на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Методика преподавания иностранных языков

представителями этого метода были М. Берлиц, Ф. Гуэн, М. Вальтер и др.

Самый популярный среди них М. Берлиц, курсы и учебники которого были

распространены в Европеи США и некоторое время в России и в СССР.

Главная цель обучения при натуральном методе – научить учащихся

говорить на иностранном языке. Сторонники этого метода исходили из той

предпосылки, что, научившись говорить, учащиеся могут читать и писать на

изучаемом языке, даже не будучи обучены технике чтения и письма.

Метод Гуэна. Франсуа Гуэн (Francois Gouin, 1831 – 1898) так же, как и

М. Берлиц, был представителем натурального метода. Он известен в методике

обучения иностранным языкам благодаря применению внутренней наглядности,

позволяющей на основании чувственного опыта связывать отдельные явления и

действия в непрерывную цепь. Наблюдая за игрой детей 2- 5 лет, Гуэн пришел

к мысли о том, что в основе обучения родному языку лежит потребность

сопровождать свою деятельность высказываниями в логико-хронологической

последовательности. Отсюда Ф. Гуэн делает вывод, что и процесс усвоения

иностранного языка должен проходить аналогично. Исходя из этого, он

выдвигает следующие основные положения своего метода: естественное обучение

языку основано на потребности человека выражать свои ощущения; в основу

обучения должно быть положено не слово, а предложение; наиболее надежным и

действенным является слуховое восприятие, вследствие чего первичным и

основным средством обучения языку должна быть устная речь, а не чтение и

письмо.

Берлиц и Гуэн сыграли положительную роль в реформе преподавания

иностранных языков. Порвав с вербально-схоластическими методами, они

положили в основу обучения иностранным языкам устную речь, придавали

большое значение развитию слухового восприятия, ввели устную проработку

материала перед чтением и письмом. Однако они не обладали достаточной

теоретической подготовкой и являлись сторонниками узко практического

изучения иностранного языка. Они не учили живому, идиоматическому языку, не

обеспечивали знания грамматической системы изучаемого языка, не признавали

за языком общеобразовательного значения.

Прямой метод. Прямой метод возник на базе натурального. Такое

наименование он получил потому, что его сторонники стремились слова

иностранного языка и его грамматические формы ассоциировать прямо

(непосредственно) с их значением, минуя родной язык учащихся. В разработке

прямого метода принимали участие психологи и лингвисты – В. Фиетор,

П. Пасси, Г. Суит, О. Есперсен, Б. Эггерт и другие, а также методисты Ш.

Швейцер. Г. Вендт, Э. Симоно и др.

Основные положения прямого метода сводятся к следующему: в основе

обучения иностранным языкам должны быть те же физиологические и

психологические закономерности, что и при обучении родному языку; главную

роль в языковой деятельности играют память и ощущения, а не мышление.

Весь процесс обучения по этому методу сводится к тому, чтобы создать

атмосферу иностранного языка. Урок превращается в театральное

представление, где каждый ученик играет свою роль, а педагог становится

режиссером и драматургом. Наиболее крупными представителями прямого метода

являются Гарольд Палмер и Майкл Уэст. Советская методика, не принимая

реакционных, шовинистических взглядов Г. Палмера и М. Уэста в области

пропаганды английского языка на Востоке как единственно желательного

«общего» языка, отдает должное их методическому наследию.

Метод Палмера. Английский педагог и методист Гарольд Палмер

(Palmer, 1877 – 1950) – автор более 50 теоретических работ, учебников и

учебных пособий. Наиболее ценными методическими положениями Палмера

являются рационализация педагогического процесса и систематизация учебного

материала.

Основной целью обучения иностранному языку Палмер считал овладение

устной речью. Его метод именуется устным методом.

Наибольший интерес в методе Палмера представляет система упражнений

для создания правильных навыков устной речи, которая делится на такие виды:

чисто рецептивная работа (подсознательное понимание, сознательная устная

ассимиляция, тренировка в выполнении приказаний, односложные ответы на

общие вопросы); рецептивно-имитативная работа (повторение за учителем

звуков, слов и предложений); условный разговор (вопросы и ответы,

приказания и ответы, заканчивание предложений); естественная беседа.

Метод Уэста. Английский педагог и методист Майкл Уэст (West, 1886) –

автор около 100 работ, посвященных обучению чтению, устной речи, а также

составлению учебных словарей.

Уэст является известным представителем прямого метода.

Чтение по методу Уэста является не только целью, но и средством

обучения, особенно на начальном этапе: оно позволяет накопить словарь и

создать, таким образом, базу для развития навыков чтения и устной речи.

Основная заслуга Уэста состоит в том, что он создал серию учебных пособий,

представляющих собой тексты, составленные на ранее отобранных лексических

единицах с учетом постепенности введения новых слов и повторяемости их

(одно незнакомое слово, еденное на 50 известных, фигурирует не менее трех

раз в абзаце возможно чаще в остальной части урока).

В сравнении с методами классической школы прямой метод был

прогрессивным явлением. Он давал положительные результаты благодаря

рационализации учебного материала, интенсивному учебному процессу,

применению наглядных пособий и активных методов обучения.

К недостаткам прямого метода следует отнести: отождествление путей

изучения иностранного и родного языков; злоупотребление интуицией в ущерб

сознательному изучению; игнорирование родного языка при изучении

иностранного; ограничение узко практическими целями и недооценка

общеобразовательного значения; упрощение и обеднение языка в результате

исключения идиоматики, фразеологии, стилистических особенностей

употребления языкового материала.

