неудовлетворенное чувство душевного единения требует в качестве
компенсации красного цвета, то возникает «страстный» сексуальный
дурман.
Светло - синий (голубой) цвет.
Светло – синий, наряду с красным, является наиболее
популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких –
либо определенных целях. Его психологическая характеристика –
беззаботное веселье. Светло – синий – цвет беспечности и
беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не
принимает обязательств. Светло – синий – и есть то
«очаровательное ничто», о котором говорит Гете.
Красно – синий.
Синий цвет, если он не светлый, вызывает покой и полное
удовлетворение. Это состояние следует понимать правильно и не
считать синий цвет «холодным». Покой и внутреннее удовлетворение
не могут быть холодными. Сумеречно – синий (сумеречным автор
называет полутемный цвет) или темно – синий цвет не является
холодным, пока к нему не примешивается зеленый; к этому неверному
мнению приходят в том случае, когда исходят из «теплого» красного
– и, что особенно важно, - пытаются систематизировать
многогранность действительности с помощью простой полярности –
«теплый – холодный», «внутренний – внешний», «активный –
пассивный». В красно – синем – к синему, означающему глубину,
само углубление, душевный покой, присоединяется возбуждение
красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя.
Красно, – синий – это внутреннее возбуждение, духовное
вдохновение, т.е. то, что можно выразить словами: сердечность,
задушевность. Это любимый цвет Шагала, картины которого часто
затрагивают тему задушевности. Поэтому в своих картинах он
постоянно возвращается к изображению молодоженов, букета цветов и
часов, как символа использованного или потерянного времени. Можно
ожидать, что одеяние девы Марии, заступницы людей перед богом, -
также красно, – синего цвета, цвета задушевности и сердечности.
Часто в картинах и даже на картине Кольмарского алтаря
художника Маттиаса Грюневальда, который пишет, руководствуясь
психологией цвета, наличествует преимущественно зелено, – синий
цвет. При этом нужно знать, что основной синий цвет приобретает
зеленоватый оттенок в сочетании с пожелтевшим от времени
лакокрасочным покрытием.
Зелено, – синий (бирюзовый).
Так же как и в красном цвете синеватые или коричневые оттенки
не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяются
в пределах этого значения, так и зелено, – синий при отклонении
его к темно – синему или красно, – синему частично приобретает
противоположное значение. Тем не менее, основное значение
остается: любой синий передает сферу душевности, т.е. чувство
самоотдачи. Сточки зрения отношений между людьми, это можно
охарактеризовать, как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено,
– синий означает «притязает на собственную ценность». В темном
зелено, – синем цвете гордость переходит в замкнутость,
оригинальничание и упрямое само возвеличивание. Этот цвет
выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, исчезающий в
светлом зелено, – синем цвете. Здесь остается лишь холодная
отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы.
Поэтому светлый бирюзовый является цветом гигиенической
стерильности.
В). Психологическая характеристика фиолетового цвета.
Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию –
успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в
синем.
Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью
восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и
действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в
красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает
отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к
отождествлению через самопожертвование.
Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению,
единению и слиянию в виде любви.
Красный путь – мужской, патриархальный.
Синий путь – женский, матриархальный.
Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75%
детей до наступления половой зрелости, в возрасте с
недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый
цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не
отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают
предпочтение и гомосексуалисты. По средним статистическим данным,
фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако
сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо
избирается на основании индивидуального вкуса.
Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал
фиолетовому цвету – на основании его связи с красным и синим
одновременно – склонность к мрачно – меланхолической серьезности
и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо,
имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта
Стефанеску – Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета
как «завуалированное возбуждение». Это, якобы найденное
экспериментальным путем значение справедливо и для средне –
светлых нюансов фиолетового цвета.
Готфрид Хаунт в своей диссертации «Цветовая символика в
сакральном искусстве» пишет: «В то время как черный означает
абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…».
Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях),
так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско – католическом
церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния,
смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в
перстне кардинала означает воздержанность. Гомосексуалисты,
которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом
тесте фиолетовый цвет, часто возводят эротику в культ и не
являются ни умеренно – воздержанными, ни склонными к смирению и
раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять.
Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный –
эти две потивопложности в фиолетовом уничтожаются. Николаус
Кузанус, который сам носил перстень с фиолетовым камнем, который
как кардинал стоял выше половых связей, который первый объединил
средневековье и современность, теологию и философию,
умозрительную мистику и естественно – научное экспериментирование
и назвал свое произведение «Сознательное незнание», создал для
фиолетового цвета утвердившееся понятие «Cointidentia
oppositorum», что означает уничтожение, или гармония
противоречий.
Кузанус различал 4 ступени познания. Наивысшая, которая
содержит в себе все предшествующие, - это «мистическое
созерцание». В этом единстве сливаются даже созерцающий субъект и
созерцаемый объект, извечное противоречие переживания и мышления.
