на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Концепция дошкольного воспитания

посредством "внушений", то личностно ориентированная модель взаимодействия

взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов

воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих

ценностей.

К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы

ценностные основы отношения к действительности.

Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт

приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них

познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя

первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами

неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет

простейшие закономерности, осознает их непреложный характер,

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к

природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство

природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность

явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому,

чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и

одушевляет их.

Условие формирования этих ценностей - любознательность ребенка,

которая может быть направлена взрослым к объектам, все более и более

сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих

переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений,

создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает

каждому ребенку почувствовать себя "ответственным лицом", причастным к

происходящему.

В результате формируются начала экологического сознания.

Отношение к "рукотворному миру". Здесь формируются следующие ценности.

Познавательные ценности: у ребенка пробуждается потребность в новых

знаниях, его собственный опыт расширяется за счет • приобщения к тому, что

известно другим;

перед ним приоткрывается значимость учения.

Ценности преобразования: возникает стремление самому сделать то, что

доступно другому, и создать нечто новое, оригинальное, творить.

Ценности переживания: ребенок проникается чувством красоты,

совершенства созданных человеком вещей, творений искусства, возникает

чувство уважения к мастерству.

Ведущими факторами возникновения этих ценностей являются игра, общение

с искусством.

Формируются начала духовности как свойства сознания.

Отношение к явлениям общественной жизни (отношение к другим людям).

Представлено следующими ценностями.

Познавательные ценности: у ребенка появляется социальная ориентация на

точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к

действию другого как поступку. Формируется интерес к событиям общественной

жизни в стране, в родном городе. Складывается все более полное понимание

коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное

мышление.

Ценности преобразования: ребенок стремится воздействовать на

окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им;

передавать свои знания, опыт другому.

Ценности переживания: ребенок замечает, что рядом с ним люди, такие

же, как и он, и в то же время отличные от него; рождается чувство

значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на

основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость.

Формируются начала нравственного сознания.

Отношение к самому себе. Представлено следующими ценностями.

Познавательные ценности: открытие своего "Я"; ребенок выделяет себя из

мира. Он начинает осознавать, что непохож на других. В то же время

возникает интерес к своей жизни (биография) и жизни близких. Пробуждаются

первые представления о Родине, о будущем, возникает отношение к жизни и

смерти, к бессмертию.

Ценности преобразования: на основе потребности в признании возникает

стремление действовать "как все".

Ценности переживания: чувство физической и психологической

защищенности; полнота разнообразных чувств, раскованность, ощущение

собственного тела и владения им;

наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил.

Формируются начала самосознания личности.

Обучение дошкольников.

В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть

осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением

понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает

определенный уровень "зрелости" тех психических функций (внимание,

восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно

освоение. Такая по существу "школьная" модель обучения представлена в

дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и

навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и

использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством

и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его

преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически

человеческих способностей.

Формирование культуры познания. По мере расширения ориентировки

ребенка в природных явлениях он овладевает представлениями о живом и

неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др.

Знакомясь с предметами, созданными руками человека, он начинает

отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от

воображаемого и т.п.

Мир человеческих отношений раскрывается ребенку в представлениях о

добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и

несправедливости и т.д.

Свой внутренний мир, свои возрастающие возможности раскрываются для

ребенка в представлениях о желаемом и возможном, о том, что значит думать,

предполагать, знать, и др.

Здесь - истоки рождения высших психических функций, зрелые формы

которых появятся позже, в школьные годы.

Рождаются новые формы мировосприятия, элементы произвольности в

решении познавательных задач, интерес к познанию, что в целом и образует

культуру познания.

Формирование деятельно-практического отношения к миру (волевой

культуры). Здесь ребенок приобщается к тем социально выработанным формам

активности, которые образуют способы направленного преобразования мира -

способы постановки цели (целеполагание), выбора средств и определения

очередности и последовательности их применения (планирование),

прогнозирования возможных эффектов действий. Ребенок учится преодолевать

трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Конечно, все эти действия, характеризующие высокий уровень

произвольности поведения, свойственные зрелой личности, только начинают

формироваться в дошкольном возрасте. Они выступают в своих начальных формах

и, главное, еще не представляют собой целостной системы, определяющей

поведение ребенка.

Обучение основам целеполагания, планирования, прогнозирования,

контроля и оценки результатов и их последствий осуществляется через

сочетание игровых и неигровых моментов; распределение функций между

взрослыми и детьми.

Одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности в

дошкольном возрасте являются игры с правилами, которые организуют,

регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанную, импульсивную

активность. Правила игры становятся той "точкой опоры", с которой можно

сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Осознавая правила игры,

дети начинают подчинять им свои собственные действия.

В результате складываются предпосылки возникновения познавательной,

волевой и эмоциональной саморегуляции.

Формирование культуры чувств. Цель обучения в данном случае -

согласование рождающихся у ребенка эмоций с социально заданными формами

^эмоциональных переживаний и проявлений взрослых. Приобщаясь к миру других

людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребенок открывает для себя

гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к

окружающему.

Ребенок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания,

красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.

Осваивается язык эмоций.

Обогащается регистр человеческих переживаний, их осознание и

потребность в овладении собственными эмоциями, т. е. рождается культура

чувств.

Единство воспитания и обучения.

Условием такого единства является общий подход к отбору материала и

организации воспитания и обучения. При этом необходима максимальная

реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в

специфически "детских" видах деятельности. Такая реализация предполагает

обогащение содержания и форм детской деятельности, что достигается при

помощи особых средств. Выработка подобных средств и широкая их апробация в

реальной практике детского сада образуют актуальнейшую задачу современной

дошкольной педагогики и психологии.

В основе - идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни

яркими, необычными, интересными событиями - делами, встречами, играми,

приключениями.

Большую роль в этом играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в

мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может

сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство

является уникальным средством формирования важнейших сторон психической

жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и

творческих способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются основы

эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в

художественной деятельности. В связи с этим необходимо насыщать жизнь

ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно

обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в

повседневную жизнь, создавать условия для детского эстетического

творчества.

Обогащение духовного мира ребенка базируется на следующих положениях.

Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания,

умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними

горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей

строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко

все новым знаниям.

"Равноценность представленности основных сфер". Согласно этому

принципу каждому ребенку должны быть предоставлены равные возможности для

освоения основных сфер жизнедеятельности ("природа" "рукотворный мир",

"общество", "я сам"),

"Свободный выбор". Если воспитатель стремится что-то внушить ребенку

(те или иные взгляды, ориентации, вкусы), то это должно иметь прямое

отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой

задачи ребенку ничего не вменяют в обязанность, ничего не внушают. Он

располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он

будет делать и т. п.).

Общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение

речью.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания

является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если

определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то

этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних

возрастных этапах.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает

включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных

ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель

ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном

общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы

выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.

При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.