в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает
самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и
создает что-то новое, оригинальное.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного
выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,
которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное
сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо
деятельности, называется одаренностью.
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются
"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти
наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и
повышения общей культуры и результативности труда.
Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных
людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и
самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все
многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и
обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное
своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к
учащимся различные методы индивидуального воздействия.
Многолетние исследования творческой деятельности, в частности,
структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов,
дают определенные основания для попытки построения некоторых новых
теоретических положений относительно динамики и организации творческого
процесса, сущности творчества.
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно
предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные
функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению,
нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные
проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко
проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,
навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через
функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие
следующие компоненты:
1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2. сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувстви-
тельностью;
3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать
новые ситуации и решать новые проблемы;
4. эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные
доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и
целый ряд других.
А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой
одаренности, включая в нее:
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении
нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие
этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что
одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно
творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования
"творческого человека". Его исследования также позволили ему выделить в
системе творческого потенциала следующие составляющие:
задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,
определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности
психических процессов;
интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,
доминирование познавательных интересов;
любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и
поиску проблем;
быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов
для последующего отбора;
проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и
выбора пути решения, адекватность действий;
эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение,
влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;
настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,
систематичность в работе, смелое принятие решений;
интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,
овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и
специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных,
экстремальных ситуаций и т. п.
Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление
одаренности через:
1. доминирование интересов и мотивов;
2. эмоциональную погруженность в деятельность;
3. волю к решению к успеху;
4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов
деятельности;
5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");
7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности
продуцировать проекты);
8. многовариантность решений;
9. быстроту решений, оценок, прогнозов;
10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Проявление творческого поиска можно представить по следующим
признакам: реконструктивное творчество; комбинаторное творчество;
творчество через аналогии.
Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:
пониманию и структурированию исходной информации; постановки задачи; поиску
и конструированию решений; прогнозированию решений (разработки замыслов
решения), гипотез.
Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед
собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно
выделить три условия:
I. желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);
II. достичь результата высшего класса;
III. реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.
В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности,
увлеченности можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический);
уверенный; сомневающийся.
Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает
различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие
сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой
одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам
специальной одаренности - научной, технической, педагогической,
художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением
определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику
творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.
3. Концепция врожденной одаренности
Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В.
Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают
около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой.
Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого
тела: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из
самого тела; кондуктором - проводником воспринятого; участком мозга, где
осуществляется (или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их
в факт сознания. Таким образом, потенциально из задатков человека может
быть создано столько работающих способностей, сколько существует каналов
связи между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако
реально количество способностей зависит от организации учения и
деятельности человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у
человека существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать
это умеет один из тысячи, у всех остальных этот задаток - потенциальная
нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием
звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными
органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов
отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов
способностей:
способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы
(мы слышим, видим, нюхаем и т. д. - все органы чувств работают на этот
процесс);
способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной,
рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез -
завтра сделать то- то и то-то. );
способности создавать в процессе своей деятельности продукты и предметы,
удовлетворяющие устремления и потребности человека, и перерабатывать себя
изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов, конкретные действия с
конкретными вещами и предметами).
Способность отражения и психомоторику человек научился усилять
многократно с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от
обыкновенных очков до космических станций. Но способность к созданию, а
особенно к творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить,
что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно
самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.
Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности действий
(умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее
точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену
тенденции аналитической другую - целостность. Нужно повернуться к человеку,
к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И
главная целостность любой деятельности и ее технологии - человек, в котором
чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где механизмы - это
объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих
разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином
целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми
возможностями создания механизмов. Они - новообразования, не закрепленные
ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это -
система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из
составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно
действующее и познающее: действуя - человек познает, а, познавая -
действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов
может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы
создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких
механизмов, безусловно, является талант. Сущность таланта состоит в
способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах
мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант -
это человек, оригинально решающий всем известные задачи.
4. Воображение как один из компонентов таланта
Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.
Поэтому ниже остановимся на одном из интереснейших - воображении.
Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная
способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно
комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и
чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его
предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому
воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм
воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|