на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Отечественная педагогика до 18 в

себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату обучали

детей чтению, письму и счету. В XIII— XIV веках обучение у «мастеров

грамоты» стало более частым явлением. Группы мальчиков, обучающихся у

одного «мастера грамоты», ст9ли многочисленнее (8—12 человек), т. е.

составляли уже настоящую школу.

«Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся

обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу)

или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией

было, как сказано в одном «житии», «книги писати и учити ученики грамотные

хитрости». Небольшое количество «мастеров грамоты» было, так сказать,

повышенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более

зажиточных семей) не только чтению и письму, но и «словесным наукам» и даже

математике.

Церковь, стремившаяся монополизировать в своих руках просвещение и

воспитание, хотя и была вынуждена пользоваться услугами «мастеров грамоты»,

в целом относилась к их деятельности отрицательно, так как эти светские

учителя нередко находились в оппозиции к ортодоксальному православию, что

выяснилось в период «еретических» выступлений в Новгороде, Пскове, Москве

(XVI век).

4. Воспитание и образование в России после отражения нападений иностранных

интервентов

В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными русскими

княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского

государства. Борьба за освобождение страны от иноземных захватчиков и

создание единого Русского государства сопровождались образованием единой

великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и

просвещения.

Наряду с деятельностью монастырей и княжеских властей по созданию в

Москве и других княжествах книгохранилищ, переписке книг и открытию школ,

заметно оживляется частная педагогическая практика светских «мастеров

грамоты». Деятельность некоторых учителей из простого народа отличалась по

своему содержанию от просвещения, насаждаемого церковью, большим

свободомыслием, гуманизмом и рационализмом, характерными для еретических

движений.

В среде таких «вольнодумцев» создаются в это время оппозиционные

произведения гуманистического характера.

Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор

Курицын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте», в

котором сформулировал ряд весьма интересных демократических идей

антифеодального и антицерковного содержания.

Он выступил против слепого подчинения требованиям религиозных догм и

выполнения церковных обрядов. Автор призывал к «самовластию души» и свободе

разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое

изучение знаний Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не

механическое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота

есть самовластие.

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является

впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука»

(букварь) первопечатника «москвитянина», как он себя называл, Ивана

Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему

обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными

педагогическими идеями. Характерен в этом отношении мотив, избранный

составителем в качестве заставок к текстам книги. Они графически изображают

идею роста, развития растения с листьями, цветами и плодами, символизируя

радостный процесс развития и воспитания детей, который должен быть окрашен

положительными эмоциями учителей и учеников.

Давая во второй части своего учебного пособия, после азбуки и

грамматики, тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения,

автор помещает не только молитвы и религиозные наставления. Он подбирает

различные изречения, в которых просит воспитывать детей «в милости, в

благоразумии, в кротости, в долготерпении, приемлюще друг друга и прощение

дарующе».

К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта,

хозяйствования и воспитания детей в семье—«Домострой», который учил, как «в

правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего

«устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком

наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.)

целиком посвящен вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения

религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о

суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с

требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой»

призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и

развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия,

бережливости, хозяйственности, «вежества» (т. е. вежливого обращения).

5. Славяно-греко-латинская академия

Мысль о создании в Москве академии по образцу Киевской возникла в

конце 70-х годов XVII века. Инициатором создания такой академии был

прибывший в Москву из Белоруссии известный писатель и педагог Симеон

Полоцкий. Он в 1682 году составил «Привилею» (учредительную грамоту)

академии, но она сначала не была утверждена царем.

По этому проекту в академию должны были приниматься только

православные люди. Академия имела целью подготовку образованных людей,

необходимых государству и церкви. Проектом намечалось преподавание «семи

свободных наук» (т. е. грамматики, риторики, диалектики, арифметики,

геометрии, астрономии, музыки), богословия и «науки правосудия». Расширяя

образовательные задачи академии, проект в то же время возлагал на нее

задачи блюстительницы православных канонов и оплота борьбы с ересями и

отступничеством от православия.

Патриарх и окружавшее его консервативное духовенство долго тормозили

открытие академии, которое состоялось лишь в 1687 году. Основными

преподавателями академии были два ученых греческих монаха—братья Ионикий и

Софроний Лихуды, докторa наук Падуанского университета. Они подбирали

учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию,

составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и

риторики православного содержания. Старорусское духовенство, недовольное их

новшествами, добилось устранения Лихудов из академии и заточения их в один

из провинциальных монастырей. Лишь через пять лет им позволено было

переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по

образцу Московской академии и стали преподавать в нем. Это училище

послужило в начале XVIII века рассадником грамматических школ в различных

городах Новгородской епархии.

Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство,

но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали

студентами университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-

греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А.

Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры,

науки и просвещения XVIII века.

С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла

свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского

характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была

переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

6. Преобразования Петра I в области педагогики

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное

феодально-абсолютистское государство. В интересах роста производительных

сил и укрепления обороноспособности страны дворянское правительство Петра I

осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Для

развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные

реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической

прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской

оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим

событием культурной жизни России было открытие первых светских

государственных школ.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701

году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708

году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся

«Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было

частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько

лет.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII

века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда

до 500 учащихся.

В учебный план школы входили математика (арифметика, алгебра,

геометрия, тригонометрия), астрономия, географические сведения и

специальные науки: геодезия, мореплавание и другие светские науки. Являясь

профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, школа

выпускала специалистов разных профессий.

