на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Книга

слова, а то, что у него нет потребности это узнать. Наверное, найдется не

много учителей, которые могут похвалиться тем, что их ученики спрашивают о

значении каких либо слов или по собственной инициативе обращаются к

словарям. Привычку равнодушно относиться к непонятным словам и выражениям

школьники вносят во взрослую жизнь.

Итак, первая задача школьника понять каждое слово, составляющее

предложение. Слово многозначно, в данном тексте оно употреблено в каком-то

одном из ряда возможных значений, и надо понимать, в каком именно.

Непонимание этих значений, особенно характерно для слабых учащихся, ведет

к неполному, неточному или искаженному пониманию всего текста. Ряд слов,

такие как «может быть», «должно быть», и «вероятно» часто остаются

незамеченными большей частью школьников. И, наконец, внимательное отношение

к слову должно включать его критическую оценку, т.е. умение видеть неверно,

неточно, неудачно употребленные слова и мысленно находить более удачные

варианты. Этих умений у школьников практически нет.

Понимание слов, словосочетаний, взаимосвязей между ними приводит к

извлечению смысла текста. Это работа, которой нужно специально обучать.

Мною был проведен эксперимент. Ученикам 6-го «Д» класса (27 человек),

были даны два незнакомых предложения, и предлагалось извлечь заключенную в

предложении информацию. Ее нужно было изложить в форме связанного рассказа.

Такое задание я условно назвала «Составить рассказ по предложению».

Первое предложение: «Высаженный в сад, цветок расцвел бы гораздо

быстрее, чем на подоконнике». Девятнадцать (19) человек из этого класса

представили свой рассказ следующим образом: «В саду свежий воздух и чистая

атмосфера, там он может размножаться и чувствовать себя более вольно, чем

на подоконнике». Или: «В саду цветок может расти более свободно, корни у

него разрастаются лучше, а в горшке меньше места, и корни могут упираться в

горшок. Земля питает его полезными веществами, на подоконнике почвы

мало—цветку не хватает веществ, и там он не очень хорошо растет. В саду он

растет быстро.

Второе предложение: «Все эти сведения Иван Иванович, однако, выдумал».

Восемь (8) человек описало это предложение так, что их фантазии не было

предела. Ученики описывали выдуманные сведения. Это были и пираты, которые

грабили дома, и опасные болезни, и инопланетяне. И только два человека

отнеслись к этому философски. «Эти сведения Иван Иванович выдумал из свой

головы, но сам в них верит. Все сведения были ложными. Иван Иванович

написал рассказ, а сведения выдумал». Все эти маленькие сочинения были

переданы Романовой Г.А., учителю русского языка и литературы, с целью

глубокого анализа.

Этот эксперимент показывает, что сочинению таких рассказов могут

научиться все дети, причем надо отметить, что выполняют они эту работу с

интересом. Заботиться о том, чтобы ребенок понял текст, нужно с его раннего

детства. Посмотреть в глаза своему незнанию или непониманию—первый толчок к

тому, чтобы захотеть узнать и понять, а не просто выучить. Это очень важный

шаг на пути к знанию. Недаром же говорил Сократ: «Я знаю, чего я не знаю, а

другие Афиняне не знают и этого».

Школьник, садящийся за книгу, должен помнить три заповеди:

1. Найди незнакомые слова и выясни их значение;

2. Найди непонятные словосочетания и выясни их значения;

3. Найди непонятные мысли и выясни их значения.

При восприятии текста, на человека воздействует не столько само

содержание частей, сколько их монтажная взаимосвязь. Этот феномен, который

называется «эффект Кулешова», был впервые обнаружен в кино. Кинорежиссер

Л.В. Кулешов в 20-е гг. проделал такой опыт: он чередовал один и тот же

кадр—человеческое лицо—с другими кадрами. В этих кадрах были: тарелка супа,

гроб, девушка. Зритель, в зависимости от соседнего кадра, видел в одном и

том же лице выражение то голода, то горя, то страсти. При этом сам зритель

не осознавал, что видит одно и то же выражение лица.

Л.В. Кулешов обнаружил, что главная сила воздействия на зрителя

заключена именно во взаимосвязи кадров, в их монтаже, а не только в

содержании кадров. В начале Кулешов решил, что полученный им результат

эксперимента связан только со спецификой кино, однако, последующие

исследования подвели режиссера к мысли о том, что в художественной

литературе монтаж был открыт задолго до появления кинематографа.

