на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Использование логических задач на уроках математики в начальной школе

логических задач.

1.2 Психологические предпосылки использования нестандартных логических

задач на уроке математики в начальной школе

Логические и психологические исследования последних лет (в особенности

работы Ж. Пиаже) вскрыли связь некоторых "механизмов" детского мышления с

общематематическими и общелогическими понятиями.

На первый взгляд понятия "отношение", "структура", "законы композиции"

и др., имеющие сложные математические определения, не могут быть связаны с

формированием математических представлений у маленьких детей. Конечно, весь

подлинный и отвлеченный смысл этих понятий и их место в аксиоматическом

построении математики как науки есть объект усвоения уже хорошо развитой и

"натренированной" в математике головы. Однако некоторые свойства вещей,

фиксируемые этими понятиями, так или иначе проступают для ребенка уже

сравнительно рано: на это имеются конкретные психологические данные.

Прежде всего следует иметь в виду, что от момента рождения до 7 - 10

лет у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих

представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-

предметного мышления. Причем на сравнительно узком эмпирическом материале

дети выделяют общие схемы ориентации в пространственно-временных и причинно-

следственных зависимостях вещей. Эти схемы служат своеобразным каркасом той

"системы координат", внутри которой ребенок начинает все глубже овладевать

разными свойствами многообразного мира. Конечно, эти общие схемы мало

осознаны и в малой степени могут быть выражены самим ребенком в форме

отвлеченного суждения. Они, говоря образно, являются интуитивной формой

организации поведения ребенка (хотя, кoнечно, все более и более

отображаются и в суждениях).

В последние десятилетия особенно интенсивно вопросы формирования

интеллекта детей и возникновения у них общих представлений о

действительности, времени и пространстве изучались известным швейцарским

психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками. Некоторые его работы имеют прямое

отношение к проблемам развития математического мышления ребенка.

В одной из своих последних книг, написанной совместно с Б. Инельдер

([10]), Ж. Пиаже приводит экспериментальные данные о генезисе и

формировании у детей (до 12 - 14 лет) таких элементарных логических

структур, как классификация и сериация. Классификация предполагает

выполнение операции включения (например, А + А' = В) и операции, ей

обратной (В - А' = А). Сериация - это упорядочение предметов в

систематические ряды (так, палочки разной длины можно расположить в ряд,

каждый член которого больше всех предыдущих и меньше всех последующих).

Анализируя становление классификации, Ж. Пиаже и Б. Инельдер

показывают, как от ее исходной формы, от создания "фигурной совокупности",

основанной лишь на пространственной близости объектов, дети переходят к

классификации, основанной уже на отношении сходства ("нефигурные

совокупности"), а затем к самой сложной форме - к включению классов,

обусловленному связью между объемом и содержанием понятия. Авторы

специально рассматривают вопрос о формировании классификации не только по

одному, но и по двум-трем признакам, о формировании у детей умения изменять

основание классификации при добавлении новых элементов. Аналогичные стадии

авторы находят и в процессе становления сериации.

Эти исследования преследовали вполне определенную цель - выявить

закономерности формирования операторных структур ума и прежде всего такого

их конституирующего свойства как обратимость, т.е. способности ума

двигаться в прямом и обратном направлении. Обратимость имеет место тогда,

когда "операции и действия могут развертываться в двух направлениях, и

понимание одного из этих направлений вызывает ipso facto (в силу самого

факта) понимание другого" ([10], стр. 15).

Ж. Пиаже считает, что психологическое исследование развития

арифметических и геометрических операций в сознании ребенка (особенно тех

логических операций, которые осуществляют в них предварительные условия)

позволяет точно соотнести операторные структуры мышления со структурами

алгебраическими, структурами порядка и топологическими. Так, алгебраическая

структура ("группа") соответствует операторным механизмам ума,

подчиняющимся одной из форм обратимости - инверсии (отрицанию). Группа

имеет четыре элементарных свойства: произведение двух элементов группы

также дает элемент группы; прямой операции соответствует одна и только одна

обратная; существует операция тождества; последовательные композиции

ассоциативны. На языке интеллектуальных действий это означает:

координация двух систем действия составляет новую схему, присоединяемую к

предыдущим;

операция может развиваться в двух направлениях;

при возвращении к исходной точке мы находим ее неизменной;

к одной и той же точке можно прийти разными путями, причем сама точка

остается неизменной.

Структуре порядка соответствует такая форма обратимости, как

взаимность (перестановка порядка). В период от 7 до 11 лет система

отношений, основанная на принципе взаимности, приводит к образованию в

сознании ребенка структуры порядка.

Рассмотрим основные положения, сформулированные Ж. Пиаже,

применительно к вопросам построения учебной программы. Прежде всего,

исследования Ж. Пиаже показывают, что в период дошкольного и школьного

детства у ребенка формируются такие операторные структуры мышления, которые

позволяют ему оценивать фундаментальные характеристики классов объектов и

их отношений. Причем уже на стадии конкретных операций (с 7 - 8 лет)

интеллект ребенка приобретает свойство обратимости, что исключительно важно

для понимания теоретического содержания учебных предметов, в частности

математики.

Эти данные говорят о том, что традиционная психология и педагогика не

учитывали в достаточной мере сложного и емкого характера тех стадий

умственного развития ребенка, которые связаны с периодом от 7 до 11 лет.

