на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение менеджеров

* Начинают с незнания того, что именно они не знают.

> Не знают, что именно они не знают.

> Не знают, что у них есть проблемы.

> Не знают, что они упускают благоприятные возможности.

> Не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.

Обычно это является предпосылкой к «приобретению знаний трудным путем»,

т.е. менеджер учится на своих ошибках.

* Выясняют, что именно они не знают.

Это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее

ликвидировать.

* Учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о

том, что они делают.

* Приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают,

начинают делать это по привычке.

При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной

компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной

некомпетентности. Это опасно, т.к. приводит к не выявленным проблемам или

влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует

повторить снова.

Обучение – это изменение стереотипов поведения, которое приносит пользу

учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами,

существующими и теми, которые могли или должны были бы быть. Что имеется в

виду?

> Реальные или воображаемые проблемы.

> Благоприятная возможность, которой можно воспользоваться.

> Новые цели, которых нужно добиться.

> Изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже

совершенно нового поведения.

> Отсутствие профессиональных знаний или навыков.

Любое эффективное общение начинается с вопросов «В чем проблема?» или

«Чего не хватает?»

Коммуникатор никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.

Когда ситуация ясна, а цели – определены, можно начинать подготовку

сообщения.

В большинстве случаев выступление необходимо планировать, даже если оно

обычное или его подготовка не требует значительного времени.

> Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более

тщательной подготовки, нежели длинные.

> Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея

хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят

слишком долго и упускают важные моменты сообщения.

> Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят

слишком долго и упускают важные моменты.

> Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав

соответствующей «домашней заготовки», рискуют вызвать проблем

больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные

записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: «что, кто,

где, почему, как, когда».

Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут

ясны проблемы и цели планируемого сообщения.

Готовиться нужно до выступления.

Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и

понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору

определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда,

когда станут ясны ситуация и цели.

Непонимание или различие представлений об обучении является одной из

наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного

обучения.

Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг

того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся

исключительно на первое впечатление.

В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому,

однако, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот

самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации,

и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует

понимание и передачу информации.

Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они

видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только

тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.

Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или

преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким

«видит» этот факт другая сторона.

Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил).

И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать

им. Правила эти таковы:

> Чувствуйте ситуацию.

> Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.

> Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным

образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и

исподволь внушайте идею.

> Слушайте внимательно.

> Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать

людям.

> Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.

> Используйте подход «проблема – решение».

Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при

определении цели сообщения и при подготовке сообщения.

Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами,

которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:

> Управлять.

> Координировать.

> Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.

> Обучать в процессе работы.

> Уметь убеждать.

> Работать в команде (группе).

> Заниматься консалтингом.

> Собирать необходимую информацию.

> Быть другом.

> Быть «отцом родным».

Практика обучения

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Его основные разделы:

1. Лекция.

2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.

3. Анализ конкретных ситуаций.

4. Деловые игры.

5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических

навыков.

6. Типовые упражнения с карандашом в руке.

7. Задания.

8. Использование письменного материала.

9. Резюме (подведение итогов).

10. Наглядные пособия.

11. Программное обучение и конспекты.

12. Практическая работа в реальных условиях.

13. Аудиторные занятия.

14. Использование компьютеров.

ЛЕКЦИЯ.

Изложение информации в виде публичного выступления с последующими

ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и

потенциально эффективным методом обучения.

Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто

бывает полезно подать ясным и четким образом.

Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает

материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим

успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой

обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения

взрослых.

Следует подумать о лекционной форме…

. если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;

. если лектор пользуется доверием как источник информации;

. если при таком способе подачи материала экономится время, которое

слушатели могут потратить с большей пользой для себя;

. если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем

(существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает

вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

Недостатки лекции:

V может быть скучной

V слабая обратная связь

V пассивность слушателей

V быстро забывается

Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции

используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это

планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их

непосредственного участия в учебном процессе.

Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не

доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а

учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти.

Среди них:

. рисунки, плакаты, диаграммы

. меловая доска

. макеты и модели

. тезисы выступления

. наглядные примеры

. краткие комментарии экспертов и оппонентов

. использование графопроектора

Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств,

которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки,

нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они

придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают

слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность,

помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в

конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры

наглядны и легко запоминаются.

Также очень важно чтобы приводимые примеры …

. не казались ребяческими и незрелыми

. не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот

или иной менеджер

. не казались не относящимися к сути излагаемого материала или

конкретной управленческой ситуации

. не были слишком длинными

. не были слишком персонифицированными

. не были устаревшими

Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и

перечисление неинтересных данных

ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).

Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне

взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и

руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи

в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть

слушателей к использованию общих идей применительно к собственной

конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей

непосредственной работе.

Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в

роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:

> изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых

практических приемов или методов

> изменить существующие мнения или представления

> развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые

> разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры,

которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе

Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента

наиболее часто используются следующие:

V обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или

слушателем

V обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной

преподавателем или слушателем

V обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих

ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»

V обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции

V выполнение типового упражнения в процессе обсуждения

Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:

o Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои

идеи.

o Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят

через ведущего дискуссии.

o Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом.

Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.

o Небольшие группы работают обособленно

o Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее

распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное

русло, подталкивать слушателей к творческой работе.

МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания

механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем

рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае

учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы.

Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.