на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Половое воспитание

Сексуальное экспериментирование может иметь место среди детей одного или

разных полов. Цель такого поведения — приобретение знаний: "Как я отличаюсь

от других, похожих на меня людей?" или "Чем представители противоположного

пола отличаются от меня?". Другая цель - испытать запретное и посмотреть,

что из этого выйдет: кто обнаружит проступок, как прореагирует, как я выйду

из этого положения и т.д. Обе цели взаимно дополняют одна другую, поскольку

запретное знание обычно кажется более привлекательным, чем легко доступное.

Участие детей в таких играх является, по-видимому, универсальным явлением,

хотя имеющиеся исследования (основанные главным образом на анализе

воспоминаний) не подтверждают его столь широкой распространенности. Так,

например, Кинзи утверждает, что только 45% взрослых женщин и 57% мужчин

вспоминают об участии в тех или иных сексуальных играх в примерно

двенадцатилетнем возрасте (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948; Kinsey et al.,

1953). Согласно более позднему исследованию, 61% опрошенных студентов

колледжей сообщили о наличии того или иного опыта сексуальных отношений с

другими детьми до тринадцатилетнего возраста (Greenwald, Leitenberg, 1989).

Детские сексуальные игры в обычных условиях психологически неопасны и с

точки зрения развития ребенка могут, вероятно, считаться полезными для

формирования навыков психо-социального общения (Jensen, 1979, Money, 1980,

Renshaw, 1988). Психологическую опасность может представлять резкая реакция

родителей. Ребенок, застигнутый во время сексуальной игры в одиночку или в

компании с другими детьми, легко улавливает отрицательную реакцию

родителей, но ему трудно понять ее. С точки зрения ребенка игра есть игра,

тогда как родители, обнаружившие, что их ребенок мастурбирует или вовлечен

в сексуальную игру с другими детьми, видят в этой сцене только ярко горящее

слово СЕКС, написанное крупными буквами. Родительские угрозы или зловещие

предсказания, что такое "дурное" поведение будет иметь ужасные последствия,

пугают ребенка. Слова матери или отца о том, что "это грязно", могут быть

истолкованы слишком буквально, и в душу ребенка будут брошены семена, из

которых вырастет его отрицательное отношение к сексу в будущем.

Отношение родителей к участию ребенка-школьника в сексуальных играх нередко

строится, исходя из двойного стандарта. Девочек обычно строго предупреждают

о необходимости воздерживаться от таких игр, особенно с мальчиками. В то же

время мальчики часто получают от родителей наставления смешанного

характера: с одной стороны, их предостерегают и даже наказывают за участие

в таких играх, но, с другой стороны, в этих наставлениях проскальзывает

снисходительное отношение и чувство гордости: "мальчики должны быть

мальчиками". Один отец, рассказывая о сексуальных эскападах своего

семилетнего сына и его одноклассницы, заметил: "Слава богу, он рано начал".

Молчаливое разрешение мальчикам удовлетворять свое сексуальное любопытство

(исключая гомосексуальные ситуации, на которые родители всегда реагируют

отрицательно) в американском обществе редко распространяется на девочек. С

наступлением пубертатного периода двойной стандарт в отношении родителей к

проявлениям сексуального поведения мальчиков и девочек становится еще более

заметным.

Представление Фрейда о периоде скрытой сексуальности в позднем периоде

детства — времени, когда сексуальные интересы и импульсы сменяются

несексуальным поведением и интересами — в настоящее время не разделяется

многими сексологами. По мнению Мани (Money, 1980) - это просто период

сексуальной стыдливости и осмотрительности, когда сексуальным играм дети

предаются тайком. Перекрестные культурологические исследования однозначно

показывают, что в обществе, допускающем сексуальные упражнения детей, такие

игры продолжаются и нередко становятся более частыми именно в

предподростковом возрасте (Ford, Beach, 1951; Marshall, Suggs, 1971;

Carrier, 1981). Данные Кинзи также свидетельствуют о том, что в

рассматриваемый период сексуальные игры не только не прекращаются, но даже

не становятся реже (Kinsey, Pomeroy, Martin, 1948; Kinsey et al., 1953).

