 600 метров длины. [1]

С XVIII в. по улице пролегла дорога из Москвы в Петербург, что обусловило ее значимость и парадность. После пожара на Тверской в 1773 г. улица продолжала застраиваться красивыми каменными домами знати.  [2]

После пожара 1812 года, захватившего почти всю правую сторону улицы, а левую –только в конце, она вновь была застроена хорошими домами. В 1820 г. по улице стали ходить дилижансы из Петербурга в Москву и обратно и ходили до открытия в 1851 г. Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги. В 1852 г. по Тверской прошла первая в Москве конка, замененная в XX в. электрическим трамваем.  [1]

Дом под № 21 выстроен на территории усадьбы, известной с XVI века. Тогда она принадлежала государеву дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину, а в XVII в. это был загородный двор князя Н. И. Одоевского. с 1777 г. участком владел А. М. Херасков (брат поэта М. М. Хераскова). После 1780 г. он выстроил в глубине двора каменный дом–центральную часть ныне существующего здания. За домом был расположен огромный парк. В 1786 г. к участку присоединен небольшой двор справа по улице. В начале XIX в. владение переходит к Л. К. Разумовскому и начинает перестраиваться по проекту А. А. Менеласа. В 1811 г. к старому дому было пристроено левое крыло. После войны 1812 г. строительство возобновилось только в 1814 году. До 1817 г. появилось правое крыло и ограда парадного двора по линии улицы, завершив типичную для зрелого классицизма строго симметричную композицию усадьбы со скругленным парадным двором. Фасады дома были обработаны в характерных для ампира приемах. Был создан строгий восьмиколонный портик, опирающийся на мощные арки на уровне первого этажа. Ритм тонкого лепного декора несколько облегчает суровую пластическую мощь здания. Торжественность ансамбля усиливает ограда по линии улицы с двумя симметричными въездами и калитками. Строгие белокаменные калитки и ворота завершаются фигурами львов. Внутренняя отделка помещений отличалась роскошью. Сохранились мраморные лестницы с коваными решетками, мраморные колонны, несущие своды. Дом имел сход в сад в виде широкого отлогого пандуса на каменных столбах, на котором стояли каменные вазы. В последующие годы здание претерпело ряд переделок: в 1872 г. был надстроен третий этаж над северным флигелем, в 1899 г. сделан проезд в полукруглой части южного крыла. В начале XX в. флигель стал четырехэтажным, а для постройки торговых помещений по линии улицы была снята ограда парадного двора (восстановлена в 1920-х). Тогда же были пристроены боковые крылья со стороны двора. При расширении Тверской торцы флигелей были срезаны и главный дом, стоящий в глубине двора, оказался ближе к линии улицы. С 1831 до 1917 г. в здании находился Московский Английский клуб, членами которого состояли самые богатые и знатные люди Москвы. В 1922 г. в залах дома была открыта выставка Красной Москвы, послужившая основой открытого здесь позже Музея Революции СССР. [3]

    Малая Дмитровка (улица Чехова)

На месте Малой Дмитровки (с 1944 года до 1991 года улицы Чехова) до XVI века проходила большая торговая дорога из Москвы в Дмитров. После закрытия Дмитровских ворот в стене Белого города путники из Дмитрова вынуждены были проезжать Белый город через ближайшие Тверские ворота, стоявшие на нынешнем пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом. Поэтому дорога, а затем и улица сместились влево, тяготея к Тверским воротам. [1]

По западной стороне дороги в XVI веке стоял поселок воротников, сторожей при воротах Кремля и Китай-города На другой стороне дороги в XVI веке стояли дворы разросшейся большой Дмитровской слободы, находившейся на современной Большой Дмитровской (Пушкинской) улице, по которой тогда продолжалась Дмитровская дорога к центру города. Торговая дорога обогащала жителей Малой Дмитровской слободы, и число ее дворов за XVII век выросло с 40 в 1638 году до 200. В начале XVIII века на Малой Дмитровке стояли дворы уже именитых людей. В дальнейшем улица стала одной из аристократических, и только во второй половине XIX века, вместо знати и дворянства, среди ее домовладельцев стали преобладать купцы. [1]

В связи с пожарами XVII –XVIII веков улица была постепенно расширена с 4, 5 до 11, 5 сажени и вместо дерева замощена булыжником. [2]

В 1880-х годах на ней появилась конка, а в 1899 году –первый в Москве электрический трамвай бельгийского общества. Он шел от Страстного монастыря до Бутырской заставы и далее в Петровский парк.  [1] На участке № 4 расположена церковь Рождества в Путинках. Она построена на месте первоначальной деревянной церкви. С 1639 по 1652 г. были сооружены церковь, состоящая из вытянутого с севера на юг четверика и прямоугольного алтарного объема, кубообразный придел Неопалимой купины с горкой кокошников и завершением в виде

