на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА

- факультет музыки -

К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О Т А

Тема: «Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего

школьного возраста на уроках музыки. Методика работы».

Руководитель: профессор Раабен Л. Н.

Исполнитель: студентка 4-го курса 2 гр. д/о Матюхина И. А.

Санкт-Петербург

1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление………………………………………………………….……….. 3

2. ГЛАВА 1

- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в

конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8

- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Болгария)

……………………………………………………….…………………... 18

- значение хорового пения как процесса формирования творческих

способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20

3. ГЛАВА 2

- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного

возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литературе и

обобщение собственного опыта .…………………………………… 23

- экспериментальная работа:

а) вокально-хоровые упражнения

1 класс……………………………………………………………………. 32

2-3 классы………………………………………………………………... 33

б) работа над песней…………………………………………………… 34

- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38

5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40

ВСТУПЛЕНИЕ

Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках

общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная

система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт

благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища.

Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению

начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу

не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного

плана.

Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о

преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к

тому способности. Или, говоря по- другому, «материальные возможности». К

счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях,

такие средства находились.

«Гимназиям нашли весьма есть отрадных факты, что некоторые наставники,

будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры их

учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них

чувство религиозности, чувство изящного и чувство патриотическое… в высшей

степени желательно, чтобы пример таких преподавателей, которые будут всегда

особенно дороги для своих учеников, не остался без подражания….»1).

Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных

женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в

качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена Святой

Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет)

ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение

распадалось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось

с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были

домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили

произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к

окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения (с

инструментом и a`capella). Примерно по такому же плану было организовано

музыкальное воспитание в других женских институтах.

В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных,

Дело обстояло совсем иначе. «Оттого и происходит, что в школе, например,

есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с

художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а

картины никого не радуют….»2).

Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений

«такого типа». Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях

такие занятия музыкой.

В нашем веке хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого

развития детей. Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века

дали мне возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения

младших школьников и сделать определённые выводы о состоянии интересующего

меня вопроса в современности.

В реализации задач музыкально- эстетического воспитания школьников

важное место занимает исполнительская деятельность в условиях школьного

урока музыки. К такому выводу пришли участники конференции, состоявшейся в

Университете педагогического мастерства в 1995 году. Конференция была

посвящена развитию у школьников эстетического отношения к музыке. Среди

многих проблем, которые поднимались на конференции, была проблема,

связанная с тем, что в нашем городе так мало «поющих» общеобразовательных

школ, тогда, как известно, одна из важнейших задач, которые решает урок

музыки - научить детей петь.

А, между тем известно, что в Царской России детские хоры были в состоянии

петь трёх- четырёхголосные произведения. Конечно, такие примеры встречаются

и сейчас, но они крайне редки. На мой вопрос: «Почему так происходит?», я

получила довольно пространный ответ:

1. В школе сейчас встречается очень большой процент детей с больным

голосовым аппаратом…..

2. Во многих школах просто не существует хоров, в связи с тем, что учителя

музыки не хотят брать на себя дополнительную нагрузку, так как в хоровой

деятельности. Как нигде, видна работа учителя…..

3. Это нехватка квалифицированных педагогов, которые занимались бы не

посиделками, а профессионально, со знанием дела, прививали детям навыки

хорового пения не только на уроке, но и во внеурочные часы, создавая

хоры.

Последнее мне кажется наиболее актуальным, так как самым главным

является квалифицированность, или подготовка учителя, и его желание как

можно больше дать детям. Между тем хотелось бы отметить, что молодые

учителя далеко не сразу овладевают управлением, певческой деятельностью

учащихся. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогических

учреждениях уделяется много времени формированию навыков концертного

дирижирования и гораздо меньше внимания уделяется навыкам разучивания

хоровых произведений с детским хором. Происходит разрыв между

педагогической практикой студентов и обучением дирижированию. Всё

вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы и определило ёё

актуальность.

Цель работы:

Состоит в исследовании особенностей подготовки младших школьников к

хоровой деятельности, в выявлении комплекса методов, активизирующих процесс

усвоения вокально-хоровых навыков.

Изучение научной и методической литературы, анализ личной практической

работы с хором позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие

навыков хорового пения на уроках музыки становится тогда наиболее

эффективным, когда вокально-хоровое обучение осуществляется с учётом

возрастных и личностных качеств ребёнка.

Объектом исследования являлись уроки музыки, как организационная форма

формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Предмет исследования: теоретические основы процесса формирования

первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения

младших школьников в Царской России, частично за рубежом и в наше время.

2. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных

навыков певческих навыков в начальный период обучения.

3. Разработать систему музыкально-певческого материала (песен и

упражнений), соответствующих вышеназванной задаче.

4. Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогических

приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования

первоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие

методы:

1. Теоретический анализ литературы с точки зрения изучаемой проблемы.

2. Обобщение педагогического опыта, направленного на формирование навыков

хорового пения у младших школьников.

3. Обобщение собственного опыта работы с детским хором в рамках

поставленной проблемы.

4. Экспериментальное изучение путей и методов формирования хоровых навыков

у младших школьников.

Общая методология предполагает формирование у детей творческой

личности, которая способна вести созидательную деятельность.

Экспериментальная работа опиралась на анализ и обобщение передового

опыта ведущих педагогов и методистов и личного исследовательского опыта.

С 1995 года работаю учителем музыки в младших бизнес-классах

Негосударственного Образовательного Учреждения «Деловая волна» на базе

средней общеобразовательной школы № 307 Центрального района.

ГЛАВА 1.

СУЩЕСТВОВАВШИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ В

КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ

20 ВЕКОВ

Конец 19 века в России богат появлением на свет исследованиями по

проблеме хорового воспитания детей.

Среди педагогов последней трети 19 века Степан Васильевич Смоленский

пользовался особой известностью. Впервые в школьное образование Смоленский

ставит проблему единства обучения и воспитания на уроках музыки.

В статье «Заметки об обучении пению» он указывает три главные

задачи:

1. Воспитательная - формирование духовной культуры

2. Образовательная - знание русской музыкальной литературы

3. Развивающая - обучение приёмам пения

Он создаёт учебник, в котором даёт свои методические разработки:

Четырёхтомный «Курс хорового пения», а также « Азбука хорового пения»,

в которой дана методика знаменного пения.

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по

цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был

одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах

школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития

навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений:

аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая

направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра,

ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и

художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично.

Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но

и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский

считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую

очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и

неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе

детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая

содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось

подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской

психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс,

основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он

обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и

интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные

особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.