сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.
Всё это и многое другое формирует детский характер.
Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки
зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего
включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как
общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная,
природоохранительная и общение.
1. 2. Эстетическая культура
«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства
людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от
зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто
при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная
эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не
облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ;
революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в
распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она
прикасается».
К.С. Станиславский
Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована
изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного
проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание –
обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства
индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества
должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей
эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления
самоосуществлённых творческих задатков.
Эстетическое воспитание осуществляется всей системой
целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии
соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний,
составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической
культуры личности.
Задача эстетического развития в процессе профориентации –
выявлять и развивать творчески – эстетические задатки, неразрывно связанные
с изначальными трудовыми навыками.
Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов
Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые
подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего
деятельно-эмоциональное восприятие.
В концепции художественного воспитания и образования
Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания
школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла,
продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных
этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле
содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого
предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие
школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания,
начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей
действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.
1.3. Творчество
Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие
общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными
творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что
социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и
неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность,
жесткая дисциплина, рутинный режим,в результате чего резко подавляется
собственно творческая способность.
В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все,
так и я» ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную
активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно
можно рассматривать как творческую способность, помноженную на
интеллектуальную активность.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться
рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной : один день
не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День
ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на
ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых,необходимых,
неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «единочества» –
большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть
одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами,
поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их
силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени
организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот –
ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с
книгой, с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание.
Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на
чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не
к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом
проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность
возможных событий, понимая, что
0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует
смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты, но нет
непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно
положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна,
спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более
новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, -
такова диалектика природы развития.
У человека важно выработать привычку приподниматься с
«четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать
их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого
в обычных вещах постараться увидеть необычное : резко изменить масштаб (
как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в
необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания и профессиональной
ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую
направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу
духовного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную
приступит к решению вопроса : «Кем быть?», у него должно быть сформировано
прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии
( добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё
мастерство ).
1.4. Пришел, увидел и...
Театр - прекрасная возможность для классного руководителя лучше понять
своих детей.
Педагогика и театр. Искусство воспитания и обучения и искусство
представления и перевоплощения. Эти понятия уже немыслимы друг без друга.
Режиссура К.С.Станиславского вмещала в себя и педагогику. В основе его
системы подготовки артиста лежала "майевтика" - сократовский метод
воспитания, искусство выхаживания собственного самостоятельного
творчества.Театр обладает огромной воспитательной силой. Магия сцены
способна вершить настоящие чудеса: переносить зрителей во времени и
пространстве, научить глубже чувствовать, понимать самих себя и друг друга.
Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и
для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь
взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения
театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос
на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-
словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное
произведение.
Hо чаще всего приходится сталкиваться с другим: от классного
руководителя требуют определенного количества мероприятий, и он выбирает
самое, на его взгляд, легкое - поход в театр. Приходилось ли вам слышать
категорический отказ театрального администратора, узнавшего, что вы хотели
бы приобрести билеты для класса? Театры стали бояться школьников, точно
зная, что их присутствие в зрительном зале обеспечит срыв спектакля.
Почему? Видимо, дети, оказавшись в театре той же толпой, что и в школе, не
могут перестроиться на другой уровень общения. Зал забит школьниками - гул
почти не прекращается. Неужели им неинтересно? Почему они себя так ведут?
В театр пришло видеопоколение: смотрю - пью пиво - комментирую. Эти
мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и
детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут
позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих,
услышав со сцены: "Имей сердце, имей душу". Вот тогда понимаешь: не дети
виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя,
причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили
этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план
воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое
посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени,
нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь
классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во
благо.
Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому.
Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре,
спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные
произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д.
Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного,
зато с яркого и запоминающегося спектакля.
Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и
репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем,
театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной
в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы
восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания.
Например:
- обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое
оформление;
- обратить внимание на какую-либо деталь;
- обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;
- проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;
- исследовать характер героя;
- сравнить с другими постановками и т.д.
Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным
словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а
еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа,
авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает
игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные"
моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но
главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного
мероприятия.
И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается
бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче.
Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что
и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить
Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а
Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие
моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками"
спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать
увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их
фантазию ("Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?"). Но
возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|