на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Усадьба Архангельское - (реферат)
p>По-видимому, в 90-х годах началось строительство Большого дома. Старая голицынская постройка начала XVIII века была разобрана, и недалеко от нее стали подниматься стены дворца; одновременно строились придворцовые флигеля, а мастера тесали белокаменные блоки для колоннады. Колоннады, соединившие дворец с флигелями, торжественной чередой окружили парадный двор, подчеркивая его торжественность и величавость. Колоннады в Архангельском следует считать одними из наиболее ранних в России. В дальнейшем они получили широкое распространение в архитектуре классицизма.

Герн, Д. Тромбаро, Петтонди — это, разумеется, далеко не все, кто имел отношение к строительству дворцово-паркового ансамбля в Архангельском. Архив Н. А. Голицына не найден до сих пор, а единичные документы и чертежи, которые нам известны, не сохранили других имен, хотя людей, судя по грандиозным размерам ансамбля, работало в то время в усадьбе немало. Трудно предположить, чтобы в течение двух десятилетий строительством руководил лишь один крупный мастер. Вероятнее всего, в создании ансамбля в конце XVIII и первом десятилетии XIX века кроме известных нам принимали участие и другие архитекторы и множество вольных и крепостных строителей, “говоривших” на едином художественном языке. Отсюда удивительная гармония и замечательная цельность ансамбля.

В начале XIX века отделка дворца продолжалась в очень замедленном темпе, так как Н. А. Голицын строил одновременно дом в Никольском-Урюпине, другой своей усадьбе недалеко от Архангельского. До конца жизни Н. А. Голицына отделку дворца так и не завершили. После смерти Н. А. Голицына в 1809 году вдова решила продать усадьбу. Вот отрывок из купчей:

“1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н. А. Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе с. Архангельское с деревнями.... мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245000 рублей.... ”

Так Архангельское перешло в руки богатейшего помещика, известного коллекционера и любителя искусств Н. Б. Юсупова (1751—1831). Образованный вельможа, имевший более 20 тысяч крепостных и два десятка имений в различных губерниях России, князь Юсупов был характерным представителем века Екатерины. Записанный с младенчества в гвардию, он в 16 лет пришел в полк офицером, но вскоре отказался от военной карьеры и, выйдя в отставку, в 1772 году отправился в многолетнее путешествие за границу. Здесь он получил образование и завел обширные знакомства с художниками, писателями, философами, в том числе с Вольтером, Руссо, Бомарше, начал собирать картины, гравюры, скульптуру и книги. Для своих огромных коллекций князь приобрел Архангельское. Прожив долгую жизнь, он достиг высоких чинов и занимал ряд государственных должностей, в том числе в 90-х годах XVIII века был директором императорских театров и Эрмитажа. Однако хорошее знание европейской культуры и страсть к собиранию художественных коллекций прекрасно уживались в Юсупове с нравами большого русского барина. Лучше всего об отношениях между князем и его крепостными свидетельствуют бунт крестьян в Архангельском, убийство управляющего, попытки к бегству крепостных художников и другие факты, отмеченные в документах только за первое десятилетие владения Н. Б. Юсуповым этим подмосковным имением. Купив Архангельское, князь захотел как можно скорее закончить внутреннюю отделку дворца. Теперь в работу включились люди, которые нам достаточно хорошо известны: крепостные живописцы Михаил Полтев, Федор Сотников, Егор Шебанин, Федор Ткачев, лепщики Иван Петров и Алексей Копылов, позолотчик Семен Котляров, резчик Петр Литвинов, хрустальные мастера Алексей Муратов, Ермолай Васильев и многие другие. К 1812 году основные работы по дому были завершены, и картинную галерею вместе с другими коллекциями перевезли в Архангельское. Однако вскоре коллекции снова пришлось укладывать в ящики—к Москве приближались • французы. Большинство вещей было отправлено обозами в Астрахань, куда уехал из Москвы и сам князь. Некоторые картины и статуи были увезены в другие подмосковные имения Юсупова. Так, знаменитая скульптурная группа Антонио Кановы “Амур и Психея”' была спрятана в имении Спасское. Часть скульптуры, которая осталась в Архангельском, была укрыта под полом Большого дома, а многие скульптуры зарыты в землю. Остались на своих местах во дворце только картины очень большого размера. Солдаты Наполеона нанесли немалый урон дворцу, а местные крестьяне, узнав, что барин бежал, поделили хлеб из господских амбаров и выместили свою ненависть к князю на барском доме. “В Архангельском неприятельская партия стояла долго, но вышла; по выходе оных, как сказывают, свои крестьяне в Большом доме побили зеркала, пилястры.... Но богу благодарение пожара не было и все строения целы. Из архангельских крестьян буйствуют много”, —доносил управляющий. После изгнания французов коллекции вернулись в усадьбу. Дольше всего пришлось ждать подвод из Астрахани. Обоз, порученный князем крепостному архитектору Ивану Бредихину, двигался медленно: после войны почти не осталось лошадей и волов, дороги были занесены снегом. Из каждого города Бредихин должен был посылать донесения князю о состоянии дорог и целости обоза. Путешествие из Астрахани продолжалось почти полгода: лишь в июле 1813 года последние подводы прибыли в усадьбу.

