на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах

только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный

статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» -

пишет психолог Н. Ю. Кулагина (27, 120).

Д. В. Савицкая в своей статье пишет: «К концу дошкольного

возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность.

Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в

пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных

отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками:

имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам,

быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита

рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности

ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я

хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает

мотивационная готовность к учению в школе» (31, 62 ).

К. Мишкинис отмечает: «В данном возрасте (6 – 8 лет и далее)

основательно меняются все органы и ткани организма. . . Меняется и

поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает

направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и

норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания,

интересы» (16, 100).

Далее данную мысль развивает профессор В. Чернюс: «Ребенок 7-ми

лет больше направлен в себя», «как бы отвернувшись» от окружающего

мира. В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он

хочет иметь свою комнату, свой «угол» в который может удалиться или

складывать свои игрушки.

Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо

передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их

руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.

Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы.

Начинают играть в игры по правилам.

Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться.

Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и

энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие

дни.

В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то

отца, то мать.

Дети 8 – ми лет «встречают мир». Им все легко. Их надо

охранять от попыток сделать слишком много и от высокой

самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно,

что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью

они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на

взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и

они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями

и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то

очень хорошее, то очень плохое» (4, 46-48).

Рассмотрев различные психологические теории литовский

психолог Рита Жукаускене утверждает: «7 – 8 –ми-летние дети

мыслят используя логические операции конкретного операционного

мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и

расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает

все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка

появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 – 2 лет

обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика –

все это результат обучения (по биохевиористической теории)» (

21, 251, 255).

3. Помощь учителя и родителей адаптации детей к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению

психологи понимают «необходимый и достаточный уровень психического

развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях

обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка

к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического

развития в период дошкольного детства» (31, 61).

Психолог Р. С. Немов отмечает: «В познавательном плане ребенок к

поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития,

обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако

психологическая готовность к школе этим не ограничивается. Кроме

развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения,

памяти, мышления и речи, - в нее входят сформированные личностные

особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера

ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов

деятельности. Ко времени поступления в школу у ребенка должны быть

достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение

общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был

практически готов к обучению и усвоению знаний необходимо, чтобы

каждая из названных характеристик была у него достаточно развита»

(28, 117).

Ещё один психолог А. Гучас писал, что «дети, пришедшие в

школу, с первых же дней попадают в неблагоприятные условия

для их психического развития: программы для всех одинаковые,

темп обучения очень быстрый, а физические и психологические

способности не у всех одинаковые. Поэтому часть детей

начинает отставать, что вызывает отрицательные переживания и

усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь

ребенку может совместная деятельность учителя и родителей» (8,

166 –167).

Ирина Ханхасаева в свих советах для родителей пишет: «Школа –

первый класс – огромное событие в жизни ребенка... Такого же

серьезного волнения он не испытывает потом много лет. И хотя это

радостное волнение, все равно готовьтесь к стрессу. Малыш будет

чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни – недели: слишком много

новых впечатлений, резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень

строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать

– умейте не делать из этого трагедию! Такая растерянность –

своеобразная реакция на переживаемое волнение» (34, 161).

Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец,

Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:

«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого

количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный

дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и

чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой

ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами

помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где

все так строго регламентировано» (18, 107-108).

Гигиенист профессор Е. Гринене утверждает: «Ученик начиная

посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению за партой, к

режиму школы, к новой деятельности - учению, привыкнуть к учителю,

коллективу класса и другим новым вещам... В организме ребенка

происходит долговременная физиологическая адаптация. Она может пройти

легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться целый год, что

оказывает большое влияние на развитие и рост и даже на здоровье

ребенка» (7, 131)

И все же, эксперименты профессора Е. Гринене показали, «что в

начале учебного года примерно 26,2% детей не готовы к обучению в

школе, после двух месяцев обучения – 7,8%, а в конце учебного года –

4,1%. (Эти данные особенно характерны для детей шестилетнего

возраста)» (7, 73).

Решение данного вопроса предлагает литовский педагог

К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и

гигиенические требования. Для этого родители должны:

1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.

2. Установить рациональный режим дня.

3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.

4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.

5. Систематически развивать внимание детей.

6. Бороться с умственной ленью.

7. Развивать веру в свои силы.

8. Регламентировать просмотр телепередач.

9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.

10. Не перегружать ученика письменными заданиями.

11. Поощрять положительный взгляд на учебу.

12. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с

родителями и другими членами семьи.

13. Учить экономить и ценить время» (16, 101-106).

Похожие мысли высказывают и российские педагоги К. В. Бардин

и В. А. Гейко (22, 160; 24, 60).

1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её

особенности в 1 – 2 – ом классах.

«Основные направления реформы общеобразовательной школы

ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее

ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое

вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися» (17, 57).

«Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные

связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей

и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями

является обязательной при желании развивать способности каждого

ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают,

будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут

поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский,

основанный на взаимопомощи.

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь

только одно направление как в старые времена, когда инициативу

указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не

могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества

на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский

педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).

Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:

«Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и

семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».

Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение

родительского контроля за всеми направлениями школьной

деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда

традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,

определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,

изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,

выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,

разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,

питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений

и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной

совместной деятельности школа и семья становятся действительными

партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне

определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).

С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы

с семьей зависят от целей поставленных учителем.

Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает

такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на

личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.