на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогическая характеристика детей школьного возраста

сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового

возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной

системы, мыслительной деятельности.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений,

моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении,

еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей,

противоречия жизни.

Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В

зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет

складываться его личность.

Старший школьный возраст (15-18 лет).

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие

человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное

развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий.

Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений,

характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения,

бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков,

надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются

ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

2. Противоречия подросткового возраста.

Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это

слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка.

В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения

духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного

труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального,

эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и

таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с

подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства,

которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть

ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в

детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться

глухим к человеческой беде.

Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло.

Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом

возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и

переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он

же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение

мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое

состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем.

Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка

мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто

приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества

попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние?

Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не

то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их

невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом

и есть мастерство и искусство воспитания.

«Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем

глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень

трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в

детские годы».1

Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов

человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том,

хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он

выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте

такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо

подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства.

Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие

преподносит отрочество.

«Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за

растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он

начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми»

явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в

землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом

через несколько лет пришел любоваться цветком».2

________________________________________________________________

1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.271.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.314-315.

В истине: «дети – радость жизни» - глубокий смысл, но и глубокое

противоречие. Ребенок сам по себе не может быть источником радости. В

человеке, который повторяет отца и мать на новой основе, настоящим

источником радости для отца и матери является то, что они сумели вложить в

него. В любви к детям раскрывается наивысшее человеческое качество –

чувство собственного достоинства. Как открытие переживает подросток мысль:

«Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со

взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род

занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если

в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения

зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот

фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования

родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и

характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия

характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей

степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и

социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае

последовательно и вместе с тем четко и рационально:

- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их

обсуждение подростком;

- власть используется ими в меру необходимости;

- в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

- родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не

считают себя непогрешимыми;

- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются

только его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это

стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль

вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и

нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся

необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и

пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка

ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой

информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без

надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует

формированию личности со слабым «Я».

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его

приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим

классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»

эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу,

неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и,

с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом

противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом,

ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об

идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда

доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его.

Беспристрастность – плохой воспитатель.

Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не

любит, чтобы его воспитывали.

«Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка.

Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к

окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными,

предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

сверстника».1

________________________________________________________________

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1975 г.

В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее

говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют

у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт

наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу

друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества,

которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые

этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

указывают на какие-то другие свои достижения.

И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической

защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые

сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё

положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Мы обращаемся к И.С.Кону, так как он по нашему мнению наиболее

доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

образа «Я» у юношества.

«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в

психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.