логических задач.
1.2 Психологические предпосылки использования нестандартных логических
задач на уроке математики в начальной школе
Логические и психологические исследования последних лет (в особенности
работы Ж. Пиаже) вскрыли связь некоторых "механизмов" детского мышления с
общематематическими и общелогическими понятиями.
На первый взгляд понятия "отношение", "структура", "законы композиции"
и др., имеющие сложные математические определения, не могут быть связаны с
формированием математических представлений у маленьких детей. Конечно, весь
подлинный и отвлеченный смысл этих понятий и их место в аксиоматическом
построении математики как науки есть объект усвоения уже хорошо развитой и
"натренированной" в математике головы. Однако некоторые свойства вещей,
фиксируемые этими понятиями, так или иначе проступают для ребенка уже
сравнительно рано: на это имеются конкретные психологические данные.
Прежде всего следует иметь в виду, что от момента рождения до 7 - 10
лет у ребенка возникают и формируются сложнейшие системы общих
представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-
предметного мышления. Причем на сравнительно узком эмпирическом материале
дети выделяют общие схемы ориентации в пространственно-временных и причинно-
следственных зависимостях вещей. Эти схемы служат своеобразным каркасом той
"системы координат", внутри которой ребенок начинает все глубже овладевать
разными свойствами многообразного мира. Конечно, эти общие схемы мало
осознаны и в малой степени могут быть выражены самим ребенком в форме
отвлеченного суждения. Они, говоря образно, являются интуитивной формой
организации поведения ребенка (хотя, кoнечно, все более и более
отображаются и в суждениях).
В последние десятилетия особенно интенсивно вопросы формирования
интеллекта детей и возникновения у них общих представлений о
действительности, времени и пространстве изучались известным швейцарским
психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками. Некоторые его работы имеют прямое
отношение к проблемам развития математического мышления ребенка.
В одной из своих последних книг, написанной совместно с Б. Инельдер
([10]), Ж. Пиаже приводит экспериментальные данные о генезисе и
формировании у детей (до 12 - 14 лет) таких элементарных логических
структур, как классификация и сериация. Классификация предполагает
выполнение операции включения (например, А + А' = В) и операции, ей
обратной (В - А' = А). Сериация - это упорядочение предметов в
систематические ряды (так, палочки разной длины можно расположить в ряд,
каждый член которого больше всех предыдущих и меньше всех последующих).
Анализируя становление классификации, Ж. Пиаже и Б. Инельдер
показывают, как от ее исходной формы, от создания "фигурной совокупности",
основанной лишь на пространственной близости объектов, дети переходят к
классификации, основанной уже на отношении сходства ("нефигурные
совокупности"), а затем к самой сложной форме - к включению классов,
обусловленному связью между объемом и содержанием понятия. Авторы
специально рассматривают вопрос о формировании классификации не только по
одному, но и по двум-трем признакам, о формировании у детей умения изменять
основание классификации при добавлении новых элементов. Аналогичные стадии
авторы находят и в процессе становления сериации.
Эти исследования преследовали вполне определенную цель - выявить
закономерности формирования операторных структур ума и прежде всего такого
их конституирующего свойства как обратимость, т.е. способности ума
двигаться в прямом и обратном направлении. Обратимость имеет место тогда,
когда "операции и действия могут развертываться в двух направлениях, и
понимание одного из этих направлений вызывает ipso facto (в силу самого
факта) понимание другого" ([10], стр. 15).
Ж. Пиаже считает, что психологическое исследование развития
арифметических и геометрических операций в сознании ребенка (особенно тех
логических операций, которые осуществляют в них предварительные условия)
позволяет точно соотнести операторные структуры мышления со структурами
алгебраическими, структурами порядка и топологическими. Так, алгебраическая
структура ("группа") соответствует операторным механизмам ума,
подчиняющимся одной из форм обратимости - инверсии (отрицанию). Группа
имеет четыре элементарных свойства: произведение двух элементов группы
также дает элемент группы; прямой операции соответствует одна и только одна
обратная; существует операция тождества; последовательные композиции
ассоциативны. На языке интеллектуальных действий это означает:
координация двух систем действия составляет новую схему, присоединяемую к
предыдущим;
операция может развиваться в двух направлениях;
при возвращении к исходной точке мы находим ее неизменной;
к одной и той же точке можно прийти разными путями, причем сама точка
остается неизменной.
Структуре порядка соответствует такая форма обратимости, как
взаимность (перестановка порядка). В период от 7 до 11 лет система
отношений, основанная на принципе взаимности, приводит к образованию в
сознании ребенка структуры порядка.
Рассмотрим основные положения, сформулированные Ж. Пиаже,
применительно к вопросам построения учебной программы. Прежде всего,
исследования Ж. Пиаже показывают, что в период дошкольного и школьного
детства у ребенка формируются такие операторные структуры мышления, которые
позволяют ему оценивать фундаментальные характеристики классов объектов и
их отношений. Причем уже на стадии конкретных операций (с 7 - 8 лет)
интеллект ребенка приобретает свойство обратимости, что исключительно важно
для понимания теоретического содержания учебных предметов, в частности
математики.
Эти данные говорят о том, что традиционная психология и педагогика не
учитывали в достаточной мере сложного и емкого характера тех стадий
умственного развития ребенка, которые связаны с периодом от 7 до 11 лет.
