телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной
информации по различным отраслям знаний.
Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для
внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам.
Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные
телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного
процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном
обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться
многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира.
Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые
формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio - общение)
- это в широком смысле все средства дистанционной передачи информации,
такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс,
телефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные
телекоммуникации.
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и
самым перспективным видом телекомуникаций. Компьютерные телекоммуникации (
или просто «телекоммуникации» в узком значении этого слова ) - это средства
дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой ( другие ) при
помощи модемов и телефонной сети. Первые попытки создания компьютерных
сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом около
двадцати лет назад. А в 80-х годах и в нашей стране начались исследования
по построению отраслевой вычислительной сети для нужд образования как части
отраслевой автоматизированной системы управления. Низкая надежность и
высокая стоимость средств вычислительной техники, отсутствие адекватных
проработок в области архитектуры компьютерных сетей привели к тому, что эти
работы не нашли практического применения.
Сегодня за рубежом, и особенно в США, учреждения образования пользуются
услугами различных коммерческих и общественных сетей. Представляется, что
любые попытки построения архитектуры образовательной компьютерной сети в
нашей стране без учета этого опыта будут не вполне успешны.
Отечественный и зарубежный опыт создания таких сетей показывает, что
образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как
развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время
компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их
содержательного использования и методического обеспечения. На фоне
интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом
отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными
примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций
учащимися в образовательных целях.
Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных
технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить
переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций -
электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может
быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение
электронной почты состоит в том, что она
стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании
письменной речи;
делает возможным использование новых методических приемов, основанных на
сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по
электронной почте.
От обычной почты электронную отличают три особенности:
1) подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы,
делает процесс подготовки более творческим и быстрым;
2) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;
3) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо
может быть доставлено за 4-5 часов.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме
телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект
посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности
учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной
информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по
времени от нескольких дней до нескольких месяцев.
Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами
учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме
неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в
которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах
координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций,
добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции.
Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях
(США, Канада, Великобритания и т.д.).
Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого
спектра образовательных задач, например:
в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения (например, в
British Open University при изучении курса «Введение в информационные
технологии»);
в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения (New
Jersey Institute of Technology и New York Institute of Technology (США));
в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование
(Connected Education и Nova University (США), Deakin University
(Австралия), Tele-Universite du Quebec (Канада));
в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму
обучения по отдельным курсам (Ontario Institute for Studies in Education);
в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента
являться одной из форм общения с преподавателем или методистом (University
of Guelph (Канада), Lancaster University (Великобритания);
в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов
высших учебных заведений (например, Kidnet);
при проведении социальных программ, связанных с образованием (например,
National Telecomputing Network, Big Sky Telegraph (США)).
В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент
российское образование делает первые шаги к учебному использованию
компьютерной электронной почты - как средству управления учебной
мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной
целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений,
коллективной деятельности учащихся. Во многих школах Росии имеется опыт
следующего использования электронной почты:
для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;
для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:
1) письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем городе,
рассказ о домашних животных, поздравления с праздниками и др.);
2) письма-отчеты о проведенных исследованиях и выполненных проектах;
3) датаграфические и фенологические наблюдения за погодой;
для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;
для «распределенного» выполнения исследований ( лабораторные исследования и
измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные
им данные измерений и результаты наблюдений).
3. Модели обучения в дистанционном образовании.
Термин «дистанционное образование» обозначает различные образовательные
модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и
преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования,
различные модели дистанционного образования строятся на основе главных
компонент процесса обучения:
изложение предметного содержания;
взаимодействие с преподавателями;
выполнение практических заданий.
Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или
иным образом воздействующие на эти компоненты.
Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми
ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя
и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение
сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае
традиционной системы классного обучения. В других случаях управление
обучением переходит к обучаемым.
Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не
отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они
отражают два крайних случая и середину на континууме от управления
обучением преподавателем к управлению самим учащимся.
А. МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА имеет место в тех случаях, когда
интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс,
рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных
местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет
традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и
деканат контролируют успеваемость.
Характеристика данной модели:
Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели
должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней
мере раз в неделю).
Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше
количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная
сложность.
Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем
находясь в учебном заведении.
Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов,
находящихся в том или ином месте.
От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная
информация, важная в процессе обучения.
Б. МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ освобождает студентов от необходимости
находиться в определенном месте в определенное время. Студенты
обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную
программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета,
который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.
Контакт между студентом и методистом достигается путем использования
телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.
Характеристики:
Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя
подробным инструкциям программы.
Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами.
Представление содержания курса происходит через печатные издания,
компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое
удобное время.
Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило,
являются результатом структурированного процесса разработки, в который
вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти
материалы являются общими для всех методистов.
В. МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС включает в себя использование печатного
изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных
дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой
скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями
для организации общения студентов внутри дистанционной группы.
Характеристики:
Представление содержания курса происходит через печатные издания,
компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое
удобное время, индивидуально или в группе.
Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого
преподавателя (например, видеозапись его лекций).
Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием
преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в
соотвествии с моделью распределенного класса).
Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и
уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы,
выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных
исследований.
Можно сформулировать некоторые требования, не зависящие от принятой модели
обучения:
При организации системы распространения учебных материалов очень важно,
чтобы все учащиеся получали их вовремя. Учащиеся должны получать все
необходимые материалы для выполнения заданий, для участия в групповых или
классных занятиях (в моделях А и В), для извлечения максимальной пользы из
обратной связи с преподавателем. Учащиеся, находящиеся в других регионах,
не должны оказываться в невыгодном положении.
Если учебное заведение решило проводить письменные экзамены, процедура
экзаменов должна быть тщательно продумана и организована. Экзамены могут
проводиться в самом учебном заведении или в удаленных специально
организованных экзаменационных пунктах. Личности сдающих экзамен, должны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|