немало неприятное родителям.
Тонкая моторная координация, навыки
ручной работы и координация между
визуальным восприятие и механическим
движением гораздо более связан с возрастом
и обычно не так развиты, как познание.
Руки ребенка нуждаются в тренировке и в
массе возможностей попрактиковаться в том
или ином деле. Резать или клеить может
быть гораздо труднее, чем вычитать или
складывать, а писать может быть сложна чем
читать или говорить. Такая неровность в
сравнении с нормами развития часто ведет к
раздражению и к росту зависимости в
поведении ребенка. В составлении ранних
программ обучения для одаренных детей
требуется точная индивидуализация, с тем
чтобы не допустить отвращения к основным
навыкам, которое может остаться у ребенка
на всю жизнь.
Всe вышесказанное предлагает краткое
описание лишь немногих граней одаренности.
Здесь упомянуты те из них, о которых
наиболее часто сообщают исследователи и
родители, характеризуя одаренных детей, с
которыми они сталкиваются. Каждый ребенок
обладает и уникальными свойствами, которые
остались за рамками вышеизложенного, но
придают ребенку особую привлекательность.
Описание всех этих свойств заняло бы
слишком много места. Они равно необходимые
компоненты в нашем открытии и в радости,
которую приносит каждый ребенок.
2. РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Понятно, что чаще всего именно родители
первыми замечают одаренность ребенка,
хотя это не всегда легко сделать, так как
не существует какого-то стереотипа
одаренности — каждый ребенок проявляет
свои способности по-своему.
Чаще всего одаренность ребенка остается
не замеченной в семьях, где этот ребенок
является первым или единственным.
Иногда родители сопротивляются
причислению своих детей к одаренным.
Объясняется это, очевидно, тем, что
родители одаренных детей, как члены своего
общества, подвержены системе отношений и
ценное общества в целом. Прославление
«простого человека и не всегда адекватное
применение демократичен ценностей много
сделали для прошлого и настоящего
антиинтеллектуализма в Америке (Hofstader,
1963). •
Многие родители заявляют: «Я не хочу,
чтобы мой ребенок был одаренным, пусть
лучше он будет нормальным, счастливым
ребенком — таким, как все». Или, в ответ
на вопрос: «Каково вам воспитывать
одаренного ребенка?» — они отвечают, что
все было прекрасно до тех пор, пока в
школе ребенку не приклеили ярлык
одаренного и не сообщили об этом
родителям. Ребенок остался тем же, но
родительское восприятие изменилось:
родители начинают нервничать, задаваться
вопросом: «А так ли мы выполняем свои
обязанности по отношению к ребенку?» В
таких случаях напряжение может вытеснить
радость из семейных отмщении. Существует
также вероятность, что самовосприятие
ребенка будет изменено ярлыком
одаренности.
Пытаясь понять родительские переживания
и дать них ответ, задаешься весьма
серьезной проблемой: действительно ли
думающие родители всерьез полагают, что
быть одаренным — значит быть ненормальным
не уметь найти места в компании
сверстников, быть несчастным? Как ни
печально, но таковы широко
распространенные стереотипы, порой
разделяемые и и родителями. Подобное
отношение может серьезно мешать
нормальному, счастливому детству; такие
стереотипы необходимо развенчивать и
уничтожать. Отрицание или игнорирование
уникальных способностей ребенка в угоду
общественным нравам, во всяком случае уж
никак не поможет ребенку найти свое место
в жизни и стать счастливым.
Идеальная родительская реакция
радостного приятия должна, вероятно,
лежать где-то посредине между
игнорированием и эксплуатацией
способностей ребенка.
Возвращаясь к изначальному заявлению о
том, что первооткрывателями одаренных
детей являются родители, уместно
вспомнить, каковы же основные
поведенческие характеристики одаренного
ребенка, описанные в литературе и
упоминаемые родителями (Vail, 1979;
Martinson, 1974). Наиболее часто родители
отмечают раннюю речь, употребление сложных
слов, а также раннее освоение счета или
чтения, нередко и другие характеристики:
громадное любопытство («Она задает миллион
вопросов обо всем на свете!») и цепкую
память (Он все запоминает в таких
деталях»). Эти последние способности
заслуживают особого внимания, наряду с
быстрым восприятием («Она все на лету
схватывает») воображением («Он играет с
воображаемыми друзьями» или «Она
рассказывает мне такие фантастические
истории»), в то время как роль отдельных
конкретных достижений (умение читать или
считать) не следует переоценивать. Разного
рода телепрограммы, развивающие игры, а
также общение с родителями или старшими
братьями и сестрами могут помочь вполне
обычному ребенку справиться с теми или
иными задачам.
В 1936 году Термен и Майлз отметили
явление, характерное для белых
американских семей среднего достатка. В
центре внимания их исследования оказал»
1200 одаренных детей и их семьи, причем
родители ни» чего не подозревали об
одаренности своих отпрысков, Как раз это
им и предстояло определить. Только 3/4
родителей сумели обнаружить
интеллектуальную одаренность своих детей:
у девочек до 3,5 года, у мальчиков
несколько позже (по наблюдениям ученых,
это объясняется тем, что матери больше
разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями)
(Moss, 1967). То есть мерилом одаренности,
согласно результатам этого исследования,
служит речь и словарный запас.