Весной 1813 года начались работы по ремонту дворца, и было продолжено строительство в усадьбе. Прежде всего нужно было привести в порядок Большой дом, сделать ряд изменений во внутренней планировке, приспособить часть залов для развески картин. В связи с большим размахом работ в Архангельское приглашаются московские архитекторы О. И. Бове, Е. Д. Тюрин, С. П. Мельников и другие. Во всех новых работах принимает участие крепостной архитектор князя Василий Яковлевич Стрижаков (1792—1819).

Роль Стрижакова в Архангельском после 1812 года была очень значительна. Крепостной архитектор не только составляет сметы и работает по чужим чертежам, но ряд построек создает самостоятельно. В 1815 году под его наблюдением заканчивается ремонт дома, тогда же строятся переходы над колоннадами. Через год Стрижаков уже занят новой работой—переделкой нескольких залов дворца. Одновременно он трудится над устройством “подъемной машины” для старого князя, которая приводилась в действие посредством ручных лебедок.

Среди работ Стрижакова нельзя не упомянуть о сооружении в 1817 году по проекту С. П. Мельникова “каменных ворот с колоннами” и “кирпичным сводом над проездом”—въездной арки, замкнувшей парадный двор. Вместе с работами по Большому дому интенсивно ведется и другое строительство.

Наиболее интересной постройкой этого времени явилось здание театра. Участие в строительстве театра было последней работой В. Я. Стрижакова. Огромное напряжение не прошло для него даром. В 1819 году Стрижаков просит освободить его “как по конторе, так и по всем заведуемым частям”. От строительных работ его отстранили, но приставили, “чтоб хлеб даром не ел”, рыдавать дворовым людям вино. В сентябре 1819 года Стрижаков умер от туберкулеза.

Когда оглядываешься на творческий путь Стрижакова, невольно приходят на память судьбы других крепостных мастеров, отдавших годы жизни, свой труд и талант усадьбе в Архангельском.

Особенно трагичной была участь лепщика Алексея Копылова. Доведенный до крайности тяжелой работой и жестоким обращением, он вместе со смотрителем дома Агеем Плохотниковым летом 1815 года сбросил в зал через световой проем в куполе управляющего Дерусси. Это случилось в Овальном зале дворца, где карниз и капители колонн были созданы Копыловым. Он умер в тюрьме.

На смену одним мастерам приходили другие. После смерти В. Я. Стрижакова его ученики— крепостные архитекторы Иван Борунов, Андрей Бредихин, Лев Рабутовский—под руководством Е. Д. Тюрина заканчивают надстройку “Каприза”, сооружение павильона “Храм Екатерины” и другие работы.

Январь 1820 года надолго остался в памяти местных крестьян. Большой пожар во дворце вызвал толки и в московских салонах. “Славное Архангельское сгорело от неосторожности людей, а другие говорят, от скупости, потому что для убережения картин и более дров, ведено было топить галерею стружками, —писал современник. — Картины и библиотека только частью спасены.... ” Пожар возник, по-видимому, на втором этаже, а затем охватил и весь дом. Стояли большие морозы, и многие из окрестных крестьян, сбежавшихся тушить пожар, сильно обморозились: пламя забрасывали снегом, через окна и двери вытаскивали картины, скульптуру, мебель. Пожар нанес дворцу большой урон: были уничтожены полы, рамы, двери, испорчены декоративные росписи, повреждены картины, скульптура, мебель. Особенно пострадал второй этаж, погибли почти все находившиеся там книги, мебель, фарфор. Всего сгорело около тридцати картин, многие были сильно повреждены.

Весной пришлось начинать отделку дворца заново. “На приведение дома в первобытное состояние теперь делаются подряды и надеяться должно отстроить к следующей осени”, — писал управляющий. Руководил восстановлением дворца Евграф Дмитриевич Тюрин. Был у него и помощник из крепостных— Иван Борунов. Осип Иванов, построивший со своей артелью незадолго до этого театр, подрядился “в.... селе Архангельском исправить ныне там обгоревший дом плотничною работой.... ”. В Купавне, где у князя работало немало первоклассных мастеровых, изготовляется новый паркет для дворца. Набирали паркет столяр Василий Жигальцев, крепостной некоего помещика Жукова, и московский мещанин Николай Семенов.

