на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Формирование речи у дошкольников

направлений и форм организации работы над интонацией.

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи

заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над

интонационными характеристиками речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися.

Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как компонент этой системы,

связанный с другими речевыми компонентами, основное внимание при

преодолении заикания уделяется нормализации этого компонента. Воздействуя

на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся семантический,

лексический, морфологический компоненты речи, мы влияем на систему речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны методические рекомендации по нормализации интонации речи у

заикающихся дошкольников.

Гипотеза исследования:

- при преодолении заикания работа над интонацией занимает важ - ное место,

так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности.

Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и

на их речь в целом.

§ 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей

дошкольного возраста.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования

ее выразительной стороны.

Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся

дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:

- дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне

нормального темпа речи.

- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи.

- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма.

- дети четвертой подгруппы отличается слабым развитием чувства ритма(14).

Во многих работах, посвященных описанию речи заикающихся, указывается

на ускорение темпа их речи (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, В.И.Селиверстов,

М.Е.Хватцев и др.). Однако измерения темпа речи, проведенные рядом других

авторов, выявляют обратную картину.

Согласно работам М.Ю.Кузьмина, темп речи взрослых заикающихся

медленнее темпа речи здоровых испытуемых, что связано с увеличением

длительности, как фраз, так и пауз (9, 14).

При заикании происходит нарушение коартикуляции, обеспечивающей

плавный переход от согласного к последующему гласному. (Ю.И.Кузьмин,

И.И.Пружан).

В работе И.И.Пружан временные характеристики речи взрослых

заикающихся исследуются как в процессе чтения текста, так и при повторении

фраз за диктором. В данном случае измеряются не только длительности фраз,

но и длительности слов и частей слова. Выявлено два основных эффекта:

существенное замедление темпа речи заикающихся по сравнению с темпом речи

незаикающихся и неравномерность темпа у заикающихся, которая связана с

непропорциональным увеличением длительности отдельных слов (17).

Сведения о темпе речи заикающихся школьников отражены в работах

Т.И.Гультяевой, Т.С.Когновицкой (8).

В статье Т.И.Гультяевой темп речи заикающихся школьников

рассматривается в зависимости от локализации судорог (голосовом,

дыхательном, артикуляторном аппаратах). Обнаружено, что средняя скорость

произнесения текста у детей с голосовой судорогой составила 0,75

слога/сек., с дыхательной – 1,44 слога/сек., с артикуляторной – 1,77

слога/сек.(8).

Согласно исследованиям Т.С.Когновицкой, существенное замедление темпа

у заикающихся школьников и значительная вариабельность скорости их речи

обусловлены различиями темпа и числом судорог.

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания.

Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и

различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от

легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств типа дисфонии,

ринофонии (открытой и закрытой) и др.

Нарушения голоса имеют при заикании многочисленные и сложные причины.

Прежде всего, на особенности голосовой функции заикающихся большое

отрицательное влияние оказывает постоянная судорожность, возникающая в

пределах речевого аппарата и, в частности, при голосовых типах заикания –

конкретно в голосовом аппарате. Это патологическое состояние голосового

аппарата оказывает свое влияние на тембр голоса, его модулированность,

мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.

Остановимся несколько более подробно на некоторых из перечисленных

показателей.

При работе с заикающимися наиболее легко и часто заметны нарушения

тембра голоса. Они проявляются в хриплости, глухоте и т.п. Как правило,

заикающиеся не используют резонаторы (особенно мало участвует в речи

грудной резонатор), за счет чего голос лишается своей выразительности и

«сочности».

Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.

В ряде работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся.

Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся в

процессе логопедических занятий (6).

Наиболее подробным исследованием мелодики речи при заикании следует

признать работу А.Ю.Панасюка (15), который изучал изменение частоты

основного тона у взрослых заикающихся, как в обычных условиях, так и при

задержке акустической связи. Им были получены данные о перепадах частоты на

протяжении фраз, произнесенных заикающимися и не заикающимися. Было

показано, что значение перепада частоты основного тона у заикающихся

примерно на 30% меньше, чем без заикания, и приближается к норме при

произнесении фраз в условиях акустической обратной связи.

Исследования мелодики речи взрослых заикающихся показывают, что у них

перепад частоты основного тона, так же как и темп речи, отличается от этих

показаний у не заикающихся и может меняться под влиянием обучения.

Если предположить, что для заикающихся дошкольников также характерна

динамика мелодических характеристик в процессе занятий, то можно было бы

использовать эту особенность их речи в логопедической работе при

формировании плавной речи.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что

среди исследователей выразительной стороны речи заикающихся не существует

единой точки зрения на проблему состояния темпа их речи. Одни считают его

ускоренным, по сравнению с нормально говорящими людьми, другие –

замедленным.

Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.

Меньше всего сведений получено о мелодике речи заикающихся дошкольников.

§4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного

возраста.

Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над

выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни

считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся

эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство

исследователей (5, 8).

Выразительная речь требует от заикающихся умения владеть разным

речевым темпом и модуляциями голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим

умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь

овладения различным темпом речи.

Некоторые специалисты предполагают уделять внимание работе над

интонацией в конце курса логопедических занятий (1, 8). В этом случае

становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся, с самого

начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию

речи – коммуникативную.

Существует еще один подход к преодолению заикания (10). Эти авторы

рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей

преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь.

Однако если рассматривать монотонность, как средство, уменьшающее

судороги, то стоит использовать его на первом этапе логопедических занятий.

На положительные свойства монотонности указывал еще И.А.Сикорский: «

Монотонная речь – речь, лишенная естественных повышений и понижений тона

голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма

значительно. Превращение естественной речи в монотонную должно в высшей

степени упрощать речь и облегчать задачу артикулирования для

заикающихся»(8).

Разноречивы рекомендации по развитию темпа речи заикающихся детей.

Имеющиеся рекомендации чаще всего направлены на его замедление.(8, 20, 19)

Н.П.Тяпугин пишет по этому поводу: «Лечение заикания в любом возрасте

и в любом периоде начинается с перевоспитания речи больного заиканием на

основе обучения его слегка замедленной и плавной речи, которая имеет

всестороннее и регулирующее значение»(20).

Но существует и другое мнение относительно формирования темпа речи у

заикающихся (8, 13). Например, Л.Н.Мещерская пишет: «Все известные способы

устранения заикания основаны на замедлении темпа речи. Неестественность

темпа речи, боязнь насмешек со стороны окружающих являются причинами

нарушения больными предписанного им темпа речи. Это приводит к

возобновлению заикания»(13, с. 10). Автор предлагает проводить работу по

преодолению заикания, вызывая нормальный или близкий к нормальному темп

речи.

Представляет интерес мнение отдельных авторов относительно тактики

воспитания темпа речи у заикающихся (21). Их рекомендации сводятся к тому,

что после отработки речевых навыков, при использовании замедленного темпа

речи, следует проводить работу по ускорению темпа и приближению его к

нормальной разговорной речи.

М.И.Лохов, анализируя работы отечественных исследователей, отмечал,

что логопедия уделяет значительное внимание ритму и слогу, так как на базе

слога формируется речь ребенка, формируется с помощью ритма.

Именно слог, как первоначальный «кирпичик» речи остается

неповрежденным даже в том случае, когда вся остальная речевая система

полностью развалена в результате нарушения мозговых схем, то есть, по

мнению М.И.Лохова, ритм и слог составляют основу для восстановления

нарушенного речевого комплекса, так как в слоге присутствует ритм, и именно

он оказывает лечебное воздействие(12).

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что

нормализация речи заикающихся тесным образом связана с выбором оптимального

для них темпа речи. Но среди исследователей интонационной стороны речи

заикающихся детей нет единого мнения о путях нормализации ее темпа. Одни

предлагают проводить логопедическую работу, используя замедленный темп

речи, другие – ускоренный, третьи – темп, приближенный к темпу речи

нормально говорящих детей.

Рекомендации по мелодике речи в методиках преодоления заикания

отсутствуют или заменяются рекомендациями по работе над голосом, который,

по мнению многих авторов, у заикающихся теряет звонкость, становясь тихим,

сдавленным (2, 4, 7, 18).

Для работы над голосом предлагаются упражнения, описанные еще в конце

прошлого века И.А.Сикорским и В.Ф.Хмелевским(8). Например, проговаривание

цепочек гласных то протяжно, то с прерываниями; произнесение гласных

сначала шепотом или тихим голосом, а затем громко и т. п. Многие авторы

логопедических методик, предназначенных для заикающихся, предлагают при

работе над голосом использовать прием мягкой голосоподачи.

Таким образом, анализ литературы показал, что сведения о мелодике и

темпе речи заикающихся дошкольников очень ограничены.

Кроме того, в литературе мы не обнаружили сведений о динамике

временных и мелодических характеристик речи заикающихся детей в процессе

логопедических занятий, а значит об условиях, которые способствуют

нормализации их речи.

Недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на

нормализацию интонации при преодолении заикания у дошкольников.

Глава 2. Экспериментальное исследование выразительности речи заикающихся

детей дошкольного возраста.

§ 1. Научно-методическое оснащение исследования.

В основу нашего исследования выразительности речи заикающихся

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.