на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности восприятия пейзажной лирики при помощи музыки и живописи в 3 классе

В. 7, с. 73 – Если будете в парке и в лесу, приглядитесь к деревьям

и кустам. На что они похожи?

II часть (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1996)

В. 4, с. 19 – Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в

стихотворении «Зимний вечер».

В. 5, с. 19 – Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

В. 2, с. 33 – Какие слова рисуют яркие картины зимнего леса?

В. 4, с. 34 – Какими словами поэт Ф. Тютчев говорит об этом же?

В. 5, с. 34 – Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что

он «не мертвец и не живой»?

В. 1, с. 48 – Как вы прочитали это стихотворение: громко или тихо?

медленно или быстро?

В. 3, с. 48 – А как относится цветок к весне?

В. 4, с. 48 – Какие слова вас больше всего растрогали?

В. 2, с. 58 – Найдите в стихотворении сравнения.

В. 3, с. 58 – Какое настроение вызывает весна у каждого из поэтов?

В. 4, с. 58 – Как природа встречает весну?

В. 1, с. 83 – Что изменилось в описании весенней природы в этих

стихотворениях по сравнению с теми, которые вы уже читали?

В. 6, с. 83 – Представьте себе, что вам надо нарисовать иллюстрации к

стихотворению. Какие краски вы выбрали к стихам

А. Пушкина и какие – к стихам М. Пляцковского?

В. 2, с. 98 – Найдите в стихотворении Ф. Тютчева звуки, которые, часто

повторяясь, передают грохот грома.

Учебник для 3 класса «Жаворонок» I часть

(Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1998)

В. 2, с. 24 – ... Заметили ли вы, каким бывает небо в такой тихий,

осенний день? Какими словами его описывает поэт?

В. 4, с. 24 – Проиллюстрируйте стихотворение рисунком.

В. 2, с. 75 – Есть ли в стихотворении сравнения? Прочитайте их.

В. 4, с. 75 – Нарисуйте свои иллюстрации к стихотворениям.

II часть (Н. Шевелева, Ф. Шифрисова, 1999)

В. 2, с. 42 – Какими словами выражает автор чувства природы,

ожидающей весну?

В. 3, с. 42 – Что бы вы ответили на вопросы: Почему плакали зимние

бури? Почему бывают оттепели?

В. 1, с. 108 – Какое из стихотворений понравилось вам больше всего?

Какой общей темой они объединены? Это веселые или грустные

стихи?

В. 1, с. 161 – Вам приходилось попадать под дождь? Когда он плакал?

Когда пел?

В. 2, с. 161 – Какое чувство вызывает дождь у авторов?

В. 3, с. 161 – Спойте песенку дождя. Какие заклички дождя вы знаете?

В. 1, с. 178 – Какое настроение у вас вызвали стихотворения?

В. 2, с. 187 – Как бы вы назвали летние месяцы? В какие цвета их

раскрасили бы?

Учебник для 4 класса «Родник» I часть

(Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1999)

В. 1, с. 30 – Как вы думаете, позднее лето или раннюю осень описали

поэты? Какие строки стихотворении подсказали вам ответ?

В. 2, с. 30 – Какие цвета вы увидели в стихотворениях?

В. 1, с. 69 – Какое из стихотворений показалось вам полным мечты,

фантазии рассказом?

В. 3, с. 69 – Какое настроение возникло у вас, когда вы читали

стихотворения? Изобразите на рисунке. Какой музыкой можно

сопроводить его?

В. 2, с. 119 – Вы заметили, что в одном из стихотворений об осени

говорится как бы от имени листьев? О чем они говорят?

Прочитайте еще раз.

В. 5, с. 119 – Какое настроение отражается во всех трех стихотворениях?

Какие слова в них вам подсказали ответ?

В. 1, с. 201 – Как видит зиму Эдуардас Межялайтис?

В. 2, с. 201 – В одном из стихотворений спряталась танцевальная музыка.

Прочитайте его так, чтобы ваши друзья ее услышали. Может

кто-нибудь из вас решится проиллюстрировать стихотворение

танцем?

II часть (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева, 1999)

В. 1, с. 3 – Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

В. 1, с. 60 – Какие необычные признаки весны вы заметили в этом году?

А что увидели поэты?

В. 2, с. 60 – От чьего имени рассказывают о природе весны разные

авторы? Какие сравнения используют?