Другой московский мастер — Иван Лазарев — делал заново почти все лепные работы, а мраморщик Савелий Меркулов занимался изготовлением колонн и пилястр из искусственного мрамора. Этот материал широко применялся при отделке богатых дворянских домов того времени. Изготовляли искусственный мрамор из гипса высокого качества. В пластичную гипсовую массу добавляли красители, раствор перемешивали и слоями наносили на поверхность стены или колонны. В результате получались причудливые вкрапления, разводы, прожилки. Поверхность тщательно полировалась, и нередко искусственный мрамор превосходил по красоте природный.

Одновременно с русскими мастерами во дворце работали итальянские мраморщики, жившие в России, —Жевани и Пенно. Новые двери, рамы и сосновый паркет для второго этажа изготовляли, по-видимому, вольные столяры Самсон Никитин и Иван Кутанин. Около сорока изразцовых печей и шесть декоративных каминов сложил во дворце печник Иван Башарин. Штукатурные и каменные работы выполняли Яков Косарев, Михаил Грибанов и Никита Грязнов.

Можно назвать еще много имен вольных и крепостных мастеров, участвовавших в восстановлении дворца после пожара. “Книга по строению Архангельского Большого дома за 1820 год” изо дня в день подробно фиксирует происходящее: “выдано мраморщику Савелью Меркулову—сто рублей, лепщику Ивану Лазареву за коринфические капители, карниз.... модальоны выдано.... 200 рублей” и т. п. В общей сложности ремонт дома обошелся в 135 тысяч рублей. После пожара залы дворца были заново расписаны во вкусе позднего классицизма. В Архангельское были приглашены живший в Москве французский живописец Никола де Куртейль и два других менее известных мастера — Колумбии и Рунжи, работавшие во дворце “со своими людьми”—подмастерьями или учениками. Не исключено, что в этой работе принимали участие и крепостные живописцы. В 20-х годах XIX века окончательно складываются интерьеры дворца, в основном сохранившиеся до наших дней. Ансамбль получил свое окончательное завершение после перестройки террас парка, которая проводилась архитектором В. Г. Дрегаловым в 1829—1830 годах. В. Г. Дрегалов переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

Так в течение полувека трудом нескольких поколений была создана эта усадьба, которая, по словам известного литератора того времени Нестора Кукольника, “более походит на царское, нежели на боярское поместье”. Восхищаясь Архангельским, он не обошел молчанием и тех, кому усадьба была обязана своим существованием. “Скажем только, —пишет Н. Кукольник далее, —что при князе Н. Б. Юсупове триста душ исключительно предназначены были для содержания чистоты и порядка в этой истинно римской вилле”. После смерти старого князя в 1831 году наследники уделяют Архангельскому значительно меньше внимания. Отсюда в петербургский дворец Юсуповых вывозятся многие произведения живописи и скульптуры, закрываются “живописное заведение” и фарфоровый завод, распускаются крепостной оркестр и труппа театра, идет на продажу знаменитый ботанический сад. Начавшийся упадок Архангельского отметил молодой А. И. Герцен, приезжавший сюда в . 1833 году с Н. П. Огаревым и группой товарищей по университету. “Бывали ли вы в Архангельском? — писал он позже. —Ежели нет, поезжайте, а то оно, пожалуй, превратится в фильятурную фабрику или не знаю во что, но превратится из прекрасного цветка в огородное растение”. В начале 40-х годов Архангельское теряет свое значение художественного центра. Многих крепостных мастеров переводят на оброк в другие имения Юсуповых. Усадьба значительно реже служит владельцам летней резиденцией, и, хотя часть коллекции оставалась здесь, Архангельское уже не привлекало к себе большого внимания. В 1900-х годах последние хозяева делают попытку вновь сделать Архангельское популярным. Вместе с аристократами сюда приглашаются известные представители творческой интеллигенции России—живописцы К. Маковский, В. Серов, А. Бенуа, архитектор Р. Клейн, талантливый пианист К. Игумнов и другие. К этому времени убранство парадных залов во многом изменено в угоду новым вкусам. Залы дворца, за исключением росписей, значительно утратили характер классицистского интерьера 20-х годов XIX века.

Только после Октябрьской революции и создания в усадьбе музея начались работы по воссозданию интерьера; сюда были возвращены многие произведения живописи, восстановлено убранство библиотеки, сделано многое для того, чтобы вернуть Архангельскому то, что составляло его славу как замечательного памятника русской и мировой культуры,

    ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ
    В Архангельском сады, чертоги и аллеи
    Как бы творение могущей некой Феи....
    А. Воейков

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.