Метод Блумфилда. Одним из современных вариантов прямого метода

является метод Блумфилда. Л. Блумфилд (Bloomfield, 1887 – 1949) – известный

американский языковед, оказавший существенное влияние на современное

состояние методики преподавания иностранных языков в США и в других

странах. Концепция Блумфилда заключается в следующем: обучение иностранному

языку преследует практические цели – умение говорить и понимать речь;

обучение происходит на устной основе и с устным опережением, путем создания

ассоциаций; большое значение придается имитации и заучиванию наизусть;

проводится целенаправленная работа по развитию слухового восприятия и

слуховой памяти.

Положения, высказанные Л. Блумфилдом по основным вопросам методики

обучения иностранным языкам, свидетельствуют следующем: обучение

иностранному языку по методу Л. Блумфилда носит утилитарный характер;

практическое овладение языком ограничивается устной речью, обучение чтению

необязательно; метод строится на непосредственном восприятии языковых

явлений, на подражании готовым образцам без их теоретического осмысления и

безотносительно к языковому опыту, приобретенному учащимися в родном языке:

метод Л. Блумфилда иллюстрирует возврат к натуральной методике, когда учили

с голоса (в данном случае с голоса информанта) и все обучение сводилось к

подражанию и к заучиванию наизусть.

Метод Ч. Фриза, Р. Ладо. Американский лингвист-структуралист Чарльз

Фриз (Fries, 1887 – 1967) и методист Роберт Ладо (Lado) – авторы

теоретических работ и учебников английского языка для иностранцев. Хотя в

центре их внимания были вопросы обучения иностранным языкам взрослых, их

концепция оказала существенное влияние на школьную методику. Основные

принципы метода Фриза – Ладо сводятся к следующем: изучение иностранного

языка неразрывно связано с проникновением в культуру его народа, так как

они неразделимы. Проникновение в культуру народа имеет не только

образовательное, но чисто практическое значение. Независимо от конечной

цели основу обучения составляет устная речь. Предварительное устное

овладение языком обеспечивает в дальнейшем обучение чтению письму, которые

рассматриваются как процесс узнавания и передачи в графическом изображении

уже усвоенного устно материала. Так как обучение чтению и письму отлично от

обучения устной речи, они не должны смешиваться.

Как вытекает из перечисленных методических принципов, метод Ч. Фриза,

Р. Ладо ограничивается лишь одним аспектом – устной речью; чтение и письмо

в нем не разработаны.

Аудиовизуальный метод. Аудиовизуальный, или структурно-глобальный,

метод разработан научно-методическим центром при педагогическом институте в

Сен-Клу и институтом фонетики в Загребе. Группа ученых под руководством

известных лингвистов П. Ривана (Франция) и П. Губериной (Югославия),

творчески применив положения американского структурализма и работы

Ж. Гугенейма синтаксису французского языка, создала устный метод обучения

иностранцев французскому языку. Метод рассчитан на взрослых, которым

необходимо знание французского языка для слушаний лекций в учебных

заведениях Франции и для делового общения с французами. Этот метод нашел

распространение также в Англии, Канаде, Турции, Мексике, Польше. Он

применяется главным образом на курсах иностранных языков. Язык по этому

методу изучается в течение 3 – 3,5 месяцев при 20 часах занятий в неделю

(весь курс обучения – 250 – 300 часов). Конечной целью является

использование иностранного языка как средства общения в посевной жизни.

Наиболее рациональными в аудиовизуальном методе представляются приемы

развития слухового восприятия и слуховой памяти, активная отработка строго

отобранных моделей, тренировка интонационных образцов речи.

Недостатками аудиовизуального метода являются: отсутствие у учащихся

точного представления об изучаемых языковых фактах и вытекающие из этого

затруднения в оперировании ими; непрочность механических ассоциаций и

разрушение стереотипов при недостаточной практике и перерывах в работе;

недооценка чтения и письма; узко практическая направленность работы, и

отсутствие общеобразовательных элементов.

Метод Георгия Лозанова. Суггестивный метод (метод внушения) Георгия

Лозанова представляет собой модификацию прямого метода. Это метод

ускоренного обучения иностранному языку, рассчитанный на три месяца. Метод

создан в Софийском институте суггестологии (Болгария) и получил название по

имени его создателя доктора Георгия Лозанова. Георгий Лозанов –

психотерапевт – по образованию. Многочисленные наблюдения привели его к

заключению о том, что обычная учебная система не дает возможности широко

мобилизовать резервы личности. В основе этого метода – разработка проблем

внушения в педагогике, так называемая суггестопедия. В этой форме

экспериментального обучения большое внимание уделяется связи учебного

процесса с личными интересами и мотивами учащихся. Внушение и внушаемость в

процессе занятий рассматриваются Г. Лозановым в его книге «Суггестология»

как различные формы влияния педагога, при которых наиболее активно

используются резервы мозга, скрытые резервы мыслительной деятельности.

Занятия по методу Г. Лозанова на первый взгляд напоминают спектакль. Играет

музыка, учащиеся в свободной, расслабленной позе сидят, откинувшись на

спинки удобных кресел вокруг большого стола. Здесь по заранее

разработанному сценарию распределены роли. Разыгрываются ситуации из

литературных произведений, известные случаи из истории страны, различные

сценки из современной жизни. Такая атмосфера - невольно подводит человека к

необходимости общения, сначала с помощью педагога, а потом и

самостоятельно. Люди устанавливают контакт между собой. На первых порах с

некоторыми трудностями, а затем все более свободно они начинают общаться на

иностранном языке. По данным Г. Лозанова, ему удавалось благодаря

использованию резервов непроизвольной памяти ввести один месяц на

разговорном уровне около двух тысяч слов однако в практике школьного

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.