обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего
мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому,
тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг
вопросов (тема «Как, откуда и куда?») Њ это познание учащимися различных
процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с
деятельностью людей.
Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления
детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») -
обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира,
определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное
содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир
неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми
предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении
курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным
предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них,
рассматривая их с новых точек зрения.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы
обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с
помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические
работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта
деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,
просмотром диапозитивов и видеофрагментов.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является
своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в
той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня,
на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.
Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений,
чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы
материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной
направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного
компонентов образования.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом
подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
ПРОГРАММА
I класс (30 ч)
Что и кто? (9 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью?
Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков.
Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме,
размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными
представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему
виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод
с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению
учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием
животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего
обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению
учителя). Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода
улицы.
Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по
выбору учителя). Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (6 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш
дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в
наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с
электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению
учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и
условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за
комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке.
Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям
продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению
учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую
среду? Как сделать Землю чище?
Где и когда? (5 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и
времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они
зимуют и как ученые узнали об этом?
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные
животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и
теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий
мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
Почему и зачем? (10 ч)
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие
Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений,
животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-
носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих
«хозяевах».
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и
ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой
надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и
теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и
теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на
корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-
мические станции.
Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к
своей планете. 22 апреля - День Земли.
Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты нравственно-
правовой культуры.
"Мир вокруг нас", А.А. Плешаков, 1 класс.
|Компоненты | | |
|нравственно-прав|Тема урока |Основные понятия, беседы. |
|овой | | |
|культуры | | |
|I. Главные |1. Неживая природа. "Что у |Окружающая природа как условие |
|ценности нашей |нас над головой", "Что у нас|жизни и здоровья людей. |
|жизни. |под ногами". |Беседа: "Чудо жизни". |
| |2. Живая природа. "Что |Окружающая природа как условие |
| |растет на подоконнике, "Что |жизни и здоровья людей. |
| |растет на клумбе". |Беседа: "Чудо жизни". |
| |3. Какие бывают растения. |Окружающая природа как условие |
| |Значение растений в жизни |жизни и здоровья людей. |
| |человека. |Беседа: "В лес пришла беда" (о |
| | |лесном пожаре). |