Сам Ж. Пиаже эти операторные структуры прямо соотносит с основными
математическими структурами. Он утверждает, что математическое мышление
возможно лишь на основе уже сложившихся операторных структур (и при этом
остается в тени объект этих операций). Это обстоятельство можно выразить и
в такой форме: не "знакомство" с математическими объектами и усвоение
способов действия с ними определяют формирование у ребенка операторных
структур ума, а предварительное образование этих структур (как "координации
действий") является началом математического мышления, "выделения"
математических структур.
Рассмотрение результатов, полученных Ж. Пиаже, позволяет сделать ряд
существенных выводов применительно к конструированию учебной программы по
математике. Прежде всего, фактические данные о формировании интеллекта
ребенка с 7 до 11 лет говорят о том, что ему в это время не только не
"чужды" свойства объектов, описываемые посредством математических понятий
"отношение - структура" но последние сами органически входят в мышление
ребенка.
Традиционные задачи начальной школьной программы по математике не
учитывают этого обстоятельства. Поэтому они не реализуют многих
возможностей, таящихся в процессе интеллектуального развития ребенка. В
этой связи практика внедрения в начальный школьный курс математики
логических задач должна стать нормальным явлением.
Материалы, имеющиеся в современной детской психологии, позволяют
положительно оценивать общую идею внедрения в учебные программы таких
задач, в основе которого лежали бы понятия об исходных математических
структурах. Конечно, на этом пути возникают большие трудности, так как еще
нет опыта построения такого учебного предмета. В частности, одна из них
связана с определением возрастного "порога", с которого осуществимо
обучение по новой программе. Если следовать логике Ж. Пиаже, то, видимо, по
этим программам можно учить лишь тогда, когда у детей уже полностью
сформировались операторные структуры (с 14 - 15 лет). Но если предположить,
что реальное математическое мышление ребенка формируется как раз внутри
того процесса, который обозначается Ж. Пиаже как процесс складывания
операторных структур, то эти программы можно вводить гораздо раньше
(например, с 7 - 8 лет), когда у детей начинают формироваться конкретные
операции с высшим уровнем обратимости. В "естественных" условиях, при
обучении по традиционным программам формальные операции, возможно, только и
складываются к 13 - 15 годам. Но нельзя ли "ускорить" их формирование путем
более раннего введения такого учебного материала, усвоение которого требует
прямого анализа математических структур?
Представляется, что такие возможности есть. К 7 - 8 годам у детей уже
в достаточной мере развит план мыслительных действий, и путем обучения по
соответствующей программе, в которой свойства математических структур даны
"явно" и детям даются средства их анализа, можно быстрее подвести детей к
уровню "формальных" операций, чем в те сроки, в которые это осуществляется
при "самостоятельном" открытии этих свойств.
При этом важно учитывать следующее обстоятельство. Есть основания
полагать, что особенности мышления на уровне конкретных операций,
приуроченном Ж. Пиаже к 7 - 11 годам, сами неразрывно связаны с формами
организации обучения, свойственными традиционной начальной школе. Это
обучение (и у нас, и за рубежом) ведется на основе предельно эмпирического
содержания, зачастую вообще не связанного с понятийным (теоретическим)
отношением к объекту. Такое обучение поддерживает и закрепляет у детей
мышление, опирающееся на внешние, прямым восприятием уловимые признаки
вещей.
Таким образом, в настоящее время имеются фактические данные,
показывающие тесную связь операторных структур детского мышления и
общематематических и общелогических структур, хотя "механизм" этой связи
далеко не ясен и почти не исследован. Наличие этой связи открывает
принципиальные возможности для построения учебного предмета,
развертывающегося по схеме "от простых структур - к их сложным сочетаниям".
И значительное место в таком построении должно принадлежать широкому
применению в процессе обучения младших школьников нестандартных логических
задач.
Глава II. Методика использования логических задач на уроках математики в
начальной школе
2.1 Интегрированное обучение и развитие мышления в простой игре
Общее соображение о важности широкого внедрения в школьный урок
математики нестандартных логических задач дополним описанием
соответствующих методических установок. Ниже рассмотрим методику
использования на уроках математики в начальной школе специального типа
логических задач, связанных с внедрением в сознание ребенка основных
понятий математической логики. Эта методика была разработана ведущим
отечественным методистом А.А. Столяром.
"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого
класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал А.А. Столяр ([9], c.
11). Для достижения наилучших результатов в освоении учащимися основ
логического мышления и в изучении геометрических фигур А.А. Столяр
использовал в своей практике игру с кругами, рассмотрение которой
произведено ниже.
Игра с кругами, созданная на основе известных кругов Эйлера, позволяет
обучать классифицирующей деятельности, закладывает понимание логических
операций: отрицания - не, конъюнкции - и, дизъюнкции - или. Перечисленные
логические операции имеют важнейшее значение, так как различные их
комбинации образуют всевозможные и сколь угодно сложные логические
структуры. Из функциональных элементов, реализующих логические операции не,
и, или, конструируются схемы современных ЭВМ.
К концу дошкольного возраста у ребенка проявляются признаки
логического мышления. В своих рассуждениях он начинает использовать
логические операции и на их основе строить умозаключения. Очень важно в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|