сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового
возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной
системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений,
моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении,
еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей,
противоречия жизни.
Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В
зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет
складываться его личность.
Старший школьный возраст (15-18 лет).
В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие
человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное
развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий.
Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений,
характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения,
бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков,
надежд и мечтаний.
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются
ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.
Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.
2. Противоречия подросткового возраста.
Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это
слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка.
В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения
духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного
труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального,
эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и
таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с
подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства,
которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть
ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в
детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться
глухим к человеческой беде.
Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло.
Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом
возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и
переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он
же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение
мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое
состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем.
Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка
мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто
приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества
попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние?
Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не
то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их
невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом
и есть мастерство и искусство воспитания.
«Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем
глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень
трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в
детские годы».1
Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов
человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том,
хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он
выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте
такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо
подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства.
Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие
преподносит отрочество.
«Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за
растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он
начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми»
явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в
землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом
через несколько лет пришел любоваться цветком».2
________________________________________________________________
1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.271.
2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.314-315.
В истине: «дети – радость жизни» - глубокий смысл, но и глубокое
противоречие. Ребенок сам по себе не может быть источником радости. В
человеке, который повторяет отца и мать на новой основе, настоящим
источником радости для отца и матери является то, что они сумели вложить в
него. В любви к детям раскрывается наивысшее человеческое качество –
чувство собственного достоинства. Как открытие переживает подросток мысль:
«Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».
Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со
взрослыми.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если
в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения
зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот
фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей.
Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем четко и рационально:
- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их
обсуждение подростком;
- власть используется ими в меру необходимости;
- в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
- родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не
считают себя непогрешимыми;
- родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются
только его желаниями.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это
стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль
вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и
нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся
необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и
пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»
эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу,
неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и,
с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом
противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом,
ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об
идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда
доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его.
Беспристрастность – плохой воспитатель.
Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не
любит, чтобы его воспитывали.
«Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка.
Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к
окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными,
предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника».1
________________________________________________________________
1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1975 г.
В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее
говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют
у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт
наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу
друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества,
которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые
этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих
умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся
учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем
вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической
защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые
сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё
положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,
апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут
вообще не проявляться.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как
на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат
отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.
Мы обращаемся к И.С.Кону, так как он по нашему мнению наиболее
доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и
образа «Я» у юношества.
«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не
только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в
психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|