Несмотря на всю важность исследования
Термена и Майлза для понимания феномена
одаренности, следует отметить, что оно
проводилось лишь среди белого населения
среднего достатка. В то время как родители
принадлежащие к другим культурным
традициям, в воспитании детей делают
акцент на иных чертах поведения, так что
характеристики, предложенные Терменом и
Майлзом для раннего выявления одаренности,
пригодны для разных культурных и
социальных слоев далеко не всегда.
Как мы уже говорили, одаренные дети
проявляют свои способности по-разному, а
иногда предпочитают их и вовсе не
проявлять. Отнюдь не все исключительно
способные дети рано начинают говорить,
даже если для этого имеются
соответствующие условия. Одна мой
знакомая, молодая женщина, до 3 лет не
говорила вообще, а потом начала говорить
целыми предложениями. Первые годы
пребывания в школе она также отказывалась
говорить, потому что учителя обращались к
ней не по тому имени, которое она
предпочитала. Ни мать, ни учитель не
замечали каких-то особых способностей у
девочки. В колледже ее средний балл был 3:
получала пятерки по математике и другим
точным наукам, которые ей нравились, и
двойки по нелюбимым предметам. Сейчас она
успешно работает в области компьютерной
техники.
Упоминание о том, как важно обращаться к
ребенку по имени, приводит на ум один
пример, характерный для одаренных детей.
Мама отправила Харди в садик, заранее
радуясь тому, как много хорошего и
интересного мальчик там увидит и узнает.
Спустя всего три недели она была немало
удивлена и насторожена звонком от
воспитательницы. Та начала разговор с
того, что она пытается приучить детей
обращаться к ней не «учительница», а
миссис Джонсон. Все дети это быстро
усвоили, но Харди, несмотря на постоянные
напоминания, продолжал называть ее
«учительницей». Однажды она в отчаянии
отрезала: «Молодой человек, сколько раз я
тебе говорила не называть меня
«учительницей»? Меня зовут миссис
Джонсон!» На это Харди тихо ответил: «Я
знаю. Извините, но я об этом забываю
каждый раз, когда вы называете меня
молодой человек». К счастью, учительница
оказалась достаточно деликатным человеком
и позвонила не с тем, чтобы отчитать
родителей, а просто рассказать об этом
опыте и поговорить о собственном возросшем
понимании того, как важно уважать детей и
их право называться тем именем, которое
они предпочитают.
Родительское открытие одаренности
собственного ребенка должно рождать
радостное ожидание и готовность решать
связанные с этим проблемы, а не
обезоруживающую озабоченность, которая
стреноживает живость самой важной для
растущего человека связи — связи между
родителями и детьми. Говорится это не для
того, чтобы приуменьшить проблемы
воспитания ребенка, который меньше спит,
больше изучает и принимает, больше
говорит, но для того, чтобы мочь читателю
разобраться в этих проблемах.
3. ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКА
Ребенок делает открытие собственной
одаренности. То кик это происходит,
представляет громадный интерес и для
родителей. Папы и мамы переживают,
насколько адекватно ребенок реагирует на
первое осознание собственной уникальности.
У одних одаренных детей, находящихся в
постоянном общении с братьями, сестрами и
сверстниками, понимание собственного
отличия может прийти рано. У других
сознание своих особых способностей ей
впервые происходит в школе с неизбежным
сравнением себя с другими детьми.
Родителям важно, чтобы ребенок обладал
здоровым самовосприятием и пониманием
того, что способности и интересы других
людей (как детей, так и взрослых) могут
быть на ином уровне или в иной сфере,
нежели его собственные. Социальные и
эмоциональные последствия этих различий
гораздо тоньше, чем простое понимание.
Одно дело — умом понимать, но совсем
иное чувствовать это. Здоровому
самовосприятию одаренного ребенка очень
поможет чувство общности с окружающими его
людьми и хотя бы начальное понимание
положительных качеств, ценимых в
человеческом обществе. Почти во всем
одаренный ребенок такой же, как и все
другие дети, а уникален лишь в чем-то
немногом.
Задача, стоящая в этом плане перед
родителями, заключается в том, чтобы,
учитывая раннее развитие таких детей,
своевременно найти верный момент,
правильные слова и примеры для ребенка.
Такая коммуникация осуществляется не
только с помощью речевого общения, но и
выражается в реакциях и отношении
родителей и других окружающих к ребенку.
Здесь необходимо отметить, что
выдающиеся речевые способности многих
одаренных детей приводя к тому, что
родители и учителя делают слишком большую
ставку на речевую коммуникацию. Это
чревато возникновением лишь подобия
понимания, которое может противоречить
практике ежедневного общения.
Процесс познания у ребенка затрагивает
весь спектр восприятия и опыта. Слова — не
главный канал для маленьких детей.
Родителям необходимо не только беседовать
с малышами, но и стараться вести себя так,
чтобы укреплять в ребенке понимание
системы ценностей, понимание того, чего от
них ждут, и развивать здоровую основу
самовосприятия.
Как складывается в человеке
представление о самом себе? Психологи
(Mussen, 1970) утверждают, что этот!
процесс представляет собой кристаллизацию
того, как на нас реагируют другие люди. В
ходе своих исследований окружающего мира
ребенок узнает, что он может или не может
сделать в реальном мире, а окружающие
разными путями показывают ему, насколько
Страницы: 1, 2, 3, 4
|