детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого
условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе
трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только
практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные
качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой
деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как
в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития
умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях
замечается не только разное, но и много общего.
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы
дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким
образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам
во многом помогает определенная организация их в процессе
коллективного труда.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе
трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к
ребенку в детском саду и дома.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень
характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к
труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности,
его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не
только для себя, но и для других.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на
формирование личности каждого ребенка при условии, если он
осуществляется в определенной последовательности и системе, как
непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются
специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя
– отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны
в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной
детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив,
на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той
силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно
воспитать вне общения с коллективом такие качества, как
доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее
дело.
Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного
повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать
детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований,
предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.
На всех ступенях системы народного образования необходимо
оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с
родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с
научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не
всегда бывают объективными.
2. В процессе игровой деятельности.
В игре проявляются и через нее формируются все стороны
психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется
в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие
нравственные качества, как скромность, гуманность .
Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном
развитии его
замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения
поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе
игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и
характер участия в различных играх.
Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве
подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют
формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение
действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом
коллектива.
В процессе проведения дидактических игр выясняется степень
умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также
решительность или нерешительность, быстрая или медленная
переключаемость с одного действия на другое.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель
должен развивать в них такие нравственные качества как
доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.
Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с
индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого
воспитательного процесса.
Зная индивидуальные особенности детей ,их способности и умения,
нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают
стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо
строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти
дело.
В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение
имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в
окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о
качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается
зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В
процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности
детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания,
усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации
ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального
педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с
семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития
каждого ребенка.
Цель эксперимента :
1. Выявить индивидуально – психологические особенности ребенка.
2. Предложить методические рекомендации по формированию волевых
проявлений с учетом темперамента..
Методы исследования :
наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога
(календарные и перспективные планы).
Практическая часть была выполнена на базе детского сада «Искра»
г.Сургута, во второй младшей группе.
Состав группы : 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель
группы:
Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование среднее.
Исследование проводилось с подгруппой детей.
1. Алина Г. 4г.
2. Иван К. 3,5
3. Екатерина П. 4г.
4. Аким С. 3г.
В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане:
хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей
большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на
занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют
себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень
любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В
целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по
отношению друг к другу и к окружающим.
В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая
методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).
Диагностика проводилась в две серии :
1. Исследование типов темперамента дошкольников.
2. Изучение волевых проявлений.
Результаты диагностики первой серии отражены в протоколе оценки
темперамента.(см. Приложение№3.) В результате исследования удалось
выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты
темперамента, т.к. для нее характерно : быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность,
эмоциональность и т.д.
Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой
эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны
высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо.
Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть
одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая,
с длительными паузами речь.
У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента для
которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость
эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается,
наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша
очень тихая, невыразительная.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное
своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы
отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и
отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет прежде всего
темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания
деятельности человека и сказывается в психической активности и
эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении
индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна.
Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных
черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы,
что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить
цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны
удерживать ее и достигать какого-либо результата. Антропонимы вот
самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности
могут только Алина Г., Катя П., Иван К.. Аким С. самостоятельно цель
ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в
деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального
побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и
непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К ,
т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина
Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда
сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость
движений, высокая чувствительность эмоций.
Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что
дисциплинированность и настойчивость сформированы Алина Г., Катя П.,
Иван К.. Дети подчиняются общественным правилам поведения и
деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют
сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность,
стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в
деятельности стараются преодолеть любым способом.
Такое волевое качество как организованность сформировано у всех
детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность,
сосредоточенно ее выполнять.
Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых
проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к. уровень
сформированности волевых проявлений этих детей соответствует
поставленным критериям (см. приложение 2 .). К среднему уровню
сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С.
С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к.
систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью
повышения уровня сформированности волевых проявлений.
Изучив документацию : перспективные и календарные планы, можно
сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится
регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с
какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы
выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.
Исходя их проделанной работы можно сделать вывод, что работа по
осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и
обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные
особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и
темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические
особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа
реализуется во всем объеме учебно – воспитательной работы.
На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов
рекомендуем провести следующую работу :
Рекомендации для воспитателя :
1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной
Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей
ребенка (№17.с.235)
2. Организовать консультации по темам : «Знать ребенка, чтобы
воспитывать», «Правильно ли воспитываем малыша?», «У каждого ребенка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|