на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова

обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего

мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому,

тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг

вопросов (тема «Как, откуда и куда?») Њ это познание учащимися различных

процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с

деятельностью людей.

Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления

детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») -

обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира,

определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное

содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир

неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми

предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении

курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным

предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них,

рассматривая их с новых точек зрения.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы

обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с

помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические

работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта

деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,

просмотром диапозитивов и видеофрагментов.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,

встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в

классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов

начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку

познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно

продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является

своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в

той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня,

на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы

родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их

познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.

Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений,

чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы

материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной

направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного

компонентов образования.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого

раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом

подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

ПРОГРАММА

I класс (30 ч)

Что и кто? (9 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью?

Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков.

Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме,

размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными

представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему

виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод

с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению

учителя).

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием

животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего

обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению

учителя). Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними

животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода

улицы.

Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по

выбору учителя). Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле.

Изображение нашей страны на глобусе.

Как, откуда и куда? (6 ч)

Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш

дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в

наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с

электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению

учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?

Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и

условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за

комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке.

Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям

продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению

учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую

среду? Как сделать Землю чище?

Где и когда? (5 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и

времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они

зимуют и как ученые узнали об этом?

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные

животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и

теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила

безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий

мир в будущем? Зависит ли это от тебя?

Почему и зачем? (10 ч)

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие

Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?

Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений,

животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-

носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих

«хозяевах».

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и

ловить бабочек?

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой

надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и

теперь. Какими могут быть автомобили будущего?

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего

следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и

теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на

корабле.

Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-

мические станции.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к

своей планете. 22 апреля - День Земли.

Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-

правовой культуры.

"Мир вокруг нас", А.А. Плешаков, 1 класс.

