* Начинают с незнания того, что именно они не знают.
> Не знают, что именно они не знают.
> Не знают, что у них есть проблемы.
> Не знают, что они упускают благоприятные возможности.
> Не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.
Обычно это является предпосылкой к «приобретению знаний трудным путем»,
т.е. менеджер учится на своих ошибках.
* Выясняют, что именно они не знают.
Это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее
ликвидировать.
* Учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о
том, что они делают.
* Приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают,
начинают делать это по привычке.
При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной
компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной
некомпетентности. Это опасно, т.к. приводит к не выявленным проблемам или
влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует
повторить снова.
Обучение – это изменение стереотипов поведения, которое приносит пользу
учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами,
существующими и теми, которые могли или должны были бы быть. Что имеется в
виду?
> Реальные или воображаемые проблемы.
> Благоприятная возможность, которой можно воспользоваться.
> Новые цели, которых нужно добиться.
> Изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже
совершенно нового поведения.
> Отсутствие профессиональных знаний или навыков.
Любое эффективное общение начинается с вопросов «В чем проблема?» или
«Чего не хватает?»
Коммуникатор никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.
Когда ситуация ясна, а цели – определены, можно начинать подготовку
сообщения.
В большинстве случаев выступление необходимо планировать, даже если оно
обычное или его подготовка не требует значительного времени.
> Иногда можно услышать мнение, что короткие выступления требуют более
тщательной подготовки, нежели длинные.
> Докладчики, которые начинают писать текст выступления, не имея
хорошего плана, представляют в итоге бесполезные доклады, говорят
слишком долго и упускают важные моменты сообщения.
> Преподаватели, которые обучают, не имея готового плана, говорят
слишком долго и упускают важные моменты.
> Руководители, которые осуждают работу сотрудников, не сделав
соответствующей «домашней заготовки», рискуют вызвать проблем
больше, чем смогут решить. Те, кто готовит лишь тезисы и памятные
записки, могут столкнуться с необходимостью вспоминать: «что, кто,
где, почему, как, когда».
Не стоит начинать подготовку выступления до тех пор, пока не станут
ясны проблемы и цели планируемого сообщения.
Готовиться нужно до выступления.
Помощь учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и
понимания исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору
определить цели общения. Готовить сообщение можно начинать только тогда,
когда станут ясны ситуация и цели.
Непонимание или различие представлений об обучении является одной из
наиболее частых причин неуместного, неприемлемого или бесполезного
обучения.
Селективное восприятие заставляет нас создавать целую картину вокруг
того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся
исключительно на первое впечатление.
В любой ситуации существует еще и впечатление альтернативное первому,
однако, никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот
самообман, эта психологическая «слепота» помогает и отправителю информации,
и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует
понимание и передачу информации.
Так как люди в своем поведении полагаются в основном на то, что они
видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только
тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.
Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или
преподаватель понимал все интерпретации «факта» и представлял себе, каким
«видит» этот факт другая сторона.
Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил).
И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать
им. Правила эти таковы:
> Чувствуйте ситуацию.
> Поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете.
> Высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным
образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и
исподволь внушайте идею.
> Слушайте внимательно.
> Понимайте чувства других… Дайте понять, что вы умеете сопереживать
людям.
> Задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор.
> Используйте подход «проблема – решение».
Необходимо осмыслить и учитывать основные правила общения при
определении цели сообщения и при подготовке сообщения.
Чтобы стать коммуникатором-помошником, необходимо обладать качествами,
которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:
> Управлять.
> Координировать.
> Преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке.
> Обучать в процессе работы.
> Уметь убеждать.
> Работать в команде (группе).
> Заниматься консалтингом.
> Собирать необходимую информацию.
> Быть другом.
> Быть «отцом родным».
Практика обучения
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Его основные разделы:
1. Лекция.
2. Обсуждение лекции и основные принципы поведения участников.
3. Анализ конкретных ситуаций.
4. Деловые игры.
5. Эксперименты и моделирование. Упражнения для развития практических
навыков.
6. Типовые упражнения с карандашом в руке.
7. Задания.
8. Использование письменного материала.
9. Резюме (подведение итогов).
10. Наглядные пособия.
11. Программное обучение и конспекты.
12. Практическая работа в реальных условиях.
13. Аудиторные занятия.
14. Использование компьютеров.
ЛЕКЦИЯ.
Изложение информации в виде публичного выступления с последующими
ответами на вопросы аудитории до сих пор остается необходимым и
потенциально эффективным методом обучения.
Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто
бывает полезно подать ясным и четким образом.
Однако совершенно не желательна такая ситуация, когда лектор излагает
материал, не интересующий аудиторию, или в котором слушатели с большим
успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой
обучения – чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения
взрослых.
Следует подумать о лекционной форме…
. если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
. если лектор пользуется доверием как источник информации;
. если при таком способе подачи материала экономится время, которое
слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
. если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем
(существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает
вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).
Недостатки лекции:
V может быть скучной
V слабая обратная связь
V пассивность слушателей
V быстро забывается
Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции
используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это
планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их
непосредственного участия в учебном процессе.
Существует целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не
доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а
учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти.
Среди них:
. рисунки, плакаты, диаграммы
. меловая доска
. макеты и модели
. тезисы выступления
. наглядные примеры
. краткие комментарии экспертов и оппонентов
. использование графопроектора
Обязательно нужно избегать применения таких вспомогательных средств,
которые создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки,
нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.
Примеры, забавные истории, пояснения также важны, потому что они
придают выступлению игровой характер и делают его интересным, помогают
слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность,
помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в
конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры
наглядны и легко запоминаются.
Также очень важно чтобы приводимые примеры …
. не казались ребяческими и незрелыми
. не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот
или иной менеджер
. не казались не относящимися к сути излагаемого материала или
конкретной управленческой ситуации
. не были слишком длинными
. не были слишком персонифицированными
. не были устаревшими
Без удачных примеров лекция превратится в нудное изложение теорий и
перечисление неинтересных данных
ОБСУЖДЕНИЕ (ДИСКУССИЯ).
Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне
взаимодействия и активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и
руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи
в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть
слушателей к использованию общих идей применительно к собственной
конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей
непосредственной работе.
Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в
роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:
> изучить вес аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых
практических приемов или методов
> изменить существующие мнения или представления
> развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые
> разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры,
которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе
Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента
наиболее часто используются следующие:
V обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или
слушателем
V обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной
преподавателем или слушателем
V обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих
ситуаций и других «экспериментальных мероприятий»
V обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции
V выполнение типового упражнения в процессе обсуждения
Приведем некоторые распространенные формы дискуссии:
o Собрание – группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои
идеи.
o Жестко регламентированное обсуждение – все выступления проходят
через ведущего дискуссии.
o Свободный обмен мнениями – люди поочередно говорят друг с другом.
Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии.
o Небольшие группы работают обособленно
o Абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.
Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее
распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное
русло, подталкивать слушателей к творческой работе.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ
Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания
механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем
рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.
Существует довольно много разновидностей данного метода. В общем случае
учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы.
Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное
Страницы: 1, 2, 3
|