на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Цвет

неудовлетворенное чувство душевного единения требует в качестве

компенсации красного цвета, то возникает «страстный» сексуальный

дурман.

Светло - синий (голубой) цвет.

Светло – синий, наряду с красным, является наиболее

популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких –

либо определенных целях. Его психологическая характеристика –

беззаботное веселье. Светло – синий – цвет беспечности и

беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не

принимает обязательств. Светло – синий – и есть то

«очаровательное ничто», о котором говорит Гете.

Красно – синий.

Синий цвет, если он не светлый, вызывает покой и полное

удовлетворение. Это состояние следует понимать правильно и не

считать синий цвет «холодным». Покой и внутреннее удовлетворение

не могут быть холодными. Сумеречно – синий (сумеречным автор

называет полутемный цвет) или темно – синий цвет не является

холодным, пока к нему не примешивается зеленый; к этому неверному

мнению приходят в том случае, когда исходят из «теплого» красного

– и, что особенно важно, - пытаются систематизировать

многогранность действительности с помощью простой полярности –

«теплый – холодный», «внутренний – внешний», «активный –

пассивный». В красно – синем – к синему, означающему глубину,

само углубление, душевный покой, присоединяется возбуждение

красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя.

Красно, – синий – это внутреннее возбуждение, духовное

вдохновение, т.е. то, что можно выразить словами: сердечность,

задушевность. Это любимый цвет Шагала, картины которого часто

затрагивают тему задушевности. Поэтому в своих картинах он

постоянно возвращается к изображению молодоженов, букета цветов и

часов, как символа использованного или потерянного времени. Можно

ожидать, что одеяние девы Марии, заступницы людей перед богом, -

также красно, – синего цвета, цвета задушевности и сердечности.

Часто в картинах и даже на картине Кольмарского алтаря

художника Маттиаса Грюневальда, который пишет, руководствуясь

психологией цвета, наличествует преимущественно зелено, – синий

цвет. При этом нужно знать, что основной синий цвет приобретает

зеленоватый оттенок в сочетании с пожелтевшим от времени

лакокрасочным покрытием.

Зелено, – синий (бирюзовый).

Так же как и в красном цвете синеватые или коричневые оттенки

не меняют его основного значения, а только сильно видоизменяются

в пределах этого значения, так и зелено, – синий при отклонении

его к темно – синему или красно, – синему частично приобретает

противоположное значение. Тем не менее, основное значение

остается: любой синий передает сферу душевности, т.е. чувство

самоотдачи. Сточки зрения отношений между людьми, это можно

охарактеризовать, как гордую манеру держаться. Сумеречный зелено,

– синий означает «притязает на собственную ценность». В темном

зелено, – синем цвете гордость переходит в замкнутость,

оригинальничание и упрямое само возвеличивание. Этот цвет

выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, исчезающий в

светлом зелено, – синем цвете. Здесь остается лишь холодная

отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы.

Поэтому светлый бирюзовый является цветом гигиенической

стерильности.

В). Психологическая характеристика фиолетового цвета.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию –

успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в

синем.

Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью

восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и

действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в

красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает

отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к

отождествлению через самопожертвование.

Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению,

единению и слиянию в виде любви.

Красный путь – мужской, патриархальный.

Синий путь – женский, матриархальный.

Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75%

детей до наступления половой зрелости, в возрасте с

недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый

цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не

отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают

предпочтение и гомосексуалисты. По средним статистическим данным,

фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако

сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо

избирается на основании индивидуального вкуса.

Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал

фиолетовому цвету – на основании его связи с красным и синим

одновременно – склонность к мрачно – меланхолической серьезности

и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо,

имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта

Стефанеску – Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета

как «завуалированное возбуждение». Это, якобы найденное

экспериментальным путем значение справедливо и для средне –

светлых нюансов фиолетового цвета.

Готфрид Хаунт в своей диссертации «Цветовая символика в

сакральном искусстве» пишет: «В то время как черный означает

абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…».

Как в средневековой живописи по стеклу (роспись окон в церквях),

так и в сохранившемся до сегодняшних дней римско – католическом

церковном культе фиолетовый является цветом искреннего раскаяния,

смирения, кротости, святого уединения. Фиолетовый аметист в

перстне кардинала означает воздержанность. Гомосексуалисты,

которые действительно в своем большинстве предпочитают в цветовом

тесте фиолетовый цвет, часто возводят эротику в культ и не

являются ни умеренно – воздержанными, ни склонными к смирению и

раскаянию. Фиолетовый – это цвет, который не так просто понять.

Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный –

эти две потивопложности в фиолетовом уничтожаются. Николаус

Кузанус, который сам носил перстень с фиолетовым камнем, который

как кардинал стоял выше половых связей, который первый объединил

средневековье и современность, теологию и философию,

умозрительную мистику и естественно – научное экспериментирование

и назвал свое произведение «Сознательное незнание», создал для

фиолетового цвета утвердившееся понятие «Cointidentia

oppositorum», что означает уничтожение, или гармония

противоречий.