Этим последним слиянием и уничтожаем всех противоречий и
противоположностей, этим мистическим союзом является фиолетовый
цвет. Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением,
– например, между человеком и животным, так называемым тотемом,
которое Леви – Брюль установил в примитивных родовых религиях.
Уничтожение субъективно – объективных противоположностей,
мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить
противоположность между желанием и действительностью, это
фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его
очарование.
Слияние противоположностей, отождествление – это одно
значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания
(в дальнейшем везде – эмоции) и мышления всегда имеются
субъективно – объективные противоположности, они действенны и
часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и
побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и
наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем,
накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого
совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти
колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и
осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового
цвета, а именно – чувствительность. Таким образом, в целом
фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое
часто стоит на грани инфантильности и определяется как
«внушаемость». Так, например, проведенные исследования показали,
что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету
значительно чаще, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет
внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым,
негативное и критическое отношение к нему.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких,
с их пикантно – эротическим воздействием, до темных, выражающих
глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту
же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком
состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек,
верящий в таинственное, божественное.
Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом
следует усматривать «захватывающий интерес» и потребность в
чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой
характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий,
сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.
Фиолетовый с красным выдает повышенную эротическую возбудимость,
тогда как фиолетовый с синим, свидетельствует о «захватывающем
интересе» ко всем возможным проявлением нежной чуткости.
В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в
тесте как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми
искусства. Напротив, из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее
любимых цветов назвали фиолетовый. Этнологические научные
экспедиции, проводившие обследование среди индейцев центральной
Бразилии и среди негров Африки, не тронутых культурным влиянием,
установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым. То же
самое установлено среди народов Среднего и Дальнего Востока, где
чувственная возбудимость и стремление к эротическому
отождествлению выражены значительно нагляднее.
То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить
этнологические народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый
цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие его или отвергающие,
на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и
фирменных товаров и использовать статистику, то напрашивается
вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща
человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он
отклоняет от фиолетовый цвет.
Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми,
особенно дебильными, а, с другой стороны, отклонение фиолетового
цвета интеллектуально развитыми детьми критического склада в
условиях современной цивилизации. Вспоминается изречение из
«Евангелия от Матфея»: «Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им
принадлежит царствие небесное». Кто отклоняет фиолетовый цвет,
тот из – за склонности к чувствительности и эротике боится
потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным
эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально
контролировать свою чувственность и критически решать,
гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном
обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В
современной культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление
– не находит широкого распространения. Сердечную общность
вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во
всех формах снобизма и соперничества. Восторженное само
пожертвование заменяется принципом целесообразности и надежности.
Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.
Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и
фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит
примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.
Г). Психологическая характеристика зеленого цвета.
Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и
достаточно полно объяснил его психологическую особенность:
«Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом,
в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба
противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная
неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый
и синий, как парализованные силы, которые могут вновь
активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность,
которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский
справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет
из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука
радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет.
Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве
элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую,
неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и
уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами». О том же пишет Гете
в своем «Учения о цветах»: «Если мешать желтый с синим, то
получится цвет, который мы называем зеленый». Если оба исходных
цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не
выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем – то
простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше». Наступающее и
возбуждающее движение желтого цвета и противоположное ему
успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются
и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет статичен.
Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а
содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Но эта
«заряженная» энергия не покоится в прямом смысле слова, а
отражает внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу.
Когда Кандинский пишет: «Пассивность – наиболее характерное
свойство зеленого», - он, как и некоторые другие, видимо, путает
статичность с пассивностью. Но имеет в виду именно это
статическое состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно
лежащей коровой.
Скрытая энергия, «заряженная» во всех твердых телах, может
иметь, в зависимости от плотности молекулы, различное напряжение,
твердость или силу сопротивления. То же относится и к зеленому
цвету. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем
сильнее, «холоднее», напряженнее, строже и устойчивее
психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется
осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, «теплее»,
расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Говорят: «Я
радуюсь, я сержусь, я удивляюсь, я стыжусь, я спрашиваю себя» и
т.д.. В человеке происходит, очевидно, много такого, о чем он
более или менее точно знает, что это касается его самого. И чем
внимательнее самого себя наблюдаешь, тем больше становится
очевидным, как много мы занимаемся собой и как мало другими, а
именно – объективной действительностью. Эта само направленность
человека часто перерождается в эгоцентризм и в эгоизм. Однако она
в определенной степени необходима и должна выражаться, например,
в способности ограничивать себя, сдерживаться или радоваться
Страницы: 1, 2, 3
|