Подтверждение этого Кулешов нашел в письме Л.Н. Толстова к Н.Н. Страхову.

Там есть любимая Толстым мысль: «Главное и в понимании, и в создании текста

содержится не в моих мыслях, а в их сцеплениях». Монтаж помогает расставить

акценты, высветить нужное содержание.

Все психологи, занимающиеся вопросами понимания текста, говорят о том,

какую большую роль играет прогноз при чтении. Уже при знакомстве с

заголовком, опытный читатель прогнозирует содержание. Дальнейшее чтение

идет «под флагом» сознательно сложившейся гипотезы. Мысленно сверяя свои

ожидания с текстом, человек «пропускает через себя» читаемое, и даже если

ожидание не оправдалось, оно все равно способствует пониманию. Поэтому

заголовок является наилучшим пусковым моментом понимания. Этим широко

пользуются авторы книг. Если же заголовок рождает не вопрос, а готовый

ответ, то интерес к дальнейшему ознакомлению с книгой резко снижается.

У школьников можно и нужно развивать способность к прогнозированию.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения

при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет

неусидчив, будет вертеться, он не будет посещать библиотеку потому, что

читать книги при низкой технике чтения это не столько удовольствия сколь

мука.

Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном

ее темпе. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в

минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в

темпе скороговорки – со скоростью 180 и более слов в минуту, то

естественно, понимание текста при этом ухудшается. Иногда необходимо

возвращение к началу текста, прочитыванию его дважды, а то и трижды.

Результаты проверки техники чтения в 3-х и 4-х классах 883 школы,

которые проводились 10 января 2000 года

| |3А |3Б |4Г |

|Ниже |74% |16% |37% |

|Норма |16% |16% |8% |

|Выше |10% |68% |55% |

|Осмысленное |29% |68% |72% |

|чтение | | | |

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на

успеваемость. При обследовании родной из школ был определен ученик 8-го

класса, который имел скорость чтения всего 38 слов в минуту. Такую скорость

обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе. В 8-м классе домашние

задания в среднем за один день составляют 8 страниц учебника или 6500 слов.

Если разделить 6500 на 38 получается около 170 минут. Это время, которое

необходимо ученику чтобы один раз прочитать домашние задания. Но при низкой

технике чтения ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике,

ему необходимо трижды прочитать тексты, а это уже 9 часов. Да плюс 6 часов,

проведенных учеником в школе. Это 15-ти часовой рабочий день. Уже нарушен

Кодекс законов о труде. И ни один самый заслуженный преподаватель ничего не

сможет сделать с этим учеником до тех пор, пока его не научит элементарному

– не научить читать.

Каковы же резервы обучения чтению?

1. Если мы хотим освоить какие-то умения и довести их до уровня навыка,

вовсе мы не должны проводить длинные упражнения, длинные по

времени, а упражнения должны быть короткими порциями, но с большей

частотой, т.е. небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает

его содержание. Через час- два еще одна порция. Перед сном еще одна.

Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в

течение часа-полутора за один прием.

2. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в

школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и

применяется во многих школах.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах

Монгольской народной республики. Группа учителей, приехавшая в

Сибирь рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем

наши русские дети. Естественно, это выглядело довольно обидно и

вызывало к методике обучения чтению. Оказалось, что никакой

методики и нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на

русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование –

начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-

русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

4. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние

события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда

человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад

говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон

грядущий», т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Частенько, кода мы советуем ребенку повторить стихотворение, то

говорим: почитай перед сном, чтобы это последним впечатлением дня.

5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Ему трудно читать, поэтому он не любит это занятие. Режим щадящего

чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает 1-2 строчки, и

после это получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически

получается. Если ребенок просматривает диафильмы: 2 строчки

прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. И так кадр за кадром. Этот

прием обучения можно рекомендовать родителям, дети которых читают

неохотно.

Различия в читательском развитии младших школьников столь велики, что

изучение личностных особенностей ребенка, индивидуальная работа с

конкретным читателем крайне необходимы.

Как, по каким критерия выбирают книги младшие школьники? Что хотят

найти в книгах? Как помочь им выбрать самое необходимое?

