человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного
развития. Степень удовлетворённости человека жизнью, мера его счастья
непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его "реальное Я" и
"идеальное Я" согласуются между собой.
3. Проблема периодизации развития личности. Варианты решения социологией,
психологии, педагогики.
В социологии и педагогике под личностью понимается совокупность социально
значимых особенностей конкретного человека. Личность в психологии —-
системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и
общении. Социология, психология и П рассматривают человека не только как
единичного представителя рода человеческого, но и как члена социальной
группы, своеобразного «социальный атол». Становление личности происходит в
процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества,
что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные
роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента,
мужа и т.д. Развитие личности идет всю жизнь и его можно условно поделить
на периоды. Варианты периодизации различны. В социологии периоды
рассматриваются с т.зр. включенности в общественную жизнь. (стадии
социализации): адаптация (маленькие дети), индивидуализация (подростковый
период), интеграция (совместный труд, желание найти свое место), трудовая
стадия (активное воздействие на общество), послетрудовая. В психологии
критерием определения личности является уровень психического развития.
Психологические периоды развития личности обусловлены различием в мышлении,
памяти, воображении и т.д. В психологии различают сенситивные периоды —
наиболее благоприятные для развития тех или иных функций (наиболее
чувствительные для формирования тех или иных черт характера): от 2–3 лет до
9–10 лет закладываются основы характера —доброта, общительность,
отзывчивость – в наиболее ранний период; дошкольный и школьный возраст —
трудолюбие, аккуратность, добросовестность; подростковый период – волевые и
нравственные черты характера. Леонтьев считал, что: 1-ое рождение личности
в 3 года, 2-ое рождение личности происходит в подростковый период (с 12
лет) – возникает необходимость удовлетворения своих новых потребностей.
Встречается и другая периодизация, например. периодизация, связанная с
возможностями логического мышления основывается на закономерности замены
мышления допонятийного (где выступают конкретные образы) мышлением
понятийным (абстрактным). Периоды: 1.Ребёнку 2-3 года — раннее детское
мышление. 2.Ребёнку 4-6 лет. Дети используют элементы объективного сходства
двух предметов. 3.Школьный возраст (7-10 лет). Дети могут объединить группу
предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки,
характеризующие эту группу. 4.Подростковый возраст 11-14 лет. Появляется
понятийное мышление, однако ещё не совершенное, поскольку первичные понятия
сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными.
5.Юношеский возраст. 6.Взрослый возраст. В П периодизация становления
личности связана с особенностями процессов воспитания, задачами и методами
П. Различают периоды: дошкольный, младший школьный, старший школьный
возраст. На вполне определенные периоды жизни человека накладываются (в
идеале) вполне определенные парадигмы современной П. Например,
|Период жизни |Парадигма |
|Детский сад, школа, |Педагогическ|
|ПТУ |ая |
|Высшие учебные |Андрологичес|
|заведения |кая |
|Профессиональная |Коммуникатив|
|деятельность |ная |
4. Типичные, особенные, индивидуальные хар-ки личности школьника.
Школьнику для успешного усвоения школьной программы необходимо обладать
определенными характеристиками: типичными, присущими всем; особенными и
индивидуальными.Типичные характеристики личности Ш должны отвечать системе
требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования к уровню
развития школьника, необходимом для ответственного отношения к учебе,
управления своим поведением, выполнение умственной работы, установление со
взрослыми и сверстниками взаимоотношений. Готовым к школе можно считать
ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической,
нравственной и мыслительной деятельности. Соответствующий уровень
психологического и умственного развития, необходим для усвоения знаний,
участия в общей деятельности, умения принимать систему требований,
предъявляемых школой и учителем. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен
уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
уметь связно, последовательно описывать предметы, картины, события;
передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Физические
характеристики должны свидетельствовать о биологической зрелости ребенка
(т.е. все параметры его развития — развитие грудной клетки, мелкой
мускулатуры пальцев рук, ловкость, быстрота, точность и др.). Среди
психологических характеристик школьника должны быть: желание ребенка
учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением;
трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, на-стойчивость. К особым
психологическим качествам относятся: наличие у него соответствующих мотивов
обучения — отношение к нему как к важному, общественно значимому делу,
стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Индивидуальные характеристики могут включать: различную степень
любознательности, умственной активности, управляемости поведения,
произвольность внешнего двигательного поведения обеспечивает ребенку
возможность выдерживать школьный режим, в частности организованно вести
себя на уроках. Зарубежные авторы считают признаками школьника: быть зрелым
в умственном, эмоциональном и соц отношениях. К умственной области авторы
относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному
вниманию, аналитическому мышлению и т.п. под эмоци зрелостью они понимают
эмоц устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка.
