изучаемого. Вызовы учащихся на таком уроке отличаются экспромтом, в лучшем
случае проводится дифференциация по принципу: слабому ученику - легкий
вопрос и наоборот. Иными словами, на уроке без индивидуального подхода
господствует учебный материал, его прохождение ради прохождения. Он не
служит тем средством, при помощи которого развиваются потенциальные
возможности отдельных учеников, не является в руках учителя мощным
средством осуществления личностного подхода в обучении и воспитании.
Осуществление на практике гуманизации обучения предполагает хорошее
владение педагогом технологией индивидуального подхода к учащимся. Поэтому
в настоящее время в школах области решают проблему построения индивидуально-
ориентированного образовательного процесса через совершенствование
педагогических технологий. Именно они призваны повысить эффективность
урока, его результативность. Суть педагогической технологии заключена в
идее полной управляемости учебным процессом. Технологический подход
представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, в
ходе которого конструируется и осуществляется учебный процесс, а также
гарантируется достижение поставленных целей. Педагогическая технология
предполагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в
классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды
на мифическое, неизвестно откуда возникающее педагогическое мастерство
учителя.
Неизмеримо большие возможности для развивающего обучения таит в себе
внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Ее главный признак - разделение
учащихся на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости и
работоспособности группы внутри класса во время учебного занятия. Причем,
урок с этими группами проводится в соответствии с их учебными возможностями
и осуществляется в формах фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
При такой организации учебного занятия учитель имеет возможность
осуществлять принцип природосообразности через создание условий для
самореализации личности ученика.
В последнее время плодотворно разрабатывается теория учебных стилей.
Согласно ей педагог, организуя дифференцированное обучение, рассматривает
класс не как единого обобщенного ученика , а как ансамбль учебных стилей. В
основе концепции дифференциации обучения в соответствии со стилями учащихся
лежит идея, что в целом все дети обучаемы. Единственное, на что они смогут
оказаться неспособными, - это учиться так, как предписывается конкретной
программой, учебником, учителем. В этом случае налицо конфликт между
стилями ученика, учителя и ориентацией учебных материалов (программы,
учебники, пособия и т.п.). Именно он мешает учащимся реализовать свою
способность учиться. Дети с разными учебными стилями отличаются и
характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и
учителями, и многими другими параметрами. Чтобы помочь ребенку, его не надо
приспосабливать к избранной системе методов, учебному материалу и методике
учителя, а необходимо изменить учебную среду, задания, даже предмет
обучения так, чтобы дети смогли реализовать собственный стиль обучения.
Учет на уроке разных стилей обучения позволяет учителю плодотворно
решать проблему внутренней дифференциации и в конечном счете успешно
обучать весь класс.
Широкое использование различных форм дифференцированного обучения -
объективный процесс обновления и совершенствования современного урока. В
условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса необходимо критически
осмыслить цели, принципы, идеи, лежащие в его основе, отказаться от тех из
них, которые игнорируют индивидуальные особенности ребенка, и всемерно
развивать то, что позволяет в процессе обучения и воспитания развивать его
личность.
Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации
отношений школьников
Кризис в образовательных учреждениях в настоящее время обусловлен
противоречиями между возможностями традиционного воспитания и обучения и
заказом современного общества на новую модель выпускника средней школы:
имеющего не только определенный запас знаний, но и способного к дальнейшему
творческому саморазвитию и умеющего сотрудничать с людьми в разных группах.
В связи с этим исследования учебного сотрудничества и обучения ему как
ключевой фактор гуманизации отношений школьников являются актуальными в
последнее десятилетие.
Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о
том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе»
рассматривается с различных позиций. Можно выделить широкий спектр работ,
посвященных сотрудничеству как взаимодействию между педагогом и ребенком и
как совместной деятельности учителя и учащихся. Проблеме сотрудничества
посвящено значительное количество исследований российских и зарубежных
ученых.
В общеметодологическом плане сотрудничать действовать вместе,
принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество
(синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови)[9].
Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех
одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей
остальных» (М.И. Дьяченко)[10]. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость
членов группы в процессе сотрудничества.
Н.В. Гришина, опираясь на работы К. Томаса, выделяет сотрудничество
как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы
поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество,
сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.
Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и
другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех
всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная
форма поведения при управлении конфликтами[11].
Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших
типов взаимоотношений между детьми.
Ш.А. Амонашвили в своих ранних работах уже исследовал сотрудничество и
способность детей к нему. Он отмечал, необходимость учета самоценности
ребенка, его личности. Однако на наш взгляд интерес представляет включение
сотрудничества и творчества в механизм продуктивно - творческой интеграции
социально - личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Он берет за
основу определение сотрудничества как «гармонического взаимосодействия».
Совершив переход от Педагогики к социально - личностному обучению, Ш.А.
Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в основу обеих
технологий[12].
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество
определяется как идея совместной развивающей деятельности детей,
скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,
совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах
гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике
сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно - личностного
подхода:
личность является целью образования в школе, что обуславливает
личностную направленность учебно - воспитательного процесса;
гуманизация и демократизация учебного процесса;
новая трактовка индивидуального подхода;
формирование у детей положительной "Я Концепции".
Виды отношений в сотрудничестве на уроках.
Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной
системы отношений.
Рассмотрим следующий важный аспект отношений "ученик - ученик". В
данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для
коллективных форм работ и коллектива.
При рассмотрении данного вопроса нам бы хотелось отметить методику
тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон[13]. Она
утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами
и членами группы с одной стороны и с задачами, целями, проблемами темы с
другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном
мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и
саморазвитию личности в процессе решения задач. Данная методика включает в
себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе
сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в
процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в
малых группах (cooperative learning) на уроках. Методы сотрудничества в
малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в
педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в
таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия,
Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли
свой вклад в исследование работ в малых группах.
Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их
числе рассматриваются:
разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;
психологическая совместимость членов группы;
разнообразие социально - психологических характеристик;
в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;
взаимозависимость членов группы между собой;
личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и
успехи товарищей и всей группы в целом;
особое внимание способам общения между членами группы (социальные
аспекты обучения), которым специально обучают;
включение коллективных работ в системы контроля.
Общая оценка (часто описательного характера) состоит из контроля формы
общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение
детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов
способствует совершенствованию сотрудничества.
Можно выделить 3 режима работы в командах:
1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или
всеми заданиями или проектами;
2) работа в подгруппах;
3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые
сравнение и обсуждение результатов.
Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке
является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению
оптимального количества человек в группе. Большинство авторов
целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой
группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние
наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей
работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для
внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества
учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две
подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно
предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних,
один слабый (два мальчика и две девочки).
Применительно к обучению в начальной школе можно предложить следующие
практические аспекты гуманизации общения среди школьников:
1 Этап.
Знакомство с группой: беседы с родителями, учителями. Наблюдение за
детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно
ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о
ребенке (фамилия, имя, оценки по основным предметам), его родителях
(полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения
ребенка в группе с другими учениками, интерес к предмету, возможные
сложности. Родители могут оказать огромную помощь при выборе оптимального
взаимодействия с ребенком, способствующего его дальнейшему развитию.
II Этап.
Для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать,
чем они хотят заниматься на следующем уроке (например, учитывать следующие
пожелания детей: «поиграть», «сделать зарядку», «выучить новый стих»,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|