|Компоненты | | |

|нравственно-прав|Тема урока |Основные понятия, беседы. |

|овой | | |

|культуры | | |

|I. Главные |1. Неживая природа. "Что у |Окружающая природа как условие |

|ценности нашей |нас над головой", "Что у нас|жизни и здоровья людей. |

|жизни. |под ногами". |Беседа: "Чудо жизни". |

| |2. Живая природа. "Что |Окружающая природа как условие |

| |растет на подоконнике, "Что |жизни и здоровья людей. |

| |растет на клумбе". |Беседа: "Чудо жизни". |

| |3. Какие бывают растения. |Окружающая природа как условие |

| |Значение растений в жизни |жизни и здоровья людей. |

| |человека. |Беседа: "В лес пришла беда" (о |

| | |лесном пожаре). |

| |4. Природа разных уголков |Окружающая природа как условие |

| |Земли. "Где живут белые |жизни и здоровья людей. |

| |медведи", "Где живут слоны".|Беседа: "Что написано в Красной |

| | |книге". |

| |5. Мой домашний адрес. "Что |Родные и близкие люди, их любовь и |

| |нас окружает дома". Моя |забота. |

| |семья. |Беседа: "Дари близким свою любовь и|

| | |заботу". |

| |6. Что мы знаем о нашей |Понятия "гражданин России", |

| |стране и о своем городе. |"горожанин", "малаяРодина - город, |

| |Строительство в нашем |в котором ты родился." |

| |городе. |Беседа: "Всякому мила своя |

| | |сторона". |

| |7. Мы живем на планете |Мир между людьми, отсутствие |

| |Земля. Вид Земли из космоса.|насилия, агрессии, войн. |

| | |Беседа: "Своя Земля и в горсти |

| | |мила". |

| |8. Труд людей. Профессии |Труд условие развития человека. |

| |людей. "Как путешествует |Уважительное отношение ко всему, |

| |письмо". |что создано трудом. |

| | |Беседа: "Трудом славен человек". |

| |9. Школьные товарищи. |Ценность общения со сверстниками. |

| |Друзья. |Беседа: "О дружбе мальчиков и |

| | |девочек". |

|II. |10. Мое здоровье. Режим |Каждый человек имеет право на |

|Представление о |питания. |охрану здоровья. |

|правах человека.| |Беседа: "если хочешь быть здоров". |

|III. Понятие |11. Какие бывают животные. |Охрана природы - обязанность |

|"гражданин |Насекомые, рыбы, птицы, |гражданина. |

|России". |звери. |Беседа: "Разрушители и защитники |

| | |природы". |

| |12 Растения и животные |Охрана природы - обязанность |

| |ближайшего окружения. |гражданина. |

| |Подкормка птиц. |Беседа: "Почему надо беречь |

| | |природу". |

| |13. Значения животных в |Охрана природы - обязанность |

| |жизни людей. "Что такое |гражданина. |

| |зоопарк". |Беседа: "Осторожно, жестокость" |

| |14. Животные живого уголка. |Охрана природы - обязанность |

| |Собака. Кошка. Уход за ними.|гражданина. |

| | |Беседа: "Наши друзья - домашние |

| | |животные". |

| |15. Москва - столица России.|Осознание своей принадлежности к |

| | |россиянам. |

| | |Беседа: "Моя Родина - Россия". |

|IV. Понятие |16. Экология. Что такое |Закон - важный государственный |

|"закон". |экология. |документ. Значение экологии. |

| | |Беседа: "Зеленый патруль |

| | |действует". |

|V. Роль правил в|17. Наш дом. Как он |Экономия воды в быту. |

|жизни человека и|снабжается водой. |Беседа: "Город и горожане". |

|общества. | | |

|VI. Правила |18 Какой бывает транспорт: |Правила пользования городским |

|поведения в |наземный, водный, воздушный,|транспортом |

|общественных |подземный. |Беседа: "Человек в мире правил". |

|местах. | | |

|VII. Правила |19. Общение. Правила |Правила вежливости основаны на |

|вежливости. |вежливости. Прием гостей. |уважении к человеку. |

| | |Беседа: "Вежливость и речь". |

|VIII. правила |20. Правила безопасности при|Понимание опасности обращения с |

|личной |обращении с бытовыми |электричеством. Формирование навыка|

|безопасности. |приборами. "Что вокруг нас |правильного обращения с бытовыми |

| |может быть опасным". |приборами. |

| | |Беседа: "Осторожно - опасно для |

| | |жизни". |

| |21. Как удаляется мусор. |Негативное отношение к загрязнению |

| | |улиц, дворов. |

| | |Беседа: "Пачкуны и разрушители". |

| |22. Правила личной гигиены. |Вредные привычки - угроза здоровью.|

| |Мытье рук, уход за зубами. | |

| | |Беседа: " Вредные привычки - угроза|

| | |здоровью". |

| |23. Режим дня. |Значение режима дня в охране |

| | |здоровья. |

| | |Беседа: "Как стать сильным и |

| | |ловким". |

Дидактический материал.

В качестве дидактического материала я хочу предложить программно-

методический комплекс "Естествознание с основами экологии", предназначен

для поддержки школьного курса естествознания, природоведения или

ознакомления с окружающим миром (стандартного или углубленного эколого -

биологического направления). Комплекс предназначен для использования

параллельно с традиционными занятиями в 1 или 2 классах по учебникам

Клепининой и Плешакова. Предлагаемый программно-методический комплекс

позволяет ребенку "проигрывать" различные сложные природные процессы и

явления в удобной, веселой и интересной форме. Программно-методический

комплекс состоит из блоков - отдельных тем, каждая из которых включает в

себя краткий теоретический материалом с элементами мультипликации,

практическую работу и контрольные вопросы. Каждое теоретическое,

практическое или контрольное занятие предусматривает работу на компьютере в

течение 20 - 35 минут (в зависимости от выбранного режима работ и задания

учителя), что с точки зрения влияния на здоровье ребенка совершенно

безопасно. В течение года обучения комплекс предусматривает обращение к

компьютеру 8 - 10 раз. Программно-методический комплекс проектируется в

универсальной инструментальной системе "Stratum Computer". Помимо

углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, программно-

методический комплекс призван способствовать развитию самостоятельности,

логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и

делать выводы.