Кузанус различал 4 ступени познания. Наивысшая, которая

содержит в себе все предшествующие, - это «мистическое

созерцание». В этом единстве сливаются даже созерцающий субъект и

созерцаемый объект, извечное противоречие переживания и мышления.

Этим последним слиянием и уничтожаем всех противоречий и

противоположностей, этим мистическим союзом является фиолетовый

цвет. Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением,

– например, между человеком и животным, так называемым тотемом,

которое Леви – Брюль установил в примитивных родовых религиях.

Уничтожение субъективно – объективных противоположностей,

мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить

противоположность между желанием и действительностью, это

фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его

очарование.

Слияние противоположностей, отождествление – это одно

значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания

(в дальнейшем везде – эмоции) и мышления всегда имеются

субъективно – объективные противоположности, они действенны и

часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и

побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и

наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем,

накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого

совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти

колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и

осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового

цвета, а именно – чувствительность. Таким образом, в целом

фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое

часто стоит на грани инфантильности и определяется как

«внушаемость». Так, например, проведенные исследования показали,

что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету

значительно чаще, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет

внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым,

негативное и критическое отношение к нему.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких,

с их пикантно – эротическим воздействием, до темных, выражающих

глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту

же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком

состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек,

верящий в таинственное, божественное.

Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом

следует усматривать «захватывающий интерес» и потребность в

чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой

характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий,

сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

Фиолетовый с красным выдает повышенную эротическую возбудимость,

тогда как фиолетовый с синим, свидетельствует о «захватывающем

интересе» ко всем возможным проявлением нежной чуткости.

В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в

тесте как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми

искусства. Напротив, из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее

любимых цветов назвали фиолетовый. Этнологические научные

экспедиции, проводившие обследование среди индейцев центральной

Бразилии и среди негров Африки, не тронутых культурным влиянием,

установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым. То же

самое установлено среди народов Среднего и Дальнего Востока, где

чувственная возбудимость и стремление к эротическому

отождествлению выражены значительно нагляднее.

То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить

этнологические народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый

цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие его или отвергающие,

на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и

фирменных товаров и использовать статистику, то напрашивается

вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща

человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он

отклоняет от фиолетовый цвет.

Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми,

особенно дебильными, а, с другой стороны, отклонение фиолетового

цвета интеллектуально развитыми детьми критического склада в

условиях современной цивилизации. Вспоминается изречение из

«Евангелия от Матфея»: «Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им

принадлежит царствие небесное». Кто отклоняет фиолетовый цвет,

тот из – за склонности к чувствительности и эротике боится

потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным

эгоцентрическим «я». Эти люди стремятся рационально

контролировать свою чувственность и критически решать,

гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном

обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В

современной культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление

– не находит широкого распространения. Сердечную общность

вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во

всех формах снобизма и соперничества. Восторженное само

пожертвование заменяется принципом целесообразности и надежности.

Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.

Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и

фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит

примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.

Г). Психологическая характеристика зеленого цвета.

Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и

достаточно полно объяснил его психологическую особенность:

«Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом,

в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба

противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная

неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый

и синий, как парализованные силы, которые могут вновь

активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность,

которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский

справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет

из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука

радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет.

Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве

элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую,

неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и

уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами». О том же пишет Гете

в своем «Учения о цветах»: «Если мешать желтый с синим, то

получится цвет, который мы называем зеленый». Если оба исходных

цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не

выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем – то

простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше». Наступающее и

возбуждающее движение желтого цвета и противоположное ему

успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются

и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а

содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Но эта

«заряженная» энергия не покоится в прямом смысле слова, а

отражает внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу.

Когда Кандинский пишет: «Пассивность – наиболее характерное

свойство зеленого», - он, как и некоторые другие, видимо, путает

статичность с пассивностью. Но имеет в виду именно это

статическое состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно

лежащей коровой.

Скрытая энергия, «заряженная» во всех твердых телах, может

иметь, в зависимости от плотности молекулы, различное напряжение,

твердость или силу сопротивления. То же относится и к зеленому

цвету. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем

сильнее, «холоднее», напряженнее, строже и устойчивее

психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется

осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, «теплее»,

расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Говорят: «Я

радуюсь, я сержусь, я удивляюсь, я стыжусь, я спрашиваю себя» и

т.д.. В человеке происходит, очевидно, много такого, о чем он

более или менее точно знает, что это касается его самого. И чем

внимательнее самого себя наблюдаешь, тем больше становится

очевидным, как много мы занимаемся собой и как мало другими, а

именно – объективной действительностью. Эта само направленность

человека часто перерождается в эгоцентризм и в эгоизм. Однако она

в определенной степени необходима и должна выражаться, например,

в способности ограничивать себя, сдерживаться или радоваться

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.