на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки

плоскому утиному клюву. Вдоль разреза «рта» видны ряды мелких пластинчатых

зубчиков. Такими же зубчиками усеяны края большого мясистого языка. Зубчики

надклювья, подклювья и языка образуют единый цедильный аппарат наподобие

«китового уса». Язык работает как поршень, которым утка засасывает внутрь

воду, а затем, сомкнув челюсти, выжимает тем же языком воду как бы сквозь

сито зубчиков. На поверхности «сита» в массе остаются мельчайшие

планктонные организмы — одноклеточные водоросли, дафнии и прочие крошечные

рачки и растительные остатки, которые и не видны невооруженным глазом. Так

утка «из ничего», из, казалось бы, «пустой» воды, добывает пропитание,

наращивая массу и получая энергию для поддержания жизнедеятельности.

Гуси — наиболее травоядные из всех птиц. Они в основном щиплют молодую

траву, особенно нежные побеги осок по кромке водоемов. У аистов и цапель

клюв длинный, с особенно сильным подклювьем. Таким длинным клювом в

сочетании с длинной шеей и ногами, позволяющим вознестись для хорошего

обозрения над поверхностью кормового субстрата, удобно выхватывать добычу

как из воды, так и из зарослей травы. Аисты предпочитают медленно бродить

по мелководью, сырому лугу и даже пашне, разыскивая добычу и схватывая ее

своим сильным клювом. Добычей может быть мелкая рыбешка, лягушка, ящерица и

даже мышь. Есть птица, которая использует длинный клюв подобно дротику,

пронзая им рыбу насквозь. Такова змеешейка. В соответствии с названием, эта

тропическая птица напоминает баклана с очень длинной гибкой шеей и с

цаплевым клювом.

Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных,

загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные и

изогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще более

изогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым

берегам горных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы

длинные и прямые. Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах,

временно заливаемых приморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой

степи. Также длинные и прямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его

кузенов — бекасов и дупелей, живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все

эти кулики зондируют почву клювом, конец которого, с одной стороны,

чувствителен к копошащимся в почве личинкам и червям, а с другой — обладает

некоторой пластичностью и может приоткрываться, чтобы ухватить найденную в

мягком субстрате добычу. Невелики клювы у зуйков, полюбивших песчаные

берега рек и морских побережий. Это собиратели, которые не могут проникнуть

клювом глубоко в песок и более полагаются на свои глаза и ноги — им

приходится активно передвигаться по субстрату. Некоторые из куликов «шарят»

своим клювом, переворачивая в поисках червей и рачков камешки на литорали.

Их так и называют — камнешарками. Небольшие кулики плавунчики — большие

оригиналы. Они плавают, подобно уткам, и кормятся на воде. Но клювы у них

не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные. Степенно процеживать воду они

не могут, приходится без конца вертеться на воде, чтобы склевывать

сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3].

Обо всем этом и многом другом можно узнать из замечательных произведений

В. Бианки.

Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе».

Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические

произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), Как Муравьишка

домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них

(Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал также

повести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки,

1945 и др.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь,

1945 и др).

Бианки много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России,

Северу. Для творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже

написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до

самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная

газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957),

ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для

детей.

В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью

парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались

писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии

«Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов,

мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимом писателе

А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».

За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок,

повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические

заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были

изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки

мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг:

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были

доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых,

сохранивших в душе ребенка».

Вот несколько изданий, которые можно найти или в книжных магазинах,

или в библиотеках:

Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000. —

127 с.: ил.

Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998. — 10

с.: ил. — (Семицветик).

Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.:

РОСМЭН, 1996. — 86 с.: ил. — (Художник Е.Чарушин — детям).

Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999. —

79 с.: ил.

Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.:

Дет.лит., 1990. — 11 с.: ил.

Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит в том, что

они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат

смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на

болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себе пусть

маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главным

открытием для вашего ребенка.

Заключение

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического

воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно

рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется,

поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном,

виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

Литература способствует умственному развитию детей, их логическому

мышлению и речи.

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в

экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о

единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение,

фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал,

заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.

Список использованной литературы

1. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию

старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.

2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва,

«Просвещение», 1993 г.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления

с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г.

4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений

личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.

5. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского

сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985

6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей»,

Москва, «Новая школа», 1993 г.

7. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-

Запад, 1993. – 446 с.

8. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ Сост. В. Волина. – М.:

Просвещение. 1991. – 368 с.

9. Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. — №

3. — С. 34—39.

Приложение 1.

1. Тема: В. Бианки «Первая охота»

Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности,

развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

1. Чтение сказки «Первая охота».

2. Беседа и обсуждение.

Вопросы:

- Какие звери попадались Щенку на охоте?

- С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

- Почему Щенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)

- Почему Щенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на

пестрый лоскут)

- Куда спряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?

- Каких птиц вы еще знаете?

- Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?

3. Рисунок по теме. Обсуждение работ.

4. Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою, Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой.

5. Викторина

Загадки про птиц

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири).

И в лесу, заметьте дети,

Есть лесные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши: прячутся, дрожа.

Очень уж суровы

Филины и … (совы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(соловей)

Верещунья, белобока,

Изовут ее … (сорока).

Не царь, а в короне, не всадник,

А со шпорами (петух).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?.. (цапля)

2. Тема: В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе,

наблюдательность, развивать память, речь, мышление.

Ход занятия

1. Введение в тему.

–Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка?

(гнездо)

– Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем

это из рассказа Виталия Бианки.

2. Чтение рассказа «Лесные домишки».

3. Обсуждение. Вопросы:

- Расскажите как потерялась Ласточка-береговушка?

- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому?

- Где живет Зуек? (в камнях)

- Какой домик у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик

Береговушке? Почему?

- Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу? (осы)

- На что похож домик иволги? (на плетеную корзиночку)

- Почему домик Иволги не понравился Береговушке? (качается)

- Где жила Пеночка? (в шалашике в траве?) Почему не осталась у ней

Береговушка?

- Какой домик у Чемги? (посреди воды на тростниковом островке)

- Кто еще живет в домиках на дереве? (белки)

- Нашла ли Береговушка свой домик?

- Где находился домик Ласточки-Береговушки?

- Ребята, чей домик вам больше всего понравился?

- Чей домик вам показался самым удивительным?

- Хотите нарисовать птичек и их домики?

4. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик

понравившейся птички.

5. Чтение разучивание стихотворения В. Бардадыма «Ласточка»

Ласточка

- Спой мне ласточка, - прошу,

А она в ответ:

- Спешу! –

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула

Целый день забот полна –

Домик строила она.

Дни прошли. Опять прошу,

А она в ответ:

- Спешу!

Считаны минутки!

У меня малютки.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.