только приобретает новые знания и умения, но и определенный социальный
статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» -
пишет психолог Н. Ю. Кулагина (27, 120).
Д. В. Савицкая в своей статье пишет: «К концу дошкольного
возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность.
Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в
пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных
отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками:
имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам,
быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита
рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности
ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я
хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает
мотивационная готовность к учению в школе» (31, 62 ).
К. Мишкинис отмечает: «В данном возрасте (6 – 8 лет и далее)
основательно меняются все органы и ткани организма. . . Меняется и
поведение. У ребенка развивается воля, деятельность обретает
направленность и смысл, появляется привычка придерживаться правил и
норм поведения. Развиваются чувства, эстетические переживания,
интересы» (16, 100).
Далее данную мысль развивает профессор В. Чернюс: «Ребенок 7-ми
лет больше направлен в себя», «как бы отвернувшись» от окружающего
мира. В каком то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он
хочет иметь свою комнату, свой «угол» в который может удалиться или
складывать свои игрушки.
Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо
передачи. Они как бы творят себя наблюдая, думая, передумывая. Но их
руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.
Дети рисуют. Любят не только сам процесс, но и результат работы.
Начинают играть в игры по правилам.
Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться.
Иногда, что-либо начав, могут пожертвовать этому делу много времени и
энергии и вдруг устав, остановиться. Для них бывают хорошие и плохие
дни.
В отношениях в семье могут впадать в крайности, обожествлять то
отца, то мать.
Дети 8 – ми лет «встречают мир». Им все легко. Их надо
охранять от попыток сделать слишком много и от высокой
самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно,
что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью
они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на
взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и
они. Отцу они уделяют меньше внимания. Отношения с братьями
и сестрами плохие. У восьмилеток изменчивое настроение: то
очень хорошее, то очень плохое» (4, 46-48).
Рассмотрев различные психологические теории литовский
психолог Рита Жукаускене утверждает: «7 – 8 –ми-летние дети
мыслят используя логические операции конкретного операционного
мышления. Лучше понимают связь между временем, пространством и
расстоянием. Уменьшается эгоцентричность ребенка, он начинает
все лучше понимать точку зрения других людей. У ребенка
появляется чувство юмора (по теории Пиаже). После 1 – 2 лет
обучения в школе, у ребенка улучшается память, речь, логика –
все это результат обучения (по биохевиористической теории)» (
21, 251, 255).
3. Помощь учителя и родителей адаптации детей к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению
психологи понимают «необходимый и достаточный уровень психического
развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях
обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка
к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического
развития в период дошкольного детства» (31, 61).
Психолог Р. С. Немов отмечает: «В познавательном плане ребенок к
поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития,
обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако
психологическая готовность к школе этим не ограничивается. Кроме
развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения,
памяти, мышления и речи, - в нее входят сформированные личностные
особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера
ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов
деятельности. Ко времени поступления в школу у ребенка должны быть
достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение
общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был
практически готов к обучению и усвоению знаний необходимо, чтобы
каждая из названных характеристик была у него достаточно развита»
(28, 117).
Ещё один психолог А. Гучас писал, что «дети, пришедшие в
школу, с первых же дней попадают в неблагоприятные условия
для их психического развития: программы для всех одинаковые,
темп обучения очень быстрый, а физические и психологические
способности не у всех одинаковые. Поэтому часть детей
начинает отставать, что вызывает отрицательные переживания и
усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь
ребенку может совместная деятельность учителя и родителей» (8,
166 –167).
Ирина Ханхасаева в свих советах для родителей пишет: «Школа –
первый класс – огромное событие в жизни ребенка... Такого же
серьезного волнения он не испытывает потом много лет. И хотя это
радостное волнение, все равно готовьтесь к стрессу. Малыш будет
чрезвычайно утомлен и не то, что первые дни – недели: слишком много
новых впечатлений, резок перелом в жизни. Будьте мягче и не очень
строги с ним в этот период. Он будет многое забывать, терять, путать
– умейте не делать из этого трагедию! Такая растерянность –
своеобразная реакция на переживаемое волнение» (34, 161).
Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец,
Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:
«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого
количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный
дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и
чувствует противопоставление между требованием и окружением. В этой
ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами
помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где
все так строго регламентировано» (18, 107-108).
Гигиенист профессор Е. Гринене утверждает: «Ученик начиная
посещать школу должен привыкнуть к длительному сидению за партой, к
режиму школы, к новой деятельности - учению, привыкнуть к учителю,
коллективу класса и другим новым вещам... В организме ребенка
происходит долговременная физиологическая адаптация. Она может пройти
легко или сложно, от 5- до 6 недель или продолжаться целый год, что
оказывает большое влияние на развитие и рост и даже на здоровье
ребенка» (7, 131)
И все же, эксперименты профессора Е. Гринене показали, «что в
начале учебного года примерно 26,2% детей не готовы к обучению в
школе, после двух месяцев обучения – 7,8%, а в конце учебного года –
4,1%. (Эти данные особенно характерны для детей шестилетнего
возраста)» (7, 73).
Решение данного вопроса предлагает литовский педагог
К. Мишкинис: «В семье должны соблюдаться педагогические и
гигиенические требования. Для этого родители должны:
1. Создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте.
2. Установить рациональный режим дня.
3. Создать условия для достаточной подвижности ребенка.
4. Создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать.
5. Систематически развивать внимание детей.
6. Бороться с умственной ленью.
7. Развивать веру в свои силы.
8. Регламентировать просмотр телепередач.
9. Не требовать с ребенка больше его возможностей.
10. Не перегружать ученика письменными заданиями.
11. Поощрять положительный взгляд на учебу.
12. Стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с
родителями и другими членами семьи.
13. Учить экономить и ценить время» (16, 101-106).
Похожие мысли высказывают и российские педагоги К. В. Бардин
и В. А. Гейко (22, 160; 24, 60).
1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её
особенности в 1 – 2 – ом классах.
«Основные направления реформы общеобразовательной школы
ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее
ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое
вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися» (17, 57).
«Без сомнения, все школы хотят поддерживать открытые и тесные
связи с семьями. Они знают, что обучение – совместная работа учителей
и родителей. Они также понимают, что взаимосвязь с родителями
является обязательной при желании развивать способности каждого
ученика в школе и за ее пределами. Педагоги, которые это понимают,
будут стараться достичь содержательного диалога с родителями и будут
поддерживать теплый климат в классе: без напряжений, дружеский,
основанный на взаимопомощи.
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь
только одно направление как в старые времена, когда инициативу
указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не
могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества
на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский
педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене (13, 97).
Продолжает данную тему и российский педагог И. П. Подласый:
«Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и
семейного воспитания, создаются комплексы «школа – семья».
Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение
родительского контроля за всеми направлениями школьной
деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда
традиционно их не допускали, - выбору предметов для обучения,
определению объёмов их изучения, составлению учебных планов,
изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул,
выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов,
разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха,
питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений
и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной
совместной деятельности школа и семья становятся действительными
партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне
определенные задачи и выполняет свою часть работы» (29, 236).
С. Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества школы
с семьей зависят от целей поставленных учителем.
Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает
такие задачи как:
1. Познание семьи ученика.
2. Систематическое изучение влияния социального окружения на
личность ученика.
3. Организация совместной педагогической деятельности школы
Страницы: 1, 2
|