В. 1, с. 159 – Каким настроением они проникнуты? Как создается это

настроение?

В. 3, с. 159 – Сравните, как встречает весну лес в стихотворениях

С. Маршака и А. Толстого.

В. 4, с. 159 – Какой музыкой вы бы сопроводили свое чтение?

В. 1, с. 203 – Какие слова передают грусть, печаль, несбывшуюся мечту

поэта? Какой музыкой можно сопроводить его?

В. 2, с. 203 – Когда бывает грустно, что помогает преодолеть это

чувство? Что снимает вашу усталость?

Итак, учебники для чтения 2 – 4 классов содержат немало произведений

пейзажной лирики: 17 стихотворений имеется в учебниках для 2 класса, 14

стихотворений в учебниках для 3 класса, 27 стихотворений в учебниках для 4

класса.

В упомянутых учебниках многие типы заданий способствуют лучшему

восприятию образных слов и выражений, созданию более ярких картин природы и

повышению уровня эмоционального воздействия. Например:

> С каким настроением пишут поэты о природе осени?

Почему А. Пушкин изображает осень как «пышное природы увяданье»?

> Какие сказочные чудеса вы увидели, прочитав стихи?

> Почему о лесе в стихотворении Ф. Тютчева говорится, что он «не

мертвец и не живой»?

> Какие краски осени вы увидели в стихах поэтов?

> Найдите и прочитайте, с чем сравнивается буря в стихотворении

«Зимний вечер». Какие еще сравнения вы заметили в стихах поэта?

Анализ учебников по чтению также показал, что предлагаемые произведения

пейзажной лирики доступны для восприятия детей данного возраста.

Однако следует отметить, что в книгах для чтения очень мало репродукций

с картин живописцев (всего лишь 3 репродукции и все в учебниках для 2

класса – «Золотая осень» И. Левитана (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева,

1996, с. 34), «Зимний пейзаж» Л. Казокаса (Ф. Шифрисова, Н. Шевелева,

1997, с. 34), «Перед грозой» А. Попова-Московского (Ф.

Шифрисова, Н. Шевелева, 1997, с. 98). Задания к репродукциям картин

отсутствуют.

Вопросы и задания для работы с музыкальными произведениями,

способствующими лучшему эстетическому и эмоциональному восприятию

лирических стихотворений о природе, появляются только в учебниках для 4

класса «Родник» и чаще всего формулируются так: «Какой музыкой можно

сопроводить стихотворение?»

3. Изучение школьной практики

Для того чтобы установить, как решается вопрос об эстетическом

воспитании школьников, о развитии речи, мышления и воображения детей при

изучении произведений пейзажной лирики в школьной практике, мы учителям

начальных классов города Висагинаса и города Шяуляй разослали 20 анкет.

Получили 12 анкет. Считаем, что графическое оформление инструмента опроса

было правильным, так как большинство респондентов довольно обширно и

подробно ответили на предложенные в анкетах вопросы (см. Приложение 1).

Проанализировав результаты ответов на вопросы анкет, мы сделали

следующие выводы.

1. Ученики не всегда с желанием читают стихи о природе.

2. Чтобы повысить интерес ребят к произведениям пейзажной лирики,

учителя используют собственное выразительное чтение, хорошо

продуманные беседы, экскурсии в природу. В качестве

иллюстративного материала они в основном применяют картинки,

репродукции картин, рисунки о природе.

3. Работа над изобразительными средствами языка ведется традиционным

способом – дети находят в тексте тропы, объясняют их значения,

разбирают и обсуждают текст.

4. Определить настроение автора, раскрыть подтекст стихотворения

учителя помогают учащимся наводящими вопросами, выразительным

чтением (голосом).

5. После анализа стихотворений о природе используют такие виды

творческих работ, как: сочинение, рисование или иллюстрирование.

6. Основное пожелание учителей – найти в научно-методической

литературе больше различных практических рекомендаций по анализу

конкретных произведений пейзажной лирики.

Аналогичную цель исследовал и констатирующий эксперимент, который

проводился в 3 «А» и 3 «В» классах “Geros vilties” средней школы города

Висагинаса. В 2000 году в сентябре – ноябре нами наблюдался процесс

обучения чтению лирических произведений о природе по теме «Осень».