Соци зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со
способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а
также со способностью взять на себя соц роль школьника.
5. Различные подходы к пониманию сущности воспитания обучения образования
как пед процессов.
Пед процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее
обучения, образования, воспитания. Существуют различные взгляды на
следующие моменты воспитанию: идейно-политическую направленность
воспитания, роль уч-ся в процессе обучения, доступность обучения, связь
образовательных, развивающих и воспитательных процессов. Восп – одна из
сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного
опыта. Восп тесно связано с обучением. Восп – работа с чувствами, мотивами,
эмоциями. Обуч – работа с умом человека, направленная на становление
познавательных процессов человека, его способностей, приобретение знаний,
умений, навыков. Следует различать понятия – восп как процесс и восп как
результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан,
подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате
воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования.
Смысл восп и образования— это формирование такой личности, которая
гармонично влилась бы в общество. Т.е. понимание сущности восп, обуч и
необходимого объема образования связано с состоянием и требованиями
общества. В отечественной П в различные времена содержание воспитания
менялось, приобретая то большую общественную, то гос, то личностную
направленность. После революции общим принципиальным положением П стало
преобладание общественной направленности (воспитание должно готовить
человека к активной общественной и счастливой личной жизни). Опираясь на
этот принцип П во времена СССР успешно проводят в жизнь идеологические
установки. Воспитание было ориентировано на поддержку и упрочение гос
строя. П решала проблемы воспитания подрастающего поколения в соответствии
с гос стратегией формирования социально необходимого типа личности, т.е.
осуществляло гос заказ в сфере воспитания. Если гос и общественные интересы
при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то
это естественно. При рассогласовании целей гос, общества и личности
реализация этого принципа затрудняется, становится невозможной, приводит к
застою П. После начала реформ требования общества к системе образования
изменились, происходит реформирование, пересмотр многих положений П. Для
преодоления процесса огосударствливания образования в Р создана сеть
частных школ и высших учебн заведений. Современная П освободилась от гос
надзора, шагнула далеко вперед, стала использовать достижения западной
науки. П как наука о воспитании на текущий момент имеет в своем арсенале
четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс:
педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. (см
парадигмы) С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восьмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. В настоящее время современная П считает основными
закономерностями воспитания и обучения: направленность на гармоническое
развитие личности, активно-деятельностный характер обучения, проявление
уважения к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения,
раскрытие особенностей и творческих задатков. Основные принципы обучения
(дидактические принципы: а)обучение должно быть научным, б) наглядность
обучения; в)активность и сознательность обучения; д)доступность обучения;
е)систематичность и последовательность обучения; ж)прочность обучения;
з)единство обучения, развития и воспитания уч-ся.
6. Проблема целепологания. Цели и задачи современного воспитания и
образования отечественной системы.
Одна из важнейших проблем П — определение цели воспитания и
образование(т.е. прогнозируемых результатов в подготовке подрастающих
поколений к жизни). Цель, знание целей даёт педагогу чёткое представление о
том, какого человека он должен формировать. Задачи воспитания (имеют
непосредственное отношение к определению содержания и методики
воспитательной работы). Например, если цель школы - воспитать строителей
коммунизма, то и задача будет соответствующей, и наука будет использована
для воспитания послушных, мало самостоятельно размышляющих исполнителей.
Таким образом, между целями, содержанием и методами воспитания существует
органическое единство. Правильное определение целей и содержания
образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества. С изменением общества изменялась и понятия, особенно
относительно целей воспитания и объема образования (раньше — восмилетнее
обязательное образов, сейчас — среднее, в Японии — переход на всеобщее
высшее). Существуют различные взгляды на следующие моменты воспитанию:
идейно-политическую направленность воспитания, роль уч-ся в процессе
обучения, доступность обучения, связь образовательных, развивающих и
воспитательных процессов. Целью современного восп и образ является:
формирование гармонично развитой личности имеющей професс подготовку
соответствующую современным требованиям общества. Задачами являются:
создание условий для самореализации личности; обеспечение уровня знаний
адекватного мировому уровню; интеграция личности в системы мировой и нац
культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное
общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство
и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование
любого уровня должно обеспечивать получение профессии и соответствующей
квалификации. Содержание воспитания образования должно содействовать
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
7. Модернизация содержания образовательной отечеств системы
С изменением общества изменялась содержание отеч образ системы. Система
образования в Р — это: 1. совокупность образов программ и гос образов
стандартов; 2. различных образов учреждений; 3.системы органов управления
образованием. Образов программа определяет содержание образования. В Р
Страницы: 1, 2, 3, 4
|