| |4. Природа разных уголков |Окружающая природа как условие |
| |Земли. "Где живут белые |жизни и здоровья людей. |
| |медведи", "Где живут слоны".|Беседа: "Что написано в Красной |
| | |книге". |
| |5. Мой домашний адрес. "Что |Родные и близкие люди, их любовь и |
| |нас окружает дома". Моя |забота. |
| |семья. |Беседа: "Дари близким свою любовь и|
| | |заботу". |
| |6. Что мы знаем о нашей |Понятия "гражданин России", |
| |стране и о своем городе. |"горожанин", "малаяРодина - город, |
| |Строительство в нашем |в котором ты родился." |
| |городе. |Беседа: "Всякому мила своя |
| | |сторона". |
| |7. Мы живем на планете |Мир между людьми, отсутствие |
| |Земля. Вид Земли из космоса.|насилия, агрессии, войн. |
| | |Беседа: "Своя Земля и в горсти |
| | |мила". |
| |8. Труд людей. Профессии |Труд условие развития человека. |
| |людей. "Как путешествует |Уважительное отношение ко всему, |
| |письмо". |что создано трудом. |
| | |Беседа: "Трудом славен человек". |
| |9. Школьные товарищи. |Ценность общения со сверстниками. |
| |Друзья. |Беседа: "О дружбе мальчиков и |
| | |девочек". |
|II. |10. Мое здоровье. Режим |Каждый человек имеет право на |
|Представление о |питания. |охрану здоровья. |
|правах человека.| |Беседа: "если хочешь быть здоров". |
|III. Понятие |11. Какие бывают животные. |Охрана природы - обязанность |
|"гражданин |Насекомые, рыбы, птицы, |гражданина. |
|России". |звери. |Беседа: "Разрушители и защитники |
| | |природы". |
| |12 Растения и животные |Охрана природы - обязанность |
| |ближайшего окружения. |гражданина. |
| |Подкормка птиц. |Беседа: "Почему надо беречь |
| | |природу". |
| |13. Значения животных в |Охрана природы - обязанность |
| |жизни людей. "Что такое |гражданина. |
| |зоопарк". |Беседа: "Осторожно, жестокость" |
| |14. Животные живого уголка. |Охрана природы - обязанность |
| |Собака. Кошка. Уход за ними.|гражданина. |
| | |Беседа: "Наши друзья - домашние |
| | |животные". |
| |15. Москва - столица России.|Осознание своей принадлежности к |
| | |россиянам. |
| | |Беседа: "Моя Родина - Россия". |
|IV. Понятие |16. Экология. Что такое |Закон - важный государственный |
|"закон". |экология. |документ. Значение экологии. |
| | |Беседа: "Зеленый патруль |
| | |действует". |
|V. Роль правил в|17. Наш дом. Как он |Экономия воды в быту. |
|жизни человека и|снабжается водой. |Беседа: "Город и горожане". |
|общества. | | |
|VI. Правила |18 Какой бывает транспорт: |Правила пользования городским |
|поведения в |наземный, водный, воздушный,|транспортом |
|общественных |подземный. |Беседа: "Человек в мире правил". |
|местах. | | |
|VII. Правила |19. Общение. Правила |Правила вежливости основаны на |
|вежливости. |вежливости. Прием гостей. |уважении к человеку. |
| | |Беседа: "Вежливость и речь". |
|VIII. правила |20. Правила безопасности при|Понимание опасности обращения с |
|личной |обращении с бытовыми |электричеством. Формирование навыка|
|безопасности. |приборами. "Что вокруг нас |правильного обращения с бытовыми |
| |может быть опасным". |приборами. |
| | |Беседа: "Осторожно - опасно для |
| | |жизни". |
| |21. Как удаляется мусор. |Негативное отношение к загрязнению |
| | |улиц, дворов. |
| | |Беседа: "Пачкуны и разрушители". |
| |22. Правила личной гигиены. |Вредные привычки - угроза здоровью.|
| |Мытье рук, уход за зубами. | |
| | |Беседа: " Вредные привычки - угроза|
| | |здоровью". |
| |23. Режим дня. |Значение режима дня в охране |
| | |здоровья. |
| | |Беседа: "Как стать сильным и |
| | |ловким". |
Дидактический материал.
В качестве дидактического материала я хочу предложить программно-
методический комплекс "Естествознание с основами экологии", предназначен
для поддержки школьного курса естествознания, природоведения или
ознакомления с окружающим миром (стандартного или углубленного эколого -
биологического направления). Комплекс предназначен для использования
параллельно с традиционными занятиями в 1 или 2 классах по учебникам
Клепининой и Плешакова. Предлагаемый программно-методический комплекс
позволяет ребенку "проигрывать" различные сложные природные процессы и
явления в удобной, веселой и интересной форме. Программно-методический
комплекс состоит из блоков - отдельных тем, каждая из которых включает в
себя краткий теоретический материалом с элементами мультипликации,
практическую работу и контрольные вопросы. Каждое теоретическое,
практическое или контрольное занятие предусматривает работу на компьютере в
течение 20 - 35 минут (в зависимости от выбранного режима работ и задания
учителя), что с точки зрения влияния на здоровье ребенка совершенно
безопасно. В течение года обучения комплекс предусматривает обращение к
компьютеру 8 - 10 раз. Программно-методический комплекс проектируется в
универсальной инструментальной системе "Stratum Computer". Помимо
углубления знаний, умений и навыков в области естествознания, программно-
методический комплекс призван способствовать развитию самостоятельности,
логического мышления, наблюдательности, способности анализировать события и
делать выводы.
Содержание программно-методического комплекса
. Температура;
. Суточное движение Земли вокруг Солнца;
. Годовое движение Земли вокруг Солнца;
. Природное сообщество "Лес";
. Природное сообщество "Водоем";
. Проектирование города.