Среди ребят младшего возраста свих читателей находят и русская поэзия,

и зарубежная литература, книги и музыке и композиторах, об ученых и

общественных деятелях. Однако, некоторое предпочтение юные читатели

отдают сказкам и приключениям, что можно считать их возрастной

особенностью. Чаще других среди любимых книг называют рассказы

Н.Носова, А.Гайдара «Чук и Гек», книги о дяде Степе С.Михалкова,

«Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, русские народные сказки и книги

про животных.

В нашей библиотеке кроме учебников «чтения» есть дополнительные книги

по литературному чтению и творчеству (автор Э.Кац). Все дети готовятся

к урокам внеклассного чтения. Самыми любимыми и читаемыми писателями на

протяжении многих лет остаются Драгунский, Носов, Чарушин, Снегирев,

Пришвин, Барто, Михалков, Чаплина.

Частыми гостями школьной библиотеки, которые берут книги для своего

удовольствия, для души, являются учащиеся 3-го «Б» (Санатова М.Н.), 4-

го «Г» (Деминова Т.И.) и 3 «Г» (Рупасова Е.В.). 5,6,7 и 8-е классы

крайне редко посещают библиотеку, а приходят только в том случае, когда

необходимо написать доклад по истории, химии, биологии, географии.

Интересны суждения ребят о том, какой должна быть очень хорошая книга.

Она должна быть красочной, с красивыми рисунками, интересной и

поучительной.

С возрастом, по мере совершенствования техники чтения, требования ребят

к книжному шрифту резко снижаются, однако, для учеников начальной школы

шрифт книги играет очень важную роль.

Обращаются ли посетители к библиотекарям с просьбой посоветовать что

почитать? Да, совета просят 40-60% посетителей библиотек. Говоря о

влиянии на читательские интересы, следует подчеркнуть, что библиотекари

имеют возможность рекомендовать только то, что они сами читают, ценят

или знают.

Но самым авторитетным советчиком в выборе книг для младших школьников

является мама и учитель.

Как строится индивидуальная работа в школьной библиотеке?

1. Прежде всего это рекомендательные беседы. Это не только помощь

выбрать книгу, но и вызвать интерес к ней, создавая соответствующую

установку для ее восприятия. Характер рекомендательной беседы

зависит от запросов читателя, его возраста, уровня развития.

Необходимо показать книги различной тематики, коротко знакомя

ребенка с их содержанием. Это позволяет сделать выбор,

сформулировать свой спрос.

2. Беседа о прочитанной книги. Это индивидуальная беседа, которая чаще

всего проходит на абонементе, либо у книжных полок.. Стремясь

закрепить и углубить у детей эмоциональные знания, которые они

получают читая книгу, библиотекарь заранее продумывает вопросы:

вопрос должен побудить ребенка проявить свое отношение к книге или

вспомнить наиболее понравившиеся места в ней.

Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на

читателя, на его сознание и чувства.

Во время беседы с ребенком он может увидеть и понять более

глубокий смысл произведения, который не раскрылся ему при чтении.

Читатель учится понимать произведение. Это означает, что он не просто

глубже усваивает где, когда, почему происходило действие, какие

качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к

изображаемому смыслу произведения.

Конечно, есть ребята, доверяющие библиотекарю свои впечатления о

прочитанных книгах, но это редкое исключение. Дети чаще рассказывают об

игрушках, уроках, учителях, но не о своих впечатлениях о прочитанном.

3. Консультация – эта форма индивидуальной работы особенно важна в

общении со старшими подростками. Это совет читателю выбрать нужные

книги или статьи из периодических изданий. Важной задачей консультации

является указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться

при чтении. Результаты индивидуальной работы библиотеки, какими бы

систематическими и квалифицированными не были бы, нельзя определить

сразу. Работа библиотекаря – это творческий подход к работе, это

знание литературы и знание своего читателя.

Массовая работа в школьной библиотеке.

1. Одним из видов этой работы является книжная выставка, которая

представляет оперативную форму массовой работы. Выставки бывают

тематическими, жанровыми, посвященными определенному виду литературы,

творчеству одного писателя. Здесь книга приближена к читателю,

повернута к нему «лицом». Выставка экспонируется в течение

определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к

литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали

его внимание. Выставка показывает ребятам как много есть в библиотеке

книг, журналов и газет, в которых можно найти на их вопросы.

2. Обзор – распространенная форма работы в библиотеке. Это устный

рассказ о книгах и других типах изданий, содержание которого

подсказывается событиями общественно-политическими событиями в стране и

в мире, стремление рекомендовать лучшие произведения современной и

классической литературы для детей. Обзор проводят с целью расширить

читательский спрос, показать разнообразие литературы в библиотеке.

