на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка к школьному обучению детей с ЗПР

количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в

свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности

личности при задержке психического развития.

Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У

детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше,

чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может

наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов

отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной

грамматической категории может быть использован один и тот же

образовательный аффикс (“мост — мостик“ “гроза — грозик“ “соль — солик“).

Как известно, готовность ребёнка к школьному обучению определяется не

только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой

материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети

с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в

формировании способности осознавать речевую действительность как нечто

отличное от предметного мира.

Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР.

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей

способности к учению — это помощь в овладении собственной интеллектуальной

деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-

ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым

структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же

психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного

действия. Это организация внешних действий на специально организованной

ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план. Общее

направление организации практических действий детей и формирования

положительного эмоционального отношения к ним могут выглядеть следующим

образом: от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит

педагогу, — к индивидуальным инициативным действиям ребёнка; от цели,

поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать — к

коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с

соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к

практическим действиям и их результатам; от оценки педагога — к организации

коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения

педагога — к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно

сделанного.

Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и

опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для

расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем

окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий

о мире. Мыслительные действия формируются на основе практических,

переводятся во внутренний план (оперирования представлениями).

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами,

постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих

направлениях: от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их

трудность; от выполнения правил каждым игроком команды — к выполнению

правил только её представителями и так далее.

Значительное внимание уделяется занятиям продуктивными видами

деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). При опоре на

практические действия у детей легче вызвать желание выполнить задание

воспитателя, помочь осознать его составные части, правила выполнения, а

дальше на этой основе учить элементарному планированию предстоящей

деятельности. Опора на практические действия благоприятна и в целях

одновременного формирования у детей соответствующих навыков, умений, а так

же самоконтроля на основе правил задания. В конце работы ребёнок получает

конкретный вещественный результат — создаётся благоприятная обстановка

учить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный

результат с заданным образцом.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической

работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на

общие представления и словесно-логические рассуждения, так необходимые в

учебной деятельности и в школе.

Постепенно усложняются требования к речевому опосредованию

деятельности детей. Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности

является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели,

её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки

адекватности средств достижения, а также представления законченного

продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом,

опосредованным речью.

Усложнение требований к речевому опосредованию идёт в двух

направлениях. Прежде всего — от обязательного проговаривания ребёнком того,

что он должен и как он должен сделать, к самостоятельному вычленению и

речевому оформлению правил, относящихся к способам деятельности; далее — от

принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и

оформлению в речи средств её выполнения и уже на этой основе — к

собственному целеполаганию и планированию деятельности при соответствующем

речевом оформлении. Второе направление этой работы — постепенное

продвижение детей от развёрнутого речевого опосредования предстоящей

деятельности к развёрнутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к

свёрнутому проговариванию «про себя».

Реализации обоих направлений в работе с детьми способствуют специально

подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы:

поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в

задании и планирования предстоящей деятельности; помощь по ходу занятия тем

детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала;

учёт тех детей, которым так и не удалось на групповом занятии понять

задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в

индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля

работы детей — стиля, основой которого является простое подражание,

копирование чужого труда.

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля

осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и

конкретного психологического содержания в соответствии с этапом

деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания

действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе:

необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы

выполнить задание. Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля

на данной ориентировочной основе, организуется система практических

действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить

задание за теми, кто его сформулировал правильно; оценить правильность

повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется

задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить,

соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей

направляется на способы выполнения задания. При этом используются в

основном те же приёмы: проговаривание отдельными детьми вслух для всех

детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка

на этой основе своих действий и т. п.

В определённой последовательности с детьми проводится работа по

обучению их объективной оценке полученного результата — сличению его с

заданием. Как и в предыдущих случаях, предварительно создаётся

ориентировочная основа действия самоконтроля: «Вспомни задание — что нужно

было делать и как нужно было делать, по каким правилам; посмотри, какие

правила ты выполнил, какие не выполнил, какие выполнил неточно».

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ

повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения

проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия

этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен

научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и

работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой

речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их

фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме. Самооценка

отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном

направлении педагога. Если ребёнок в конце концов научится давать

выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом,

причём делать это в развёрнутой речевой форме, то можно считать действие

самоконтроля у него сформированным.

Постепенное усложнение требований к операциональной стороны

деятельности детей на занятиях продуктивными видами деятельности играет

особую роль в формировании у них различных сенсорных действий путём

усвоения ими соответствующих эталонов. Формирование сенсорных действий у

детей осуществляется в процессе решения не только задач на восприятие в их

чистом виде, но и интеллектуальных задач, направленных на установление

логических отношений между теми или иными воспринимаемыми компонентами.

Сформировавшиеся и закрепившиеся у детей сенсорные действия выполняют в

учебной деятельности роль операций, в частности, в процессе решения

интеллектуальных задач, а так же при выполнении творческих работ. Таким

образом, формирование этих действий у детей обязательно направляется в

русло овладения ими основными структурными компонентами учебной

деятельности.

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и

занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования

ребёнка как субъекта учебной деятельности, которая была описана выше.

Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический

круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических

представлений на основе специально организованных практических действий в

определённой последовательности дети обучаются абстрагированию

геометрической формы, величины, количественных отношений, а так же

словесным обозначениям этих абстракций. С этой целью широко используются

дидактические, сюжетно-дидактические игры, загадки, стихотворения,

привлекаются отрывки из сказок, рассказов; на занятия к детям приходят

герои любимых сказок, полюбившихся рассказов. Они загадывают детям загадки,

проводят игры, а в итоге помогают им овладеть трудными для них навыками и

умениями: порядковым счётом в пределах первого десятка, сравнением чисел,

созданием и решением сюжетных задач, усвоением последовательности дней

недели и так далее.

Занятия по родному языку позволяют проводить систематическую работу с

детьми по развитию их активного словаря, обогащению значений

общеупотребительных слов, диалогического и контекстного речевого общения.

На этих занятиях также широко используется дидактическая игра. Она

способствует эффективному формированию многих учебных действий, в том числе

и самоконтроля.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на

положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы

общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и

методической организации процесса обучения.

Список литературы:

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.

Под ред. К. С. Лебединской. Москва, “Педагогика“, 1982.

Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С.

Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

(олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. Москва, “Academia“, 2001.

У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний

Новгород, 1994.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.