на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Половое воспитание детей

навыков поведения и самоконтроля.

С моей точки зрения, половое воспитание можно определить, как

воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из

полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к

которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков -

маскулинного.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть

определено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому

полу,

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому

полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто

независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид

характеризуется тем или иным их сочетанием /10, стр.18/.

Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности

преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача

педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки.

Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные

признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся

стереотипов оценок мужчины и женщины /3/. Мужчина характеризуется

агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью,

инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же

характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная,

ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различий

занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики,

психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов.

В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых

различий:

1) врожденные;

2) биологически - обусловленные;

3) складывающиеся в ходе социализации.

Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития

личности:

1. биопсихическом,

2. психологическом,

3. социально-психологическом,

4. социальном /10/.

По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия

локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше

вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже,

тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.

Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом

возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей

между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее

сформированными половыми различиями... Половые различия представляют собой

мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией.

Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей

человекознания, в том числе полового воспитания" /10, стр.21/.

Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде

всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция

поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом

себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек

принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола,

отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут

большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем

теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы

Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных

качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей

меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для

создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого

человека.

Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что

половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что

"пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное.

Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для

детей) будут являться условием полового воспитания и определять его

содержание.

III. Общенаучный уровень методологии полового воспитания

Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в

теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного

подходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен в

последующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитания

дошкольников, остановимся на нем более подробно.

Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть

раскрыта с точки зрения трех основных позиций.

Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент

целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания

самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в

единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процесс

полоролевой социализации не может быть ограничен решением задач полового

воспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи и

усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на

наличие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание исторических

аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, на

процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание,

самореализацию.

Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостная

педагогическая система, основные компоненты которой в их взаимосвязи и

единстве будут рассмотрены несколько позже.

В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации,

рассматривается нами как системное образование, структурные компоненты

которого представлены в ракурсе интегрального исследования

индивидуальности.

Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во

взаимосвязи всех сторон воспитания детей.

Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим,

умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств,

сознания и навыков поведения.

Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление

детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая

связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития

человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую

нагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическим

аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и

мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества

и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка,

динамика движений).

Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации

досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых

различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами

поведения, понятиями о красоте.

В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового

воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при

усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового

воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными

понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей

на предстоящую социальную функцию.

Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода.

"Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит

в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении

психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития

индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и

функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения"

/1, стр.70/.

Если рассматривать деятельностный подход применительно к более

широкому понятию "половое воспитание", то его суть будет выражаться в том,

что личность развивается в деятельности, в то время, как сам ребенок

является ее субъектом.

Становление личности и его полоролевая социализация осуществляется в

деятельности общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе

общения ребенок получает информацию в семье, от других людей, его

окружающих.

Аналогично половое развитие ребенка осуществляется и в других видах

деятельности (например, игровой, учебной, трудовой).

С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективно

при соблюдении четырех условий:

1. Ребенок должен стать субъектом педагогической деятельности,

предполагающей систематическое и целенаправленное его воздействие с

педагогом.

2. Ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности,

включаться в нее в соответствии со своими потребностями. Актуализация этих

потребностей является задачей воспитателя.

3. Деятельность воспитателя и ребенка должна осуществляться в ракурсе

личностно-ориентированной модели педагогики.

4. В методике полового воспитания должны быть задействованы все

функциональные компоненты различных видов деятельности.

IV. Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования

психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой

дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы

дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для

формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность,

необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и

женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества

вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были

продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и

строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен

занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и

подчиненная.

"Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя,

жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую

очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем

физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на

воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в

учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые

"мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под

крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ,

общались, отдыхали" /1, стр.75/.

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах

родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею

определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных

с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в

несколько иных условиях.

Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и

Волович А.С. /3/:

Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном

занимаются женщины).

Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной

разделения сына с матерью).

Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение,

пассивность).

Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании

направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации

мальчиков маскулинным проявлениям' (агрессии, двигательной активности).

Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на

поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Не

плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать

что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала

в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в

обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование

мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные

признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако,

содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению

элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают

прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают

родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности,

существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают

историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным

фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает

также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать

и быть мамой.

Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой

идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях.

Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в

обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя

прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому

большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления

играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

V. Содержание полового воспитания

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка,

взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений,

личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового

воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений

воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового

воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается

в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования

методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении

функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм

организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания

проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми,

на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой

социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут

быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье,

роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в

интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей,

педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на

необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание

методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового

воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени

психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их

интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации,

которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в

большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере

информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с

учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового

воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий

(невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности,

если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не

соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным

компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить

задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно

подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного

компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого

поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом

деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и

их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой

социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою

половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения,

предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием

представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно

предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной,

перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями

родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление

детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и

предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в

семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку

отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и

формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это

направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми

определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу,

Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки

- у девочек.

В ы в о д ы

Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в

общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной

работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует

продолжение и на других этапах развития ребенка.

Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте

целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из

ее компонентов.

Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной

подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Использованная литература

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в

детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.

«Вопросы психологии» № 2, 1987 г.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.

«Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую

идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола.

«Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова

В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

5. Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах). АМН СССР. Гл. ред.

Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская энциклопедия», 1962 г., том 20.

6. Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров А.М..

3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.

7. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли

родителей. «Вопросы психологии» № 1, 1982 г.

8. Захарова П.Н. растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978 г.

9. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей.

Л., Медицина, 1979 г.

10. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и

патологии. Л., 1988 г.

11. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М.,

Пед., 1988 г.

12. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971 г.

13. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975

г.

14. Никологорский С. Женственность. Агитатор № 15, 1987 г.

15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1, М., 1979 г.

16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для

учителя. М.: Просв., 1985 г.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.