на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика в Древнем Риме

и gens существовавших в республиканское и императорское время,

имели свои определенные отличия, что прямым образом сказывалось на

их роли в социальных отношениях среди членов общины. Род царской

эпохи носил гетерогенный, общинный характер, когда родовые

организации поздней эпохи уже не составляли общин, а определялись

лишь общностью имени и культов, и сокращали в общем экзогамию, хотя

практически люди отходили от запретов на браки даже в границах

шести степеней родства. Эти явления отражают усиление роли семьи в

связи с утверждением частнособственнических начал. Римская семья в

основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное

значение играло участие в военных походах, которые обычно

начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось,

кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были

те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных

территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не

входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия

в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на

землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали

на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи

занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.

Эти особенности жизни патриархального родового Рима

обусловили и характер воспитания, который можно определить краткой

формулой:

воспитание в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-

воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под

руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством

матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на

суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи.

Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях

отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.

1.2. Римская цивилизация эпохи республики.

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев

и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы

права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного

трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из

плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и,

наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и

неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не

подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената,

имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение

роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га.

земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская

патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти

являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы

исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на

один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они

также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их

тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной

должностью государственного управления были цензоры, которые

выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения,

перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию

входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались

различные принципы государственного управления:

демократический принцип олицетворяло народное собрание

и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат,

монархический принцип- два консула, один из которых был плебеем.

Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе

всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным

государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным

противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген- город,

являвшийся столицей крупного и богатого государства,

расположенного по островам и побережью западного

Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на

территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном

получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г

до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима,

подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с

лица земли.

В результате пунических войн и победы Рима его территория

сильно разрослась и следовательно обострились те проблемы, которые

были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее

истории а именно: проблемы гражданства и получения земли. В 133 г.

до н.э еще в ходе Пунических войн Тиберием Гракхом, избранному

народным трибуном, сенату была предложена земельной реформа, суть

которой сводилась к следующему: он предложил ограничить количество

земли, которую получали в аренду из общественных полей граждане

Рима, до 500 югеров на одного гражданина (1 югер=2523 квадратных

метра), также ограничивалось количество земли во владении у одной

семьи, в независимости от количества детей, до 1000 югеров. Эта

реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и в

конечном итоге Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты.

Таким образом, земельная реформа заглохла. Но спустя 10 лет Гай

Гракх - брат Тиберия Гракха, бывший наместником провинции на

Сицилии- первой римской провинции, был также избран народным

трибуном и предложил сенату продолжить земельную реформу, а также

предоставить гражданские права союзникам Рима- италикам, так

обобщенно назывались все племена , населявшие Аппенинский

полуостров. Однако сенат не пошел на эти реформы. Гай Гракх также

был убит. Но борьба за гражданские права, а следовательно и за

землю продолжается и в 91 г. до н.э. начинается «Союзническая»

гражданская война - война италиков за гражданские права, которая

продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не

выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На

этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это

значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные

коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали

играть какую-либо заметную роль. Первый век до н.э- это важнейший

этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все

политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух

направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления -

это ,в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали

власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская

верхушка). Второе направление- это популяры. Сторонники этого

направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления

гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких

представителей этого направления был известный полководец Гай

Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные

процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические

войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила

менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства

множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и

Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения,

культуру этих народов, и особенно это относится к кульре греков-

эллинов. Возникло движение, названное филэлинизмом, которое

выступало внедрение греческих культурных ценностей. Они изучали

философию, литературу, искусство; они приглашали греков в качестве

учителей для своих детей. Тогда же возникло и аппозиционное

движение, которое возглавил сенатор Катон. С этой стороны

утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне

должны заниматься только войной. Протест некоторой части римского

общества греческому влиянию - это протест коллективизма

индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме

появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической

принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где он воспел

славу Рима, утверждал, что Рим - лучшая политическая система в

истории человечества. Единственное, что перенималось римлянами у

греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это

было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания были

необходимы для ориентировки.

Как уже было сказано, в результате Пунических войн территория

Римского государства разрастается и для эффективного управления ею

необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было

две попытки получить диктаторские полномочия. Первая из них связана

с именем полководца Сулы. Которому в первой половине 1 века до

н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров,

который грозил перерасти в гражданскую войну сенат

предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами

предотвратил начало гражданской войны. Второй фигурой, получившей

диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, известный и

талантливый полководец, который сначала был наместником Испании, а

затем, став наместником небольшой части Галлии, принадлежавшей

Риму, сумел за 10 лет покорить всю Галлию, что до него никому не

удавалось. Кроме полководческого таланта Цезарь имел и литературный

талант, ему принадлежат такие произведения, как «Записки о Гайской

войне», «Записки о гражданской войне», где восхищает отточеность

каждой фразы. Он получил диктаторские полномочия следующим образом:

организовался триумвират, т.е. весь авторитет власти сосредоточился

в руках трех персон. Помпея, Красса и Цезаря, который находился в

Галлии. После гибели Красса, Помпеи стал фактически полновластным

правителем в Риме, сенат, чтобы не допустить единоличной власти

Помпея, обратился к Цезарю с тем, чтобы он вернулся в Рим ограничил

власть Помпея. Десятого января 49 г. до н.э. Цезарь перешел реку

Рубикон и произнес известную фразу: «Жребий брошен» т.е. он встал

на сторону сената и вскоре Помпеи был, свергнут, Цезарю были

предоставлены уникальные бессрочные диктаторские полномочия. Но

вскоре, однако, сторонники Помпея устроили заговор и убили Цезаря,

это произошло 15 марта 44г до н.э.

После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии

интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря

Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате

которой единственным повелителем огромного государства становится

Октавиан, которого провозглашают Августом (божественным), это

случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое

существование, начался период римской империи.

В республиканском Риме растет рабовладение и на его основе -

расслоение населения. Развиваются города. Свободное население

делилось на привилегированные группы патрициев и всадников и на

людей безработных, лишившихся своих земельных участков.

Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ.

Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения

обусловило де-ление школ на элементарные и грамматические школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.