на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Поощрение и наказание в воспитании младших школьников

преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что

наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из

урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.

Весьма серьезная мера наказания — выговор. Смысл выговора — в моральном

осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного

наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его

записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Если

выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика

на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его

товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор — это очень

серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор

«для острастки», как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться

выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или

оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна

отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение,

выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах

используются и такие педагогически целесообразные меры наказания,

применение которых связано с традициями, особенностями конкретных

коллективов. Используется, в частности, такая мера, как поручение

дополнительных трудовых обязанностей (наряд).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и

обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от

участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры

целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной

деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими

товарищами. [9, стр. 184-191]

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребенка прогулки, еды, того,

что необходимо ему для нормального развития.

Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или

иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении

дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого

поощрения. К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то

вещи: велосипеда, фотоаппарата. Однако рекомендовать отмену ранее данного

обещания как меру наказания едва ли можно. Ведь в наказании, как и в

поощрении, чрезвычайно важна его справедливость. [23, стр.23]

наказание и прощение.

Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу

лезет воспоминание о полученных в детстве нескольких затрещинах или

домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость.

Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным

делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая “домашняя тюрьма” не

могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание — это вовсе не действие

со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То,

что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем

известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется

как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.

Так же обстоит дело с поощрением. Награда — это отнюдь не всегда то,

что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение.

Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие

нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам.

Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать

в будущем.

Итак, на вопрос как правильно распределять наказания и поощрения, мы не

дадим точного ответа, сколько того и другого должно приходиться на каждого

ребенка. “Сколько затрещин и сколько конфет”. Воспитательная проблема

заключается тут не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и

поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка,

в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает. Важно, как

формировались их взаимоотношения, насколько они эмоционально близки друг

другу! Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство

вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие

взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства

наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо

напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь

возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против

того, кто так “хладнокровно” наказывает. Воспитатель оказывается в роли

надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не

видит. [8, стр. 78-82]

Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение. Во-первых,

оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. И ребенок обязан

убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или

разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить

стоимость причиненного кому-либо ущерба. Во-вторых, наказание

способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет

отпугивающий, устрашающий смысл, о чем мы уже говорили. Но третье, и, по

всей видимости, главное значение заключается в снятии вины. “Провинность”

представляет собой определенное отчуждение, преграду, неуверенность во

взаимоотношениях с провинившимся. Грядущее наказание должно смыть эту вину.

Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую

виноватый признает и принимает.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной

нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас

приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки

зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и

приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения,

но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за

собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

А как обстоит дело с поощрением? Оно как воспитательное средство более

действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение

ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать

конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда

для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок

в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и

самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя, — в семье

что-то неладно.

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не

научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто

наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Никакие

упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного

ребенка. Но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится

надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей. [20, стр.

104-121]

А теперь немного о другом. Поощрение и наказание — основные

воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем

определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не

потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого — прощение!

Мальчик из детского дома, сравнивая более богатый детский дом с бедно

оборудованным, все же отдал предпочтение бедному, потому что, по его

словам, там “нас за плохое поведение начальница накажет, а директор за нас

заступится”. На первый взгляд, такое поведение профессионалов —

воспитателей кажется непедагогичным, непоследовательным и даже

бессмысленным. Но в той ситуации, дети прекрасно чувствовали, что дело тут

не в слабости, а, наоборот, в привязанности к ним, и понимали, чего

недоставало им в других детских домах. К тому же, начальница и директор

были супругами, и их детский дом, в сегодняшнем понимании, назывался бы

“детдом семейного типа”. А в какой семье не заступаются за детей именно

так, как у тех двоих воспитателей в детском доме!

Прощение — это не награда, а освобождение от напряжения вины,

ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое

освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда

ребенок будет любить наказывающего отца или мать и переживать новые

проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но и здесь следует избегать крайностей. Никогда ничего не прощать

означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно

лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с

готовностью прощать все — значит потерять авторитет и возможность влиять на

ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных

качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром. [2, стр. 45-56]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы

поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова

К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то

это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если

воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

[26, Т.2 стр. 151]

Выше мы обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения,

отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор

отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время.

Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и

задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум,

элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от

педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь;

оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал

А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения.

Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности

родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не

прибегать без особой на то необходимости. [19, Т.4 стр. 371]

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования

воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их

мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой

противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений

и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и

наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко

осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива.

Однако само собой это не произойдет.

Литература.

1. Х. Бектенов. Поощрение и наказание в советской школе. Алма-Ата, 1954.

2. А. С. Белкин. Проступки можно предупредить, Свердловск, 1967.

3. Н. Ф. Бунаков. Избранные педагогические сочинения, М., 1953.

4. А. И. Герцен. Избранные педагогические высказывания, М., 1951.

5. В. Е. Гмурман. Дисциплина в школе, М., 1958.

6. В. Е. Гмурман. Поощрение и наказание в школе, М., 1962.

7. А. Ю. Гордин. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967.

8. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и

воспитанников в школе, М., 1970.

9. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971.

10. А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

11. П. Ф. Каптерев. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании, С.-П.,

1957.

12. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного процесса, М., 1969.

13. В. М. Коротов. Педагогическое требование, М., 1966.

14. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М.,

1970.

15. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у

подростков, М., 1960.

16. М. Д. Левитов. О психических состояниях человека, М., 1964.

17. Б. Ф. Ломов. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, М., 1966.

18. Н. Е. Магарик. О мерах поощрения и взыскания в школе, Л., 1979.

19. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958.

20. Б. И. Наумов. Поощрение и наказание в семье, М., 1962.

21. М. А. Олесницкий. Полный курс педагогики, К., 1955.

22. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, М., 1960.

23. И. И. Рыданов. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980.

24. Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное, физическое, М., 1972.

25. В. В. Струбицкий