Пользователями программно-методического комплекса, будут являться
младшие школьники и их преподаватели, равно как и отдельные дети, для
которых родители приобретают компьютерные программы для индивидуальной
работы дома. Программно-методический комплекс. “Естествознание с основами
экологии” для начальной школы предназначен для компьютерной поддержки
школьного курса естествознания (природоведения или предмета "знакомство с
окружающим миром"), для углубления и закрепления знаний и умений учащихся,
осмысленного усвоения основных понятий, законов природы, их логических и
причинно-следственных связей, a также для развития активных познавательных
и аналитических способностей, самостоятельности и наблюдательности. Для
предлагаемого компьютерного учебника имеются значительные наработки,
выполненные в яркой увлекательной форме. Апробация показала, что дети с
большим удовольствием работают в среде, играя и обучать одновременно.
Параллельно, ненавязчиво и интересно происходит знакомство ребенка с
компьютером, формируется отношение к персональной электронно-вычислительной
машине не как к игрушке, а как к инструменту познания окружающего мира.
Количество часов отведенных в школьных курсах на изучение естествознания с
элементами экологии колеблется в зависимости от принятых программ около30
часов. Программно-методический комплекс является одновременно и
инструментом, помогающим учителю организовать учебный процесс и средством
активизации познавательной деятельности учащихся.
Основными учебными целями являются:
. прочное усвоение знаний по изучаемым темам;
. выработка навыков активного моделирования при исследовании природных
процессов и явлений;
. формирование элементов экологического мировоззрения (т.е. умения
осознавать систему связей в природе и постоянно прогнозировать
результаты вмешательства в природную среду).
Программно-методический комплекс сопровождается методическими
рекомендациями для учителя. В рекомендациях оговариваются основные правила
работы с программным продуктом и предлагаются формы использования программы
по каждой теме. В рекомендациях указываются виды организации практических
работ и способы их оформления. Однако учителю предоставляется самый широкий
выбор для варьирования.
Формы предполагаемого использования КОП в учебном процессе:
. на уроках при изучении нового материала, на проведении практических
занятий или при организации контроля знаний;
. при внеурочных занятиях (обязательных самостоятельных в учебном
заведении или дома, факультативных, при самостоятельном изучении
курса) - в соответствии с прилагаемыми методическими пособиям.
Основные функциональные возможности учебного пособия:
. игровая форма познания;
. возможность моделировать физические и биологические процессы, которые
фактически невозможно продемонстрировать в классе;
. активное вмешательство в любой процесс или явление, моделируемое в
ходе работы;
. наглядное отображение вмешательства ребенка в процесс или явление;
. возможность для каждого ребенка выбрать свой темп и режим работы;
. наличие конструктора и экспертной системы для проверки знаний.
Так же в качестве дидактического материала я предлагаю наглядные
иллюстрации, выполненые мною.
1) Знакомство с представителями флоры и фауны нашего региона. Кто живет
в лесу? Кто живет в водоемах? Каждая иллюстрация выполнена в цветном
изображении на формате А4 рис 7, рис 8. Далее ученикам предлагается
расселить представителей флоры и фауны в местах их обитания рис 1,
рис 2, рис 4.
2) День и ночь, лето и зима рис 5. Планета Земля рис 6. Почему бывает
день и ночь? Лето и зима? Планета Земля, ее форма. Глобус - модель
Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Каждая из
иллюстраций выполняется на формате А4.
3) Почему бывают зима и лето? Рис. №9.
4) В форме самостоятельной работы о смене времен года. Рис 10.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1) Начальная школа №8 1998г.
2) Башкирский институт развития образования. Официальный сайт
www.biro.ufanet.ru
3) «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков, Просвещение, М., 2000г.
4) Пермский Государственный Технический Университет. Официальный сайт.
www.stratum.pstu.ac.ru
5) «Мир вокруг нас» Хрестоматия. 1 кл. Плешаков А.А., АСТ-Пресс, 1997.
Страницы: 1, 2
|