на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Гуманизация отношений младших школьников

изучаемого. Вызовы учащихся на таком уроке отличаются экспромтом, в лучшем

случае проводится дифференциация по принципу: слабому ученику - легкий

вопрос и наоборот. Иными словами, на уроке без индивидуального подхода

господствует учебный материал, его прохождение ради прохождения. Он не

служит тем средством, при помощи которого развиваются потенциальные

возможности отдельных учеников, не является в руках учителя мощным

средством осуществления личностного подхода в обучении и воспитании.

Осуществление на практике гуманизации обучения предполагает хорошее

владение педагогом технологией индивидуального подхода к учащимся. Поэтому

в настоящее время в школах области решают проблему построения индивидуально-

ориентированного образовательного процесса через совершенствование

педагогических технологий. Именно они призваны повысить эффективность

урока, его результативность. Суть педагогической технологии заключена в

идее полной управляемости учебным процессом. Технологический подход

представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, в

ходе которого конструируется и осуществляется учебный процесс, а также

гарантируется достижение поставленных целей. Педагогическая технология

предполагает строго научное проектирование и точное воспроизведение в

классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды

на мифическое, неизвестно откуда возникающее педагогическое мастерство

учителя.

Неизмеримо большие возможности для развивающего обучения таит в себе

внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Ее главный признак - разделение

учащихся на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости и

работоспособности группы внутри класса во время учебного занятия. Причем,

урок с этими группами проводится в соответствии с их учебными возможностями

и осуществляется в формах фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

При такой организации учебного занятия учитель имеет возможность

осуществлять принцип природосообразности через создание условий для

самореализации личности ученика.

В последнее время плодотворно разрабатывается теория учебных стилей.

Согласно ей педагог, организуя дифференцированное обучение, рассматривает

класс не как единого обобщенного ученика , а как ансамбль учебных стилей. В

основе концепции дифференциации обучения в соответствии со стилями учащихся

лежит идея, что в целом все дети обучаемы. Единственное, на что они смогут

оказаться неспособными, - это учиться так, как предписывается конкретной

программой, учебником, учителем. В этом случае налицо конфликт между

стилями ученика, учителя и ориентацией учебных материалов (программы,

учебники, пособия и т.п.). Именно он мешает учащимся реализовать свою

способность учиться. Дети с разными учебными стилями отличаются и

характером восприятия учебной информации, и типом общения со сверстниками и

учителями, и многими другими параметрами. Чтобы помочь ребенку, его не надо

приспосабливать к избранной системе методов, учебному материалу и методике

учителя, а необходимо изменить учебную среду, задания, даже предмет

обучения так, чтобы дети смогли реализовать собственный стиль обучения.

Учет на уроке разных стилей обучения позволяет учителю плодотворно

решать проблему внутренней дифференциации и в конечном счете успешно

обучать весь класс.

Широкое использование различных форм дифференцированного обучения -

объективный процесс обновления и совершенствования современного урока. В

условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса необходимо критически

осмыслить цели, принципы, идеи, лежащие в его основе, отказаться от тех из

них, которые игнорируют индивидуальные особенности ребенка, и всемерно

развивать то, что позволяет в процессе обучения и воспитания развивать его

личность.

Глава II. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации

отношений школьников

Кризис в образовательных учреждениях в настоящее время обусловлен

противоречиями между возможностями традиционного воспитания и обучения и

заказом современного общества на новую модель выпускника средней школы:

имеющего не только определенный запас знаний, но и способного к дальнейшему

творческому саморазвитию и умеющего сотрудничать с людьми в разных группах.

В связи с этим исследования учебного сотрудничества и обучения ему как

ключевой фактор гуманизации отношений школьников являются актуальными в

последнее десятилетие.

Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о

том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе»

рассматривается с различных позиций. Можно выделить широкий спектр работ,

посвященных сотрудничеству как взаимодействию между педагогом и ребенком и

как совместной деятельности учителя и учащихся. Проблеме сотрудничества

посвящено значительное количество исследований российских и зарубежных

ученых.

В общеметодологическом плане сотрудничать действовать вместе,

принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество

(синергия) означает, что целое больше суммы его частей (Стивен Р. Кови)[9].

Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех

одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей

остальных» (М.И. Дьяченко)[10]. Это позволяет подчеркнуть взаимозависимость

членов группы в процессе сотрудничества.

Н.В. Гришина, опираясь на работы К. Томаса, выделяет сотрудничество

как способ регулирования конфликтов. Она подчеркивает такие формы

поведения, характерные в конфликтных ситуациях людей, как соперничество,

сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Сотрудничество как учет интересов и желаний своих собственных и

другого, поддержка и уступка, немедленное преодоление разногласий, успех

всех участников спора, отмечается как самая эффективная и продуктивная

форма поведения при управлении конфликтами[11].

Уважительное сотрудничество, безусловно, является одним из высших

типов взаимоотношений между детьми.

Ш.А. Амонашвили в своих ранних работах уже исследовал сотрудничество и

способность детей к нему. Он отмечал, необходимость учета самоценности

ребенка, его личности. Однако на наш взгляд интерес представляет включение

сотрудничества и творчества в механизм продуктивно - творческой интеграции

социально - личностного обучения, изучаемого Ш.А. Амонашвили. Он берет за

основу определение сотрудничества как «гармонического взаимосодействия».

Совершив переход от Педагогики к социально - личностному обучению, Ш.А.

Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в основу обеих

технологий[12].

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество

определяется как идея совместной развивающей деятельности детей,

скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга,

совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах

гуманизации и демократизации, выделяется как «ключевой» в педагогике

сотрудничества. Следующие идеи лежат в основе гуманно - личностного

подхода:

личность является целью образования в школе, что обуславливает

личностную направленность учебно - воспитательного процесса;

гуманизация и демократизация учебного процесса;

новая трактовка индивидуального подхода;

формирование у детей положительной "Я Концепции".

Виды отношений в сотрудничестве на уроках.

Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной

системы отношений.

Рассмотрим следующий важный аспект отношений "ученик - ученик". В

данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для

коллективных форм работ и коллектива.

При рассмотрении данного вопроса нам бы хотелось отметить методику

тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон[13]. Она

утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами

и членами группы с одной стороны и с задачами, целями, проблемами темы с

другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном

мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и

саморазвитию личности в процессе решения задач. Данная методика включает в

себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе

сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в

процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в

малых группах (cooperative learning) на уроках. Методы сотрудничества в

малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в

педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в

таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия,

Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли

свой вклад в исследование работ в малых группах.

Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их

числе рассматриваются:

разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;

психологическая совместимость членов группы;

разнообразие социально - психологических характеристик;

в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;

взаимозависимость членов группы между собой;

личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и

успехи товарищей и всей группы в целом;

особое внимание способам общения между членами группы (социальные

аспекты обучения), которым специально обучают;

включение коллективных работ в системы контроля.

Общая оценка (часто описательного характера) состоит из контроля формы

общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение

детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов

способствует совершенствованию сотрудничества.

Можно выделить 3 режима работы в командах:

1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или

всеми заданиями или проектами;

2) работа в подгруппах;

3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые

сравнение и обсуждение результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке

является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.

В педагогической литературе существуют разные подходы к определению

оптимального количества человек в группе. Большинство авторов

целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой

группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние

наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей

работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для

внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества

учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две

подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно

предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних,

один слабый (два мальчика и две девочки).

Применительно к обучению в начальной школе можно предложить следующие

практические аспекты гуманизации общения среди школьников:

1 Этап.

Знакомство с группой: беседы с родителями, учителями. Наблюдение за

детьми. Составление карт индивидуализации для реализации личностно

ориентированного подхода к детям. Карты включают в себя информацию о

ребенке (фамилия, имя, оценки по основным предметам), его родителях

(полная/неполная семья, социальный статус, национальность), взаимоотношения

ребенка в группе с другими учениками, интерес к предмету, возможные

сложности. Родители могут оказать огромную помощь при выборе оптимального

взаимодействия с ребенком, способствующего его дальнейшему развитию.

II Этап.

Для учета интересов и желаний детей учитель предлагает детям выбрать,

чем они хотят заниматься на следующем уроке (например, учитывать следующие

пожелания детей: «поиграть», «сделать зарядку», «выучить новый стих»,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.