направлений и форм организации работы над интонацией.
Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи
заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над
интонационными характеристиками речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися.
Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как компонент этой системы,
связанный с другими речевыми компонентами, основное внимание при
преодолении заикания уделяется нормализации этого компонента. Воздействуя
на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся семантический,
лексический, морфологический компоненты речи, мы влияем на систему речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработаны методические рекомендации по нормализации интонации речи у
заикающихся дошкольников.
Гипотеза исследования:
- при преодолении заикания работа над интонацией занимает важ - ное место,
так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности.
Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и
на их речь в целом.
§ 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей
дошкольного возраста.
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования
ее выразительной стороны.
Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся
дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:
- дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне
нормального темпа речи.
- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи.
- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма.
- дети четвертой подгруппы отличается слабым развитием чувства ритма(14).
Во многих работах, посвященных описанию речи заикающихся, указывается
на ускорение темпа их речи (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, В.И.Селиверстов,
М.Е.Хватцев и др.). Однако измерения темпа речи, проведенные рядом других
авторов, выявляют обратную картину.
Согласно работам М.Ю.Кузьмина, темп речи взрослых заикающихся
медленнее темпа речи здоровых испытуемых, что связано с увеличением
длительности, как фраз, так и пауз (9, 14).
При заикании происходит нарушение коартикуляции, обеспечивающей
плавный переход от согласного к последующему гласному. (Ю.И.Кузьмин,
И.И.Пружан).
В работе И.И.Пружан временные характеристики речи взрослых
заикающихся исследуются как в процессе чтения текста, так и при повторении
фраз за диктором. В данном случае измеряются не только длительности фраз,
но и длительности слов и частей слова. Выявлено два основных эффекта:
существенное замедление темпа речи заикающихся по сравнению с темпом речи
незаикающихся и неравномерность темпа у заикающихся, которая связана с
непропорциональным увеличением длительности отдельных слов (17).
Сведения о темпе речи заикающихся школьников отражены в работах
Т.И.Гультяевой, Т.С.Когновицкой (8).
В статье Т.И.Гультяевой темп речи заикающихся школьников
рассматривается в зависимости от локализации судорог (голосовом,
дыхательном, артикуляторном аппаратах). Обнаружено, что средняя скорость
произнесения текста у детей с голосовой судорогой составила 0,75
слога/сек., с дыхательной – 1,44 слога/сек., с артикуляторной – 1,77
слога/сек.(8).
Согласно исследованиям Т.С.Когновицкой, существенное замедление темпа
у заикающихся школьников и значительная вариабельность скорости их речи
обусловлены различиями темпа и числом судорог.
Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания.
Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и
различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от
легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств типа дисфонии,
ринофонии (открытой и закрытой) и др.
Нарушения голоса имеют при заикании многочисленные и сложные причины.
Прежде всего, на особенности голосовой функции заикающихся большое
отрицательное влияние оказывает постоянная судорожность, возникающая в
пределах речевого аппарата и, в частности, при голосовых типах заикания –
конкретно в голосовом аппарате. Это патологическое состояние голосового
аппарата оказывает свое влияние на тембр голоса, его модулированность,
мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.
Остановимся несколько более подробно на некоторых из перечисленных
показателей.
При работе с заикающимися наиболее легко и часто заметны нарушения
тембра голоса. Они проявляются в хриплости, глухоте и т.п. Как правило,
заикающиеся не используют резонаторы (особенно мало участвует в речи
грудной резонатор), за счет чего голос лишается своей выразительности и
«сочности».
Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.
В ряде работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся.
Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся в
процессе логопедических занятий (6).
Наиболее подробным исследованием мелодики речи при заикании следует
признать работу А.Ю.Панасюка (15), который изучал изменение частоты
основного тона у взрослых заикающихся, как в обычных условиях, так и при
задержке акустической связи. Им были получены данные о перепадах частоты на
протяжении фраз, произнесенных заикающимися и не заикающимися. Было
показано, что значение перепада частоты основного тона у заикающихся
примерно на 30% меньше, чем без заикания, и приближается к норме при
произнесении фраз в условиях акустической обратной связи.
Исследования мелодики речи взрослых заикающихся показывают, что у них
перепад частоты основного тона, так же как и темп речи, отличается от этих
показаний у не заикающихся и может меняться под влиянием обучения.