На уроках мы обращали внимание на следующие моменты:

1. Как учитель организует работу над анализом произведений пейзажной

лирики, каким образом помогает детям представить прочитанное

произведение, понять картины природы, получить эстетическое

наслаждение от прочитанного. Использует ли он с этой целью такие

виды работы, как: экскурсия, беседа, выразительное чтение,

графическое и словесное рисование, письмо сочинений, анализ текста

и др.

2. Обращается ли учитель к музыке и живописи на уроках чтения

пейзажной лирики.

3. Если учитель использует живопись и музыку, то как он организует

работу с картинами природы и с музыкальными произведениями с целью

лучшего восприятия лирических стихотворений.

Констатирующий эксперимент показал, что изучение пейзажной лирики на

практике проходило следующим образом: перед чтением текста учитель проводил

вступительную беседу, сам выразительно читал произведения, объяснял

школьникам непонятные слова и выражения, организовывал самостоятельную

работу учащихся над текстом, выразительное чтение произведения учениками,

ответы на вопросы по изучаемому тексту.

Чтобы выяснить, понятно ли ученикам содержание произведения и

установить, какое оно оставило у детей впечатление, учитель задавал

следующие вопросы: «Понравилось ли стихотворение? Какой эпизод большего

всего понравился? Обоснуйте ответ. Какую картину природы вы себе

представили? Опишите».

Во вступительной беседе учителя кратко излагали детям сведения о поэте,

после чего переходили к работе по тексту. Кроме того, велась работа над

выразительным чтением: учителя обращали внимание учеников на правила

соблюдения пауз, интонацию, ударения. К сожалению, лишь одна учительница

использовала репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень». По ней были

заданы такие вопросы: «Что изображено на картине? К какому стихотворению

подходит картина?» Музыкальные произведения не были использованы вообще.

Таким образом, анализ результатов школьной практики показал, что уроки

чтения пейзажной лирики учителями проводились без особого творческого

подхода, однообразно, не вполне эффективно. Учитывая вышесказанное, мы

решили выяснить, как ученики усвоили материал, т.е. умеют ли они передавать

сложившиеся впечатления о произведениях пейзажной лирики, какие графические

и словесные картины они могут нарисовать; умело ли подбирают нужные слова и

выражения для описания картин природы, выражения своих чувств, настроений и

своего отношения к описываемому автором.

Чтобы определить, насколько глубоко и ярко дети прочувствовали

стихотворения пейзажной лирики, мы, после прохождения темы «Осень»,

предложили им написать сочинение на тему «Золотая осень».

Сочинение писало 35 учеников. Работы анализировались по следующим

критериям:

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме,

достаточно ли полно она раскрыта?) Соответствует ли содержание

действительности?

2. Использовались ли элементы изобразительности, художественности

(образные слова и выражения, эпитеты, метафоры, сравнения,

олицетворение) при описании картин природы.

3. Как учащиеся сумели передать свои впечатления, настроение,

чувства.

Проанализировав сочинения, мы сделали следующие выводы.

Тему полностью раскрыли лишь 25,7% учащихся, недостаточно полно с

заданием справились 57,1% детей. Не раскрыли тему 17,2% ребят.

Примеры сочинений

1. «Мне нравится золотая осень, потому что тогда в лесу очень красиво.

Березки переоделись в желтые сарафанчики. Идешь по лесу, а под ногами

шуршат уже опавшие листья. Листья иногда обманывают, смотришь вроде –

гриб, а когда подходишь – там листочек. Дни стали короче. Начались

дожди. Почти все птицы улетели на юг. В лесу стало тихо».

2. «Наступила осень. Деревья будто золотые, только сосны стоят зеленые,

они как и елки никогда не желтеют. Когда подует ветер, листья падают,

как золотые монетки. Все реже показывается солнце, если оно светит, то

уже не греет. С каждым днем день становится короче, поэтому начинает

рано темнеть, и приходится идти домой. Часто идет дождь.

Звери тоже готовятся к зиме».

3. «Наступила осень. В лесу деревья стоят желтые, только клен

стоит красный. Пожелтела трава. Кое-где листья уже опали. Не слышно

пение птиц, потому что они улетели в теплые края, но скоро прилетят

снегири. Небо не голубое, а серое, и часто идет дождь. Когда нет дождя,

а светит солнышко, в лесу очень красиво».

42,9% учеников в своих сочинениях при описании картин природы

употребляли некоторые образные слова и выражения. Однако дети не совсем

умеют создавать зрительные образы. Во многих сочинениях встречались такие

выражения: «деревья желтые», «деревья будто золотые», «в золото одеты

леса». Лишь несколько учеников в своих работах использовали сравнения.

