на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Одаренные дети

в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает

самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и

создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного

выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,

которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное

сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо

деятельности, называется одаренностью.

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются

"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти

наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и

повышения общей культуры и результативности труда.

Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных

людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и

самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все

многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и

обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное

своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к

учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности,

структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов,

дают определенные основания для попытки построения некоторых новых

теоретических положений относительно динамики и организации творческого

процесса, сущности творчества.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно

предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные

функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению,

нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные

проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко

проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,

навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через

функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие

следующие компоненты:

1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2. сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувстви-

тельностью;

3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать

новые ситуации и решать новые проблемы;

4. эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные

доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и

целый ряд других.

А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой

одаренности, включая в нее:

1) доминирующую роль познавательной мотивации;

2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении

нового, в постановке и решении проблемы;

3) возможности достижения оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие

этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что

одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно

творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования

"творческого человека". Его исследования также позволили ему выделить в

системе творческого потенциала следующие составляющие:

задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,

определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности

психических процессов;

интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,

доминирование познавательных интересов;

любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и

поиску проблем;

быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов

для последующего отбора;

проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и

выбора пути решения, адекватность действий;

эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение,

влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;

настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,

систематичность в работе, смелое принятие решений;

интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,

овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и

специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных,

экстремальных ситуаций и т. п.

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление

одаренности через:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности

продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим

признакам: реконструктивное творчество; комбинаторное творчество;

творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

пониманию и структурированию исходной информации; постановки задачи; поиску

и конструированию решений; прогнозированию решений (разработки замыслов

решения), гипотез.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед

собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно

выделить три условия:

I. желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

II. достичь результата высшего класса;

III. реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности,

увлеченности можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический);

уверенный; сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает

различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие

сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой

одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам

специальной одаренности - научной, технической, педагогической,

художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением

определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику

творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.

3. Концепция врожденной одаренности

Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В.

Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают

около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой.

Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого

тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из

самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где

осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их

в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может

быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов

связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако

реально количество способностей зависит от организации учения и

деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у

человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать

это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная

нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием

звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными

органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов

отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов

способностей:

способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы

(мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот

процесс);

способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной,

рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез -

завтра сделать то- то и то-то. );

способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы,

удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя

изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с

конкретными вещами и предметами).

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять

многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от

обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а

особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить,

что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно

самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.

Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий

(умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее

точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену

тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку,

к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И

главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором

чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где механизмы - это

объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих

разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином

целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми

возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные

ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это -

система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из

составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно

действующее и познающее: действуя - человек познает, а, познавая -

действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов

может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы

создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких

механизмов, безусловно, является талант. Сущность таланта состоит в

способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах

мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант -

это человек, оригинально решающий всем известные задачи.

4. Воображение как один из компонентов таланта

Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.

Поэтому ниже остановимся на одном из интереснейших - воображении.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная

способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно

комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и

чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его

предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому

воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.