и gens существовавших в республиканское и императорское время,
имели свои определенные отличия, что прямым образом сказывалось на
их роли в социальных отношениях среди членов общины. Род царской
эпохи носил гетерогенный, общинный характер, когда родовые
организации поздней эпохи уже не составляли общин, а определялись
лишь общностью имени и культов, и сокращали в общем экзогамию, хотя
практически люди отходили от запретов на браки даже в границах
шести степеней родства. Эти явления отражают усиление роли семьи в
связи с утверждением частнособственнических начал. Римская семья в
основном занималась земледелием, также в жизни римлян огромное
значение играло участие в военных походах, которые обычно
начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось,
кроме патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были
те, кто пришел в Рим после его основания или жители покоренных
территорий. Они не были рабами, это были свободные люди, но они не
входили в состав родов, курий и триб, а потому не принимали участия
в народном собрании, не имели никаких политических прав. Прав на
землю они также не имели, поэтому для получения земли они поступали
на службу к патрициям и арендовали их земли. Также плебеи
занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.
Эти особенности жизни патриархального родового Рима
обусловили и характер воспитания, который можно определить краткой
формулой:
воспитание в родовом Риме было семейным воспитанием землевладельцев-
воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под
руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством
матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на
суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу-главе семьи.
Мальчики обучались также военному искусству. В некоторых семьях
отец обучал мальчика чтению, счёту, письму.
1.2. Римская цивилизация эпохи республики.
Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев
и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы
права плебеев увеличиваются. В сенате вводится должность народного
трибуна, которые отстаивали права плебеев. Трибуны избирались из
плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и,
наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и
неприкосновенной. Трибуны имели большие права и власть: они не
подчинялись сенату, могли накладывать вето на постановления сената,
имели большую судебную власть. В этот период происходит ограничение
роста земель у граждан Рима, каждый мог иметь не более 125 га.
земли. В 3 веке до н.э. окончательно оформляется римская
патрицианско-плебейская община. Органами государственной власти
являлись сенат, народное собрание, магистратуры-органы
исполнительной власти. Магистры избирались народным собранием на
один год. Высшей военной и гражданской властью обладали консулы они
также обладали высшей судебной властью и управляли провинциями, их
тоже избирали народные собрания на один год. Еще одной важной
должностью государственного управления были цензоры, которые
выбирались раз в пять лет и осуществляли перепись населения,
перевод граждан из одного разряда в другой, в их компетенцию
входили религиозные вопросы. В римской республике совмещались
различные принципы государственного управления:
демократический принцип олицетворяло народное собрание
и трибуны, аристократический принцип олицетворял сенат,
монархический принцип- два консула, один из которых был плебеем.
Благодаря постоянным, непрерывным войнам Рим сначала подчиняет себе
всю Италию, а к концу периода республики Рим становится огромным
государством, подчинившим себе все Средиземноморье. Основным
противником, с которым пришлось столкнуться был Карфаген- город,
являвшийся столицей крупного и богатого государства,
расположенного по островам и побережью западного
Средиземноморья. Сам город Карфаген находился в Африке на
территории современного Туниса. Войны между Римом и Карфагеном
получили название Пунических, они продолжались с перерывами с 264г
до н.э. по 146 г до н.э. и закончились полной победой Рима,
подчинением ему всех земель противника, а сам Карфаген был стерт с
лица земли.
В результате пунических войн и победы Рима его территория
сильно разрослась и следовательно обострились те проблемы, которые
были характерны для Римской цивилизации на протяжении всей ее
истории а именно: проблемы гражданства и получения земли. В 133 г.
до н.э еще в ходе Пунических войн Тиберием Гракхом, избранному
народным трибуном, сенату была предложена земельной реформа, суть
которой сводилась к следующему: он предложил ограничить количество
земли, которую получали в аренду из общественных полей граждане
Рима, до 500 югеров на одного гражданина (1 югер=2523 квадратных
метра), также ограничивалось количество земли во владении у одной
семьи, в независимости от количества детей, до 1000 югеров. Эта
реформа встретила сопротивление крупных землевладельцев и в
конечном итоге Тиберий Гракх и 300 его сторонников были убиты.