Сюда принимали учащихся, «добровольно хотящих, других же паче, со

принуждением». В принудительном порядке зачислялись дворянские дети, не

желавшие учиться вследствие косности, привычки к праздности, порождаемой у

правящего сословия крепостным строем. Большое количество учащихся

принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и

солдат), заинтересованным в получении образования и технической

специальности.

Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор Форварсон

и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Леонтий Филиппович

Магницкий (1669— 1739), образованный математик и прекрасный педагог,

отдавший школе все свои силы и способности.

Были созданы учебные пособия, среди которых особо важную роль играла

книга Л. Ф. Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703).

В 1715 году морские классы школы математических и навигационных наук

были переведены в Петербург, где на их основе открылась Морская академия.

В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере

усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к

изучению другой и, таким образом, выпускались из нее в разное время в

зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств.

По окончании этой школы ее воспитанники направлялись в разные отрасли

хозяйства, управления, культуры и науки, а некоторые учителями открываемых

училищ. Дворянские дети могли продолжать образование в Морской академии, в

которую иногда попадали из «низшего чина» люди, отличившиеся в Московской

школе своими способностями и усердием. Многие питомцы школы принимали самое

активное участие в экспедициях, организуемых Академией наук для изучения

России.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в

Петербурге, Москве и других крупных городах, навигацкие школы — в портовых

городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В начале XVIII века были созданы первые металлургические заводы по

разработке уральской руды, которым нужны были специалисты горнорудного

дела.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под

руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева,

который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех

уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на

некоторых—горнозаводские школы, в Екатеринбурге—Центральная школа,

руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти

школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные

общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным

епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и

арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии л

тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же

как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только

добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением

крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного

образования.; созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии,

имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались

иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено

возможности получать образование в государственных школах. Только редкие

одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое

влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта

Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав

Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано

оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При

Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые

должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа

носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие

иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские

люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного

исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев

населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

7. Великий русский ученый – М.В. Ломоносов

Деятельность М.В. Ломоносова в области отечественной педагогики

грандиозна и разностороння.

С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование

в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего

развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского

языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и

писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые

тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь

поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с

возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные

заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы.

В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое

место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии

при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил

общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план

гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и

методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году

«Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об

общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им

была написана «Риторика», в 1755 году—«Российская грамматика», которые в

течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской

общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение

Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются

реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В

переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы

объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было

дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических

опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики.

В апреле 1755 года при самом ближайшем участии М. В. Ломоносова был

открыт в Москве университет в составе трех факультетов: юридического,

философского и медицинского. В отличие от западноевропейских университетов

он не имел богословского факультета. Структура и направление работы каждого

факультета обеспечивали интересы развития наук природоведческих (особенно

физики) и общественных (словесности и истории). На медицинском факультете

должны были изучаться естественные науки «во всем их пространстве», а в

состав философского факультета входили историко-филологические кафедры.

Московский университет стал центром светского образования.

Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями,

М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных

вспомогательных учреждений (физического кабинета, анатомического театра и

т.д.).

При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями

самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на

задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и

вторая—для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Мечты гениального

Ломоносова о разрешении крестьянам получать образование в университете не

осуществились.

В гимназии изучались языки российский, латинский и один из

иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее

образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного

языка.

На основе опыта этой гимназии по инициативе профессоров Московского

университета была открыта в 1758 году в Казани гимназия, готовившая к

поступлению в университет. В течение 30 лет Московский университет

обеспечивал эту гимназию преподавателями, учебниками, учебными пособиями и

оборудованием. В 1804 году на базе этой гимназии был открыт Казанский

университет.

Профессора и преподаватели университета, ученики и последователи

Ломоносова много занимались вопросами воспитания. В своих речах на

университетских актах эти ученые освещали важнейшие педагогические вопросы.

Они занимались разработкой методики обучения и создали очень ценное

оригинальное пособие, которое содержало указания, как обучать отдельным

предметам (истории, математике и т.д.). Это пособие было издано в 1771 году

на русском, латинском, немецком и французском языках под названием «Способ

учения подготовляющегося к университету».

В 1779 году при университете была открыта первая учительская семинария

в России, которая готовила учителей для Московской и Казанской гимназий, а

также для пансионов.

Труд – основа воспитания

Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой

деятельности нравственных качеств человека с помощью труда;

целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки

детей и юношества к трудовой деятельности. Важнейшими путями и формами

трудового воспитания являются: подготовка детей и юношества к труду в семье

и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в трудовой

деятельности; использование всех средств морального поощрения и

материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых

условий для роста квалификации и т.д.

Педагогическая наука рассматривает трудовое воспитание как органичную

часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе.

Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о нем как о средстве

формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо

всех членов общества. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к

сельскохозяйственному труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение

профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-

утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача

воспитания - подготовить молодое поколение к успешной трудовой

деятельности, обеспечить его всестороннее развитие.

Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли отечественные

педагоги.

К. Д. Ушинский (работа "Труд в его психическом и воспитательном

значении", 1860) раскрыл значение свободного физического труда для

всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного

достоинства.

В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние

физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек

любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным

условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и

самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд, обязательный для

всех.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.

Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно

и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя

готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он

может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом

ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы

зажечь, необходима искра.

Список литературы

1. Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

2. История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1984.

3. Прудников В.Е. Русские педагоги математики XVIII-XIX веков. М.:

Учпедгиз, 1956.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.