Подробное исследование детской сексуальности, включавшее опросы 800 детей в

возрасте 5 лет и старше из Австралии, Северной Америки, Великобритании и

Швеции, также не подтвердило наличия в процессе общего развития ребенка

стадии, на которой задерживается сексуальное развитие (Goidman, Goidman,

1982). Согласно этим авторам: "Вопреки фрейдовской теории латентного

периода, подавляющее большинство имеющихся данных показывает, что дети в

возрасте от 5 до 15 лет проявляют повышенный интерес к половым вопросам,

причем этот интерес прогрессивно усиливается с возрастом" (Goidman,

Goidman, 1982). Накопленные наблюдения, возможно, лучше всего суммированы в

следующем фрагменте:

"Процесс психосексуального развития детей протекает в условиях их полного

неведения о предстоящем периоде скрытой сексуальности. Единственная

уступка, которую они делают, идя навстречу ожиданиям теоретиков, состоит в

том, что они начинают играть по правилам взрослых." (Gadpaille, 1975).

Сексуальный опыт детей более старшего возраста может быть неупорядоченным и

не столь существенным, как другие события их жизни, но может тем не менее

вбирать в себя весь набор возможных сексуальных действий, вплоть до попыток

полового сношения, иногда успешных. Дети занимаются мастурбацией в одиночку

или в гетеросек-суальных и гомосексуальных парах и группах, отмечены

сексуальные игры с животными и предметами, а также случаи орального и

анального секса (Gadpaille, 1975; Martinson, 1976, 1980, 1981). Нет

сомнения, что к восьми- или девятилетнему возрасту дети уже осведомлены об

эротическом элементе таких форм поведения, поэтому неправильно

рассматривать их только как "игру". Половое возбуждение есть нечто большее,

чем побочный продукт такого целенаправленного поведения. Это не случайное

явление — дети настойчиво стремятся достигнуть эротического возбуждения,

которое может сопровождаться сексуальными фантазиями или привести к

влюбленности (Gadpaille, 1975: Tennov, 1979; Money, 1980). Все это учит

детей, как строить свои отношения с окружающими, что имеет важные

последствия для развития способности к психосексуальной адаптации в зрелом

возрасте (Broderick, 1968; Gadpaille, 1975; Martinson. 1976; Money, 1980).

Многие родители не знают, что гомосексуальные игры детей (так же как и

гетеросексуальные) служат нормальным элементом их развития. Гомосексуальные

игры отнюдь не всегда приводят к гомосексуальности после взросления, что не

мешает многим родителям без всякого основания беспокоиться, наблюдая их.

Теория обучения и половое развитие

В противовес воззрениям Фрейда, полагавшего, что ключевой силой,

мотивирующей поведение человека, является половое влечение, исследователи

более позднего времени стали придавать большое значение обучению и

накоплению опыта, которые происходят в процессе взаимодействия человека с

окружающей его средой.

Начало современной теории обучения было положено на рубеже нынешнего века,

когда русский физиолог Иван Павлов (1849-1936) выяснил механизм условного

рефлекса. Изучая пищевые реакции собак, Павлов обнаружил, что условные

рефлексы (например, выделение слюны в ответ на предъявление пищи) можно

вызвать не связанными с ними раздражителями, например звуковым сигналом,

при условии, что данный сигнал регулярно повторяется перед кормлением.

После того как между двумя этими событиями устанавливается связь, собака

привыкает воспринимать звук как сигнал кормления, и уже один этот сигнал

(условный раздражитель) может вызывать слюноотделение (условный ответ),

даже без предъявления корма.

Павловская модель классического условного рефлекса непосредственно не

объясняет половое поведение человека. У человека можно выработать "условный

рефлекс" в павловском смысле слова, так чтобы он реагировал половым

возбуждением на запах духов или лосьона для бритья, которым пользуется

его(ее) половой партнер, или на звуки музыки, которую они обычно включают

во время полового акта. Однако такая связь между раздражителем и реакцией

на него в большинстве случаев недостаточно сильна, чтобы нейтрализовать

другие воздействия на половое поведение: настроение, озабоченность и т.д.

Усилиями ряда американских физиологов, в том числе Э. Торндайка, Дж.

