на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

в поле и др.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

т. п.

Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

изобразительного искусства, предметом которого является изображение

первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

(соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

(индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

(исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,

наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о

наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом

первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки

можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить

глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и

целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,

пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не

одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым

к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,

наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться

восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это

важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,

миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного

развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное

переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить

пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие

природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но

знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино

и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей

с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния

погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-

колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,

надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои

ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный

отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда

поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.

Курочкина).

Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с

живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт

отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

- Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть

и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,

которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и

композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,

чувствовать её звуки, запахи, формы;

- Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,

осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её

изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию

художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,

воображение и ассоциативное мышление;

- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность

испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством

художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию

замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства

выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений

(многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,

суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;

особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных

и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на

том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для

построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника

наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к

установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного

искусства, музыки, поэзии, литературы.

Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже

как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о

пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в

промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая

осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,

ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,

архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.

Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,

с процессом создания произведения, получат представление о значении

произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить

внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных

эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети

могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно

способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём

изобразительном творчестве.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.