Сам Ж. Пиаже эти операторные структуры прямо соотносит с основными

математическими структурами. Он утверждает, что математическое мышление

возможно лишь на основе уже сложившихся операторных структур (и при этом

остается в тени объект этих операций). Это обстоятельство можно выразить и

в такой форме: не "знакомство" с математическими объектами и усвоение

способов действия с ними определяют формирование у ребенка операторных

структур ума, а предварительное образование этих структур (как "координации

действий") является началом математического мышления, "выделения"

математических структур.

Рассмотрение результатов, полученных Ж. Пиаже, позволяет сделать ряд

существенных выводов применительно к конструированию учебной программы по

математике. Прежде всего, фактические данные о формировании интеллекта

ребенка с 7 до 11 лет говорят о том, что ему в это время не только не

"чужды" свойства объектов, описываемые посредством математических понятий

"отношение - структура" но последние сами органически входят в мышление

ребенка.

Традиционные задачи начальной школьной программы по математике не

учитывают этого обстоятельства. Поэтому они не реализуют многих

возможностей, таящихся в процессе интеллектуального развития ребенка. В

этой связи практика внедрения в начальный школьный курс математики

логических задач должна стать нормальным явлением.

Материалы, имеющиеся в современной детской психологии, позволяют

положительно оценивать общую идею внедрения в учебные программы таких

задач, в основе которого лежали бы понятия об исходных математических

структурах. Конечно, на этом пути возникают большие трудности, так как еще

нет опыта построения такого учебного предмета. В частности, одна из них

связана с определением возрастного "порога", с которого осуществимо

обучение по новой программе. Если следовать логике Ж. Пиаже, то, видимо, по

этим программам можно учить лишь тогда, когда у детей уже полностью

сформировались операторные структуры (с 14 - 15 лет). Но если предположить,

что реальное математическое мышление ребенка формируется как раз внутри

того процесса, который обозначается Ж. Пиаже как процесс складывания

операторных структур, то эти программы можно вводить гораздо раньше

(например, с 7 - 8 лет), когда у детей начинают формироваться конкретные

операции с высшим уровнем обратимости. В "естественных" условиях, при

обучении по традиционным программам формальные операции, возможно, только и

складываются к 13 - 15 годам. Но нельзя ли "ускорить" их формирование путем

более раннего введения такого учебного материала, усвоение которого требует

прямого анализа математических структур?

Представляется, что такие возможности есть. К 7 - 8 годам у детей уже

в достаточной мере развит план мыслительных действий, и путем обучения по

соответствующей программе, в которой свойства математических структур даны

"явно" и детям даются средства их анализа, можно быстрее подвести детей к

уровню "формальных" операций, чем в те сроки, в которые это осуществляется

при "самостоятельном" открытии этих свойств.

При этом важно учитывать следующее обстоятельство. Есть основания

полагать, что особенности мышления на уровне конкретных операций,

приуроченном Ж. Пиаже к 7 - 11 годам, сами неразрывно связаны с формами

организации обучения, свойственными традиционной начальной школе. Это

обучение (и у нас, и за рубежом) ведется на основе предельно эмпирического

содержания, зачастую вообще не связанного с понятийным (теоретическим)

отношением к объекту. Такое обучение поддерживает и закрепляет у детей

мышление, опирающееся на внешние, прямым восприятием уловимые признаки

вещей.

Таким образом, в настоящее время имеются фактические данные,

показывающие тесную связь операторных структур детского мышления и

общематематических и общелогических структур, хотя "механизм" этой связи

далеко не ясен и почти не исследован. Наличие этой связи открывает

принципиальные возможности для построения учебного предмета,

развертывающегося по схеме "от простых структур - к их сложным сочетаниям".

И значительное место в таком построении должно принадлежать широкому

применению в процессе обучения младших школьников нестандартных логических

задач.

Глава II. Методика использования логических задач на уроках математики в

начальной школе

2.1 Интегрированное обучение и развитие мышления в простой игре

Общее соображение о важности широкого внедрения в школьный урок

математики нестандартных логических задач дополним описанием

соответствующих методических установок. Ниже рассмотрим методику

использования на уроках математики в начальной школе специального типа

логических задач, связанных с внедрением в сознание ребенка основных

понятий математической логики. Эта методика была разработана ведущим

отечественным методистом А.А. Столяром.

"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого

класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал А.А. Столяр ([9], c.

11). Для достижения наилучших результатов в освоении учащимися основ

логического мышления и в изучении геометрических фигур А.А. Столяр

использовал в своей практике игру с кругами, рассмотрение которой

произведено ниже.

Игра с кругами, созданная на основе известных кругов Эйлера, позволяет

обучать классифицирующей деятельности, закладывает понимание логических

операций: отрицания - не, конъюнкции - и, дизъюнкции - или. Перечисленные

логические операции имеют важнейшее значение, так как различные их

комбинации образуют всевозможные и сколь угодно сложные логические

структуры. Из функциональных элементов, реализующих логические операции не,

и, или, конструируются схемы современных ЭВМ.

К концу дошкольного возраста у ребенка проявляются признаки

логического мышления. В своих рассуждениях он начинает использовать

логические операции и на их основе строить умозаключения. Очень важно в

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.