Например: «... листья падают, как золотые монетки», «Березки переоделись в

желтые сарафанчики», «Лес почти уснул...»

В итоге в сочинениях ученики передали картину тихого леса, желтые

листья деревьев и писали о том, как звери готовятся к зиме. Они не смогли

описать свои чувства и настроения. Их сочинения скучны, однотипны.

Школьники не сумели точно и красочно описать осенний лес. Свое настроение и

чувства передали 60% учащихся. При этом они использовали следующие фразы:

«В лесу очень красиво», «Мне нравится осень».

В работах учащихся очень мало сравнений и эпитетов, совсем нет метафор

и олицетворений.

Анализ сочинений был проведен по следующим критериям.

1. Раскрытие темы сочинения:

а) раскрыли тему полностью;

б) тему раскрыли недостаточно;

в) тему не раскрыли.

2. Использование изобразительных средств языка при анализе образов и

картин природы:

а) использовали образные слова и выражения;

б) не использовали образные слова и выражения.

3. Передача своего отношения, настроения к описываемому:

а) передали свое отношение, настроение;

б) не передали своего отношения, настроения.

Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты анализа сочинений учащихся 3 классов

по теме «Золотая осень»

|Критерии |1 |2 |3 |

|оценки | | | |

| |а |б |в |а |б |а |б |

| | | | | | | | |

|% |27,5 |57,1 |17,2 |42,9 |51,7 |60 |40 |

Аналогичную цель преследовало задание нарисовать золотую осень в лесу.

Анализ рисунков учеников 3 класса на тему «Золотая осень в лесу» проводился

по таким критериям:

1. Раскрытие темы. С работой справилось 57,1% учащихся. 14,6% учеников

не выполнили задания. Не совсем точно раскрыли тему 28,3% учащихся.

Дети рисовали отдельные деревья, листья или позднюю осень, когда

деревья голые, земля черная.

2. Умеют ли ученики рисовать по представлению. 51,4% учащихся при

иллюстрировании использовали разнообразные краски: красные, желтые,

темно-синие, коричневые. Остальные ученики использовали

однообразные краски. Ребята не смогли применять умения и образные

представления, полученные в процессе изучения темы «Осень».

Рассмотрим некоторые примеры рисунков.

1-ая работа (см. Приложение 2, рис. 1)

Изображена осенняя поляна. Земля, т.е. трава, пожелтевшая. Деревья еще

зеленые. Только кое-где встречаются желтые пятна (листья). Рассмотрев

рисунок, можно утверждать, что ученик изобразил начало осени.

2-ая работа (см. Приложение 2, рис. 2)

На рисунке изображена коричневая (с различными оттенками) земля и

деревья, одетые в такого же цвета наряд. Поэтому можно предполагать, что

земля покрыта опавшими листьями. В середине рисунка изображена речка,

которая разукрашена светло-синей мутной краской. Небо темно-синие.

3-ая работа (см. Приложение 2, рис. 3)

Голубое небо, ярко, красочно изображены деревья и листья на земле. Не

имея достаточных представлений о золотой осени, ученица нарисовала сочную

зеленую траву.

Таким образом, анализ рисунков учащихся показал, что не все ученики

смогли передать в своих рисунках образы и картины природы, созданные своим

воображением при чтении пейзажной лирики по теме «Осень».

Результаты анализа рисунков мы занесли в таблицу 2. Рисунки

анализировались по следующим критериям.

1. Раскрытие темы:

а) тему раскрыли точно;

б) тему раскрыли неточно;

в) тему не раскрыли.

2. Способность рисовать по представлениям:

а) картины природы на рисунке переданы правильно;

б) картины природы переданы с некоторыми неточностями;

в) картины природы переданы неправильно.

Таблица 2

Результаты анализа рисунков учащихся 4 классов

на тему «Золотая осень в лесу»

|Критерии |1 |2 |

|оценки | | |

| |а |б |в |а |б |в |

| | | | | | | |

|% |57,1 |28,3 |14,6 |51,4 |28,3 |20,3 |

ВЫВОДЫ

1. Учебники по чтению для начальной школы содержат немало лирических

произведений о природе лучших представителей художественного слова (А.

Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета). Стихотворения по своему содержанию и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.