на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ответы на билеты по технологии образования (педкласс) 11 класс

опираются на историко-культурные ценности, традиции народов России и

сопредельных государств.

Ассоциация «Школа демократической культуры» – создана в 1991 г., как

межрегиональное общественное объединение. Основная задача – способствовать

формированию культуры демократических отношений в детских объединениях,

развитию способностей ребенка вступать в общественные отношения на основе

определенных норм и ценностей.

Национальная организация скаутского движения России (НОСД) создана в 1996

г. Основная цель – содействие развитию скаутского движения в России,

объединению усилий, действующих на территории РФ.

Русский Союз скаутов (1989 г.) Цель – воспитание детей и молодежи

достойными гражданами России, развития организаторских способностей,

ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, а также

направлять свою деятельность на пользу обществу.

Союз пионерских организаций (создан в 1990 г., зарегистрирована 7 августа

1992 г.) – Федерация детских организаций – международный добровольный

независимый союз, объединяющий детские общественные организации. Основные

цели – стремление к созданию условий для реализации интересов, потребностей

детей и детских проектов, для познавания детьми окружающего мира,

воспитания гражданина своей страны и мирового демократического общества,

для защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепление

межнациональных и международных контактов.

Федерация Детских организаций «Юная Россия» (1991 г.) Цель –

содействовать развитию детского движения в РФ, защите прав и интересов

детей и подростков.

Вопрос 2.

Ощущение.

Понятие об ощущении

Ощущение в системе психических процессов. Ощущение – важнейшее проявление

общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Оно является

первичной формой психической связи организма со средой. В ощущении

интегрированы (неразрывно связаны) познавательные, эмоциональные и

регуляторные стороны психического.

Изучение развития познавательной деятельности в эволюции животного мира

(в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе) показывает, что ощущение является

первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.

Низкоорганизованные животные отражают только отдельные, имеющие

непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и

явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на

отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение

является исходной формой развития познавательной деятельности. Жизненное

значение ощущений заключается также в том, что они всегда эмоционально

окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического

действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из

двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый

кажется легче. второй – тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних

органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.

Не случайно в языке слова «чувствительность» (имеется в виду

характеристика познавательной функции ощущений) и «чувство» (переживание)

имеют одинаковые корни.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают

желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия,

направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые

необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают

жизнедеятельность человека.

Классификация ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и

соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные,

обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила

представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается

около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие

внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с

раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную

рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды

ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые,

тактильные ощущения – контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или

внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная,

слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и

интероцепцию (ощущение голода, жажды).

По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю

и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по

сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов

выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность

является более древней, чем тактильная.

Предложенные для классификации основания позволяют сгруппировать виды

ощущений в системы и представить их связи и взаимозависимости.

Охарактеризуем различные виды ощущений.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать

ощущения. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. При действии

очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают

возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим.

Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль.

Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной

интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между

интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога

ощущений, или порога чувствительности.

В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной

чувствительности и порог чувствительности к различению.

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва

заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение

данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду

раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен

отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет)

миллимикрон;

колебания, различаемые ухом как звук, занимают область от 20 до 20 тысяч

герц. В настоящее время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего

порогов всех видов чувствительности. Действие на нервную систему

раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается

бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут

подсознательно корректировать движения и действия.

Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со

шкалами непрерывного изменения силы раздражителя (стимула). Начав

воздействие на орган чувств с подпорогового стимула, экспериментатор

постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не

скажет, что у него возникло ощущение. В соответствии с показателями

испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение

производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила

раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор, пока испытуемый

не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько таких измерений,

экспериментатор высчитывает среднее арифметическое всех значений, которое и

считается пороговой силой раздражителя.

Кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т. е.

тем отрезком времени, в течение которого он действует на орган чувств.

Известно, что существует зависимость между силой раздражителя и

длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой

величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того,

чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды)

возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует

обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения,

тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны

для каждого человека. Эту психологическую закономерность ощущений должен

предусматривать учитель, особенно в начальных классах. Иногда встречаются

дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они

отчетливо видели и слышали, нужно создать условия для наилучшего различения

речи учителя и записей на доске.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении

жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому

возрасту высшего уровня.

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также

порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе

действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различение в

силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к

различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или

уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Попросите двух-

трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что

каждый из испытуемых нанесет свою среднюю точку. Измерьте миллиметровой

линейкой, кто разделил более точно, – у этого испытуемого и будет лучшая

чувствительность к различению.

Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило

сформулировать следующий закон, справедливый для раздражителей средней

силы, т. е. не приближающихся к нижнему или верхнему порогам абсолютной

чувствительности:

отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина

постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления

(тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального

раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3, 4 г, чтобы

почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений

эта константа равна 1/10, для зрительных – 1/100.

Чувствительность к различению, как отмечает Б. Г. Ананьев, является

источником сложного мыслительного процесса – сравнения. В развитии

различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову.

Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает

внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств

отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому

совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно

связано с развитием речи в процессе обучения.

Адаптация. Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно

действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда

человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода

исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех

видах чувствительности, кроме болевой

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая

адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не

замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая – в

слуховых, холодовых С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых

ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация

к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию. Течение

темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату,

человек вначале ничего не видит, через 3 – 5 минут начинает хорошо

различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает

чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение

чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в

рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового

аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.