шатра на барабане, двухъярусная, с высокими арками звона, колокольня между ними и небольшая трапезная. Богатая композиция этого небольшого, но оригинального комплекса объяснима тем, что он был построен в расчете на обзор с любой стороны. Живописный силуэт и разворот здания воспринимался как зрелищный акцент, созвучный “тройне” шатров, завершавших воротную башню Белого города. Существующая трапезная была выстроена в конце XVII века. Низкая постройка с шатровым крыльцом, выступившим на улицу, дополнила живописную композицию храма. Единство облика всего комплекса создается также его богатым декором, выполненным из специально формованного кирпича. Характер обработки шатров, сложные карнизы и кокошники продолжают традиции XVI века. Декор храма–яркое проявление архитектурного узорочья, которое стало отличительной чертой московского зодчества конца XVII века. Внешний вид церкви мало пострадал от переделок, исключая фасады трапезной, которая перестраивалась в XIX веке. Интерьеры церкви не сохранились.  [3]

Дом № 6 по Малой Никитской построен в 1907-1908 гг. по проекту И. А. Иванова-Шица. Здание делится на две части; переднюю, развернутую вдоль улицы, с большим зрительным залом в центре и заднюю, замкнутую внутри глубокого двора. Здесь находились помещения купеческого клуба: гостиные, “карточные”, столовые, библиотека. В 1912-1914 гг. здание было расширено пристройкой к дальнему торцу по проекту В. Д. Адамовича. Фасад здания выполнен в парадных формах ранней неоклассики, в некоторых деталях еще связанной с модерном. Центральная колоннада заглублена между двумя мощными башнями. Тяжелую представительность этой симметричной композиции нарушают по-разному оформленные подъезды в выдвинутых вперед башнях. Несколько более свободно трактованы крылья фасада с чисто функциональными различиями в размещениями окон. Все части здания обильно украшены лепниной. Простые по форме интерьеры клуба были решены в стиле модерн. Вся отделка вплоть до осветительных приборов, мебели и рисунка тканей отличалась художественным единством. Эта декорация, частично сохранившаяся до нашего времени, создает впечатление своеобразного мрачноватого уюта. Резким контрастом основному зданию является архитектура задней пристройки в “стиле” неоклассицизма 1910-х. Ее наружная обработка и интерьеры выполнены в чистых, суховатых формах; в интерьерах, окрашенных в светлые тона, почти отсутствуют дорогие отделочные материалы. В 1936 здание занял Театр имени Ленинского комсомола, преобразованный из помещавшегося здесь же Театра рабочей молодежи.  [3]

    Заключение

В этом году мы отмечаем 850-летие нашего города. За эти годы Москва сильно выросла, и сейчас Земляной город, о котором я рассказал в реферате, занимает лишь небольшую часть ее территории. До XVII в. наш город был ограничен Садовым кольцом, поэтому именно в его центре сосредоточено наиболее ценное, что накопила Москва за столетия своей истории. Большинство архитектурных памятников XV-XVII вв. находятся на территории Земляного города. Его западная часть особенно богата ими, так как она в основном была заселена дворянами, строившими уникальные по своей архитектуре особняки.

Каждый дом –памятник культуры своего времени, поэтому очень жаль, что многие из них были утеряны в 1920-30-е годы. Печальные уроки прошлого заставляют глубже всматриваться в то, что уцелело, и больше ценить его. Именно исторически сложившийся разнородный архитектурный облик Москвы представляет собой “лицо” города и сохранить его– общий долг всех москвичей.

В реферате я рассказал только о наиболее крупных радиальных улицах западной части Земляного города и о нескольких памятниках архитектуры на каждой из них, потому что невозможно полностью описать их все. Более мелкие и менее известные улицы и переулки тоже очень важны для истории и архитектуры Москвы. В процессе написания реферата я узнал очень много нового об истории и архитектуре Москвы. До работы над ним я знал очень мало о названиях московских улиц и их истории. Например, я узнал, что существует несколько версий происхождения слова “Арбат”, о котором я раньше не задумывался. Я узнал очень много нового для себя об архитектуре города, о ее разнообразии. На улицах Москвы соседствуют здания различных стилей и направлений архитектуры, и это создает особенный, неповторимый облик нашего города.

    Литература
    1. П. В. Сытин “Из истории московских улиц”;
    Москва, Московский рабочий, 1952.
    2. Ю. А. Федосюк “Москва в кольце Садовых”;
    Москва, Московский рабочий, 1991.

3. В. Я. Либсон и К. М. Губельман “Памятники архитектуры Москвы. Земляной город”; Москва, Искусство, 1989.

    4. Я. Е. Бродский “Москва. Спутник туриста”;
    Москва, Московский рабочий, 1987.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.