Таким образом, земельная реформа заглохла. Но спустя 10 лет Гай
Гракх - брат Тиберия Гракха, бывший наместником провинции на
Сицилии- первой римской провинции, был также избран народным
трибуном и предложил сенату продолжить земельную реформу, а также
предоставить гражданские права союзникам Рима- италикам, так
обобщенно назывались все племена , населявшие Аппенинский
полуостров. Однако сенат не пошел на эти реформы. Гай Гракх также
был убит. Но борьба за гражданские права, а следовательно и за
землю продолжается и в 91 г. до н.э. начинается «Союзническая»
гражданская война - война италиков за гражданские права, которая
продолжалась до 88 г до н.э, под напором этих требований сенат не
выдержал и в 90 г до н.э предоставил италикам гражданские права. На
этом заканчивает свое существование римская гражданская община. Это
значит, что народные собрания трибутные коммиции и куриатные
коммиции (соответственно собрание по трибам и по гуриям) перестали
играть какую-либо заметную роль. Первый век до н.э- это важнейший
этап в жизни Римской цивилизации, он ознаменован тем, что все
политическая жизнь в римском обществе развивалась в двух
направлениях: оптиматы (наилучшее) сторонники этого направления -
это ,в основном плебейско-патрицианская верхушка. Они защищали
власть сената и позицию нобилитета (патрициат и плебейская
верхушка). Второе направление- это популяры. Сторонники этого
направления требовали проведения аграрных реформ, предоставления
гражданских прав, усиление власти народных трибунов. Одним из ярких
представителей этого направления был известный полководец Гай
Марий. Это в политической жизни римского общества, но в это важные
процессы происходили и самом обществе, его менталитете. Пунические
войны не только территориально прирастила Рим, но и изменила
менталитет римлянина, благодаря включению в состав государства
множества этнических групп трех частей света: Европы, Азии и
Африки. Так или иначе, римляне стали воспринимать достижения,
культуру этих народов, и особенно это относится к кульре греков-
эллинов. Возникло движение, названное филэлинизмом, которое
выступало внедрение греческих культурных ценностей. Они изучали
философию, литературу, искусство; они приглашали греков в качестве
учителей для своих детей. Тогда же возникло и аппозиционное
движение, которое возглавил сенатор Катон. С этой стороны
утверждалось, что греческое влияние разлагает общество, что римляне
должны заниматься только войной. Протест некоторой части римского
общества греческому влиянию - это протест коллективизма
индивидуализму. Тем не менее, нужно сказать, что в это время в Риме
появляется такая интересная фигура как Полибий - грек по этнической
принадлежности, который написал «Всеобщую историю», где он воспел
славу Рима, утверждал, что Рим - лучшая политическая система в
истории человечества. Единственное, что перенималось римлянами у
греков без сопротивления - это астрономические знания и вызвано это
было тем, что при долгих и дальних военных походах эти знания были
необходимы для ориентировки.
Как уже было сказано, в результате Пунических войн территория
Римского государства разрастается и для эффективного управления ею
необходима сильная единоличная власть. В Римской республики было
две попытки получить диктаторские полномочия. Первая из них связана
с именем полководца Сулы. Которому в первой половине 1 века до
н.э в напряженный момент противостояния оптиматов и популяров,
который грозил перерасти в гражданскую войну сенат
предоставил диктаторские полномочия. Суда жесткими мерами
предотвратил начало гражданской войны. Второй фигурой, получившей
диктаторские полномочия был Гай Юлий Цезарь, известный и
талантливый полководец, который сначала был наместником Испании, а
затем, став наместником небольшой части Галлии, принадлежавшей
Риму, сумел за 10 лет покорить всю Галлию, что до него никому не
удавалось. Кроме полководческого таланта Цезарь имел и литературный
талант, ему принадлежат такие произведения, как «Записки о Гайской
войне», «Записки о гражданской войне», где восхищает отточеность
каждой фразы. Он получил диктаторские полномочия следующим образом:
организовался триумвират, т.е. весь авторитет власти сосредоточился
в руках трех персон. Помпея, Красса и Цезаря, который находился в
Галлии. После гибели Красса, Помпеи стал фактически полновластным
правителем в Риме, сенат, чтобы не допустить единоличной власти
Помпея, обратился к Цезарю с тем, чтобы он вернулся в Рим ограничил
власть Помпея. Десятого января 49 г. до н.э. Цезарь перешел реку
Рубикон и произнес известную фразу: «Жребий брошен» т.е. он встал
на сторону сената и вскоре Помпеи был, свергнут, Цезарю были
предоставлены уникальные бессрочные диктаторские полномочия. Но
вскоре, однако, сторонники Помпея устроили заговор и убили Цезаря,
это произошло 15 марта 44г до н.э.
После смерти Цезаря развернулась борьба за власть после серии
интриг, в которых основными участниками были сподвижник Цезаря
Антоний, его внучатый племянник Октавиан и сенат, в результате
которой единственным повелителем огромного государства становится
Октавиан, которого провозглашают Августом (божественным), это
случилось в 30 г до н.э. На этом римская республика прекратила свое
существование, начался период римской империи.
В республиканском Риме растет рабовладение и на его основе -
расслоение населения. Развиваются города. Свободное население
делилось на привилегированные группы патрициев и всадников и на
людей безработных, лишившихся своих земельных участков.
Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ.
Расслоение его по имущественному признаку и знатности происхождения
обусловило де-ление школ на элементарные и грамматические школы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|