Содержание программно-методического комплекса

. Температура;

. Суточное движение Земли вокруг Солнца;

. Годовое движение Земли вокруг Солнца;

. Природное сообщество "Лес";

. Природное сообщество "Водоем";

. Проектирование города.

Пользователями программно-методического комплекса, будут являться

младшие школьники и их преподаватели, равно как и отдельные дети, для

которых родители приобретают компьютерные программы для индивидуальной

работы дома. Программно-методический комплекс. “Естествознание с основами

экологии” для начальной школы предназначен для компьютерной поддержки

школьного курса естествознания (природоведения или предмета "знакомство с

окружающим миром"), для углубления и закрепления знаний и умений учащихся,

осмысленного усвоения основных понятий, законов природы, их логических и

причинно-следственных связей, a также для развития активных познавательных

и аналитических способностей, самостоятельности и наблюдательности. Для

предлагаемого компьютерного учебника имеются значительные наработки,

выполненные в яркой увлекательной форме. Апробация показала, что дети с

большим удовольствием работают в среде, играя и обучать одновременно.

Параллельно, ненавязчиво и интересно происходит знакомство ребенка с

компьютером, формируется отношение к персональной электронно-вычислительной

машине не как к игрушке, а как к инструменту познания окружающего мира.

Количество часов отведенных в школьных курсах на изучение естествознания с

элементами экологии колеблется в зависимости от принятых программ около30

часов. Программно-методический комплекс является одновременно и

инструментом, помогающим учителю организовать учебный процесс и средством

активизации познавательной деятельности учащихся.

Основными учебными целями являются:

. прочное усвоение знаний по изучаемым темам;

. выработка навыков активного моделирования при исследовании природных

процессов и явлений;

. формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения

осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать

результаты вмешательства в природную среду).

Программно-методический комплекс сопровождается методическими

рекомендациями для учителя. В рекомендациях оговариваются основные правила

работы с программным продуктом и предлагаются формы использования программы

по каждой теме. В рекомендациях указываются виды организации практических

работ и способы их оформления. Однако учителю предоставляется самый широкий

выбор для варьирования.

Формы предполагаемого использования КОП в учебном процессе:

. на уроках при изучении нового материала, на проведении практических

занятий или при организации контроля знаний;

. при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном

заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении

курса) - в соответствии с прилагаемыми методическими пособиям.

Основные функциональные возможности учебного пособия:

. игровая форма познания;

. возможность моделировать физические и биологические процессы, которые

фактически невозможно продемонстрировать в классе;

. активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в

ходе работы;

. наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;

. возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы;

. наличие конструктора и экспертной системы для проверки знаний.

Так же в качестве дидактического материала я предлагаю наглядные

иллюстрации, выполненые мною.

1) Знакомство с представителями флоры и фауны нашего региона. Кто живет

в лесу? Кто живет в водоемах? Каждая иллюстрация выполнена в цветном

изображении на формате А4 рис 7, рис 8. Далее ученикам предлагается

расселить представителей флоры и фауны в местах их обитания рис 1,

рис 2, рис 4.

2) День и ночь, лето и зима рис 5. Планета Земля рис 6. Почему бывает

день и ночь? Лето и зима? Планета Земля, ее форма. Глобус - модель

Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Каждая из

иллюстраций выполняется на формате А4.

3) Почему бывают зима и лето? Рис. №9.

4) В форме самостоятельной работы о смене времен года. Рис 10.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Начальная школа №8 1998г.

2) Башкирский институт развития образования. Официальный сайт

www.biro.ufanet.ru

3) «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.

4) Пермский Государственный Технический Университет. Официальный сайт.

www.stratum.pstu.ac.ru

5) «Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.