Книга – не самодовлеющий факт культуры. Ее жизнь наполнится высоким

смыслом лишь в том случае, если она найдет своего заинтересованного

читателя. Речь идет о жизни конкретного издания книги, известного или

мало известного автора любого периода эпохи книгопечатания. Какова

продолжительность данного издания? Как встретили выход книги в свет

современники? Нашла ли она себе читателя? Читали ли это издание 10-50

лет спустя? Переходила ли книга от одного собирателя к другому или

тонула в безвестности?

Литературоведа интересует отдельное литературное произведение,

совокупность творений данного автора или определенной эпохи. Его могут

заинтересовать личность автора, судьбы людей, которые могли быть

прототипами героев произведения.

Книговед исследует процесс производства и распространения книги,

деятельность издателей и книготорговцев, а история читателя, собирателя

книги, проблема ее миграции не всегда привлекают внимание книговедов.

Лишь в последнее время историки книги проводят изучение читателей

различных социальных слоев и различных эпох. Вот почему необходимо

обратиться специально к жизни книги в пространстве и времени как

составной части книговедения. Библиофила занимает не книга вообще, а

конкретный экземпляр конкретного издания. Его интересует в книге все:

ее содержание и оформление, творческая история написания книги, тираж и

судьба ее распространения.

На жизнь книги влияют многие объективные и субъективные факторы. К

числу первых следует отнести уровень материальной и духовной культуры

данной эпохи.

В сложной зависимости от духовных запросов времени и от материальных

возможностей их удовлетворения находятся авторская активность, развитие

производственной базы, рост или сокращение тиражей книг и,

следовательно, степень распространенности определенного конкретного

издания.

Как объективный фактор выступает и характер эпохи. В мирное время у

собирателей книг больше возможностей комплектовать свои библиотеки,

книжные собрания дольше сохраняются как единое целое и могут переходить

от поколения к поколению. В годы войны библиотеки часто утрачиваются их

владельцами, часть собраний или отдельные книги перемещаются в

пространстве на значительное расстояние. Книги гибнут, а иногда и

сознательно уничтожаются. На судьбы книг оказывают значительное

влияние социальные изменения в обществе. Некоторые из них отрицательно

сказываются на ассортименте новых изданий, приводят к повышению цен и

снижению тиражей. Книги неугодных авторов изымаются из общественных

книгохранилищ и из личных собраний, уничтожаются.

Прогрессивные изменения в обществе ведут к культурной революции и в

следствии этого к расширению ассортимента изданий, росту тиражей,

демократизации книги, к значительному увеличению численности личных

книжных собраний.

Субъективных факторов, отражающихся на жизни книги, меньше, но для

полноты исследования необходим и их учет. Здесь на перовое место

выступает отношение владельца к своим книгам: трудно или легко

расстается с ними обладатель собрания, заботится ли о сохранности книг

и обновляется ли состав его собрания.

Утверждают, что человек может прочитать за жизнь примерно 4 тысячи

книг. Это очень много. Если все они стояли в квартире, люди говорили

бы: «Весь дом в книгах!» Жизнь серьезного культурного читателя идет

«волнами», странно спрашивать его «Кто твой любимый писатель?». Сегодня

– Толстой, а завтра будет Куприн, вдруг захочется перечитать его, а

через 2 года – Гете, а потом – Пушкин… Меняется человек, меняются его

интересы, но всегда может он найти что-то важное и необходимое в

сокровищнице мировой литературы. Реализация основной функции книги –

встреча ее с читателями и собирателями различных эпох – обуславливает

появление признаков, по которым мы сегодня может судить о судьбе книги,

хранящихся как в городской, так и школьной и домашней библиотеках.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь лучше и умней.

Очень просим: заходите

В наш просторный книжный дом!

Очень просим: заходите!

Мы всегда, всегда Вас ждем!

Список используемой литературы:

Валькова В. Любителям чтения о книгах и библиотеках \1993

Граник Г. Как научить школьников вдумчивому чтению \ 1995

Зайцев В. Быстрое чтение—резервы, возможности, результаты \ 1989

Кожевникова В. Зачем необходимо оптимальное чтение \ 1995

Петрицкий В.А. Книга и время \ 1980

Петрицкий В.А. Жизнь книги \ 1980

Полозова Т. Всем лучшим во мне я обязана книгам \ 1995

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.