Если предположить, что для заикающихся дошкольников также характерна
динамика мелодических характеристик в процессе занятий, то можно было бы
использовать эту особенность их речи в логопедической работе при
формировании плавной речи.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что
среди исследователей выразительной стороны речи заикающихся не существует
единой точки зрения на проблему состояния темпа их речи. Одни считают его
ускоренным, по сравнению с нормально говорящими людьми, другие –
замедленным.
Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.
Меньше всего сведений получено о мелодике речи заикающихся дошкольников.
§4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного
возраста.
Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над
выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни
считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся
эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство
исследователей (5, 8).
Выразительная речь требует от заикающихся умения владеть разным
речевым темпом и модуляциями голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим
умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь
овладения различным темпом речи.
Некоторые специалисты предполагают уделять внимание работе над
интонацией в конце курса логопедических занятий (1, 8). В этом случае
становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся, с самого
начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию
речи – коммуникативную.
Существует еще один подход к преодолению заикания (10). Эти авторы
рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей
преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь.
Однако если рассматривать монотонность, как средство, уменьшающее
судороги, то стоит использовать его на первом этапе логопедических занятий.
На положительные свойства монотонности указывал еще И.А.Сикорский: «
Монотонная речь – речь, лишенная естественных повышений и понижений тона
голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма
значительно. Превращение естественной речи в монотонную должно в высшей
степени упрощать речь и облегчать задачу артикулирования для
заикающихся»(8).
Разноречивы рекомендации по развитию темпа речи заикающихся детей.
Имеющиеся рекомендации чаще всего направлены на его замедление.(8, 20, 19)
Н.П.Тяпугин пишет по этому поводу: «Лечение заикания в любом возрасте
и в любом периоде начинается с перевоспитания речи больного заиканием на
основе обучения его слегка замедленной и плавной речи, которая имеет
всестороннее и регулирующее значение»(20).
Но существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у
заикающихся (8, 13). Например, Л.Н.Мещерская пишет: «Все известные способы
устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность
темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами
нарушения больными предписанного им темпа речи. Это приводит к
возобновлению заикания»(13, с. 10). Автор предлагает проводить работу по
преодолению заикания, вызывая нормальный или близкий к нормальному темп
речи.
Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики
воспитания темпа речи у заикающихся (21). Их рекомендации сводятся к тому,
что после отработки речевых навыков, при использовании замедленного темпа
речи, следует проводить работу по ускорению темпа и приближению его к
нормальной разговорной речи.
М.И.Лохов, анализируя работы отечественных исследователей, отмечал,
что логопедия уделяет значительное внимание ритму и слогу, так как на базе
слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.
Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается
неповрежденным даже в том случае, когда вся остальная речевая система
полностью развалена в результате нарушения мозговых схем, то есть, по
мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для восстановления
нарушенного речевого комплекса, так как в слоге присутствует ритм, и именно
он оказывает лечебное воздействие(12).
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что
нормализация речи заикающихся тесным образом связана с выбором оптимального
для них темпа речи. Но среди исследователей интонационной стороны речи
заикающихся детей нет единого мнения о путях нормализации ее темпа. Одни
предлагают проводить логопедическую работу, используя замедленный темп
речи, другие – ускоренный, третьи – темп, приближенный к темпу речи
нормально говорящих детей.
Рекомендации по мелодике речи в методиках преодоления заикания
отсутствуют или заменяются рекомендациями по работе над голосом, который,
по мнению многих авторов, у заикающихся теряет звонкость, становясь тихим,
сдавленным (2, 4, 7, 18).
Для работы над голосом предлагаются упражнения, описанные еще в конце
прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским(8). Например, проговаривание
цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных
сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы
логопедических методик, предназначенных для заикающихся, предлагают при
работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.
Таким образом, анализ литературы показал, что сведения о мелодике и
темпе речи заикающихся дошкольников очень ограничены.
Кроме того, в литературе мы не обнаружили сведений о динамике
временных и мелодических характеристик речи заикающихся детей в процессе
логопедических занятий, а значит об условиях, которые способствуют
нормализации их речи.
Недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на
нормализацию интонации при преодолении заикания у дошкольников.
Глава 2. Экспериментальное исследование выразительности речи заикающихся
детей дошкольного возраста.
§ 1. Научно-методическое оснащение исследования.
В основу нашего исследования выразительности речи заикающихся
Страницы: 1, 2, 3
|