|4.3.8.|Организация исследований по теме ВКР . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.3.9.|Научные результаты ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |60 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.4. |Нормативные требования к оформлению ВКР . . . . . . . . . . . . . .|61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.1.|Структура и содержание основных разделов ВКР . . . . . . . . . . . |61 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.2.|Изложение и оформление текстовой части ВКР . . . . . . . . . . . . |65 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.3.|Графическое представление иллюстрационного материала ВКР . . . . . |67 |
| |. . | |
|4.4.4.|Написание и пояснение математических формул . . . . . . . . . . . .|68 |
| |. . . . . . . | |
|4.4.5.|Составление списка использованных источников . . . . . . . . . . . |69 |
| |. . . . . . . . | |
|4.4.6.|Правила оформления приложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|69 |
| |. . . . . . . . . . . . . | |
|4.5. |Принципы подготовки презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . | |
|4.5.1.|Общие положение о презентации ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . .|70 |
| |. . . . . . . . . . . | |
|4.5.2.|Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка и |71 |
| |исследование содержания дисциплины ДПП.04. Теоретические основы | |
| |информатики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|4.6. |Рекомендации по оценке качества ВКР и защите в ГАК . . . . . . . . |78 |
| |. . . . . | |
|4.7 |Литература и документы, рекомендованные бакалавру |80 |
| |физико-математического образования профиль информатика для | |
| |выполнения ВКР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложения к методическим рекомендациям по выполнению ВКР |86 |
| |бакалавром физико-математического образования профиль информатика .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 1. Программа учебной дисциплины «Основы научных |87 |
| |исследований» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
| |Приложение 2. Программа учебной дисциплины «Теоретические основы |97 |
| |информатики». (В сравнении с разделом 1 «Теоретическая информатика»| |
| |школьного предмета) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . | |
| |Приложение 3. Список основной и дополнительной литературы, |102 |
| |рекомендованной бакалавру для выполнения ВКР по направлению 540200 | |
| |Физико-математическое образование профиль информатика . . . | |
| |Приложение 4. Образец титульного листа ВКР бакалавра |108 |
| |физико-математического образования, профиль Информатика . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . | |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
Методические рекомендации разработаны для бакалавров физико-
математического образования по профилю информатика и преподавателей,
которые осуществляют научное руководство выполнением выпускных
квалификационных работ (ВКР) по направлению 540200 Физико-математическое
образование и указанной степени – бакалавр физико-математического
образования профиль Информатика [1-4].
Целью методических рекомендаций является предоставление бакалаврам
необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации
и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы,
обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании
научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и
оформлению ВКР, подготовке презентации и защите научных положений в
Государственной аттестационной комиссии.
Методические рекомендации уточняют форму задания ВКР, предлагают
примерные направления для выбора темы, анализа литературы и использования
различных информационных ресурсов, проведения исследований, ориентированных
на научно-методическую профессиональную деятельность по направлению физико-
математическое образование в предметной области информатика.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ СТЕПЕНИ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ И
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВКР.
Степень бакалавра в соответствии с Государственным образовательным
стандартом (ГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид
профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в
структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных
педагогических кадров.
Научная степень бакалавра образования присваивается выпускнику
педагогического вуза, проходящему подготовку по соответствующему научному
направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной
защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной
аттестационной комиссии.
Квалификационная характеристика бакалавра по соответствующему
направлению педагогического образования и выбранному профилю подготовки
определена Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего
профессионального образования [5, 6].
Основным требованием к квалификационной характеристике выпускника
является научно-педагогический уровень выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа в настоящих методических
рекомендациях оценивается как научный труд, полученный в результате
проведенной бакалавром научно-исследовательской работы на завершающем этапе
обучения.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ [7-31]
3.1. Научные основы ВКР.
Под теоретическим базисом ВКР, выполняемой бакалавром физико-
математического образования понимается знание основ научных исследований
для качественной разработки ВКР, оформленной как научный труд выпускника
педагогического вуза, по которому оценивается его готовность к будущей
профессиональной деятельности в образовательном учреждении, в других
отраслевых организациях системы образования (научно-исследовательских
институтах, административных образования и т.п.) или в подразделения
Российской академии образования (научно-исследовательских лабораториях,
опытно-экспериментальных центрах, вычислительных центрах и т.п.).
При изучении дисциплины «Основы научных исследований» происходит
систематизация знаний о принципах научной работы, которые были получены
бакалаврами в процессе освоения профессионально-образовательной программы и
формирование теоретического базиса научного подхода необходимого для
качественного выполнении ВКР [9, 10].
Целью дисциплины «Основы научных исследований» является формирование
личностно-ориентированного тезауруса «Общие сведения о науке и научных
исследованиях». Этот курс формирует у бакалавров физико-математического
образования профиля информатика знания, умения и навыки в области теории и
практики основ научных исследований, т.е. науковедческих аспектов,
необходимых для научного сопровождения технологических этапов исследований
в процессе разработки ВКР.
Важнейшими задачами курса являются:
- ознакомление бакалавров с общими сведениями о науке и научных
исследованиях;
- обучение бакалавров методам и методологии научных исследований;
- ознакомление бакалавров с формами и методами работы с литературой;
- усвоение бакалаврами методики оформления результатов научно-
исследовательской работы;
- приобретение бакалаврами необходимых знаний в области презентации
научно-исследовательской работы.
Методика изучения курса «Основы научных исследований» предусматривает
усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение
навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а
также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалавра при изучении
отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых
работ и рефератов.
Условием успешного усвоения данного курса является выполнение
индивидуальных заданий по тематике будущей выпускной квалификационной
работы.
Программа курса «Основы научных исследований», методика его изучения и
тематика практических занятий, темы рефератов и вопросы для самоконтроля
знаний, а также список необходимой литературы, приведенные в приложении 1,
обеспечивают необходимый теоретический базис ВКР.
3.2. Общие сведения о науке и научных исследованиях [11, 12]
3.2.1. Наука[13, 14]
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов
природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную
производительную силу общества в результате социально-экономической
деятельности.
Это синтез организованной особым образом познавательной деятельности и ее
результатов. Под особым образом познавательной деятельности понимается
методологические и мировоззренческие принципы, обеспечивающие научный
подход к выбору, постановке и реализации исследования. Термин наука
применяется также и для обозначения отдельной области знаний.
Основная цель науки – познание объективного мира (теоретическое
отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью
получения полезных обществу результатов.
Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской
деятельности общества.
3.2.2. Научное исследование [15]
Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру
организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех
компонентов (Рис.1.)
- первый - общие вопросы научных исследований (теория,
методология и методы);
- второй – процессы научных исследований (формы, методы и
средства познания);
- третий – методика научных исследований (выбор конкретных
форм, методов и средств, эффективных для соответствующей
области науки или отрасли профессиональной деятельности);
- четвертый – технология научных исследований (совокупность
знаний о процессах научных исследований и методике их
выполнения);
3.2.3. Научная теория [16]
Научная теория – это высшая форма организации теоретического знания,
представляющая собой совокупность объединенных в единую систему основных
элементов теории (подтвержденных гипотез, понятий, суждений) в
соответствующей отрасли (в данном случае в информатике). Критерием
истинности теории является ее практическое подтверждение.
Рис.1 Структура организации научных исследований
3.2.4.Научная методология [17, 18, 19]
Основой любой науки и, в частности, науковедения является методология,
которая представляет собой учение о структуре, логической организации,
методах и средствах деятельности.
В научной литературе под методологией обычно понимается, прежде всего,
система научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и
способах научно-познавательной деятельности.
Методология может быть специально-научная и философская. Специально-
Страницы: 1, 2, 3
|