Уотсона и Б. Скиннера, рамки теории обучения были значительно расширены.

Эти исследователи показали важность положительного или отрицательного опыта

в формировании последующего поведения. Согласно принципу формирования

оперантных условных рефлексов, поведение, сопровождающееся поощрением,

приятным ощущением или устранением неприятного раздражителя, будет

повторяться, тогда как поведение, сопровождающееся неприятными

последствиями или прекращением вознаграждения, скорее всего станет менее

частым.

Положительное подкрепление оказывает хорошо выраженное непосредственное

воздействие на характер полового поведения. Так, например, ребенок,

узнавший что потирание наружных гениталий сопровождается приятным

ощущением, по всей вероятности, будет прибегать к нему снова и снова.

Наказание также влияет на половое поведение. Возьмем, например, человека,

испытывающего боль при половом акте. Если такое ощущение повторяется

достаточно часто, человек устанавливает зависимость между коитусом и

болезненным чувством, что заставляет его избегать половых контактов или

сократить их частоту. Наказание используют для лечения лиц, совершающих

преступления на почве полового влечения к детям. Процесс лечения,

называемый аверсионной терапией, включает демонстрацию таким лицам

фотографии детей и воздействие электрическим током, если при этом у них

возникает половое возбуждение (Barlow, 1973). Лечение проводится в

несколько сеансов, до полного исчезновения нежелательной реакции (полового

возбуждения при виде ребенка). Отрицательные факторы обычно оказывают

меньшее влияние на половое поведение, чем положительные. Наказание иногда

не столько устраняет нежелательное поведение, сколько приводит к попыткам

скрыть его. Это случается особенно часто в ситуациях, когда имеет место

одновременное воздействие положительных и отрицательных подкрепляющих

факторов (конфликтытипа приближение-избегание). В некоторых случаях угроза

наказания только усиливает наслаждение: запретное волнует и возбуждает, а

угроза становится элементом положительного подкрепления.

Еще в более широком контексте теорию обучения использовал Альберт Бандура

(родился в 1925 г.), который предложил модель, названную социальной теорией

обучения. По мнению этого исследователя, люди моделируют свое социальное

поведение, наблюдая за поведением окружающих. Характер усваиваемой

информации частично зависит от авторитетности человека, избранного в

качестве примера для подражания. Так, пятилетний ребенок скорее будет

имитировать поведение семилетнего брата или сестры, чем младших по возрасту

членов семьи. Люди вообще склонны идентифицировать себя с теми, кого они

уважают и кем восхищаются. Поэтому телевизионные и кинематографические

герои часто служат объектами для подражания. Социальный опыт приобретается

в общении с друзьями, учителями, родителями.

Теория обучения имеет самое непосредственное отношение к процессу

психополового развития. Сексуальность у детей формируется не только под

воздействием того, что говорят об этом их родители, но и под влиянием тех

элементов поведения последних, которые они сами подмечают. Отношение к

другим людям и характер поведения во многом определяются примером

одноклассников, старших приятелей и других лиц за пределами семейного

круга. Зрелище разжигающих сцен обольщения на киноэкране представляет собой

одну из форм обучения в процессе наблюдения. Таким способом не имеющий

сексуального опыта подросток "узнает", как ведут себя взрослые в подобных

ситуациях. Обучение в реальных социальных ситуациях несомненно столь же

важно для формирования полового сознания и половой роли.

Секс среди детей одной семьи

Другой распространенной формой сексуального поведения в детском возрасте

являются сексуальные контакты между детьми одной семьи. Хотя теоретически

такое поведение можно обозначить термином инцест, т.е. сексуальные

отношения между близкими родственниками, вряд ли следует в такой

тяжеловесной, уничижительной форме характеризовать игры пятилетнего

мальчика с его шестилетней сестренкой, состоящие в рассматривании наружных

гениталий друг друга. Тем не менее не всегда легко решить, в каких случаях

такие контакты можно рассматривать как способ познания своего тела, а в

каких — как явление, требующее вмешательства родителей.

Интересные данные по этому вопросу содержатся в работе Гринвальда и

Лейтенберга (Greenwald, Leitenberg, 1989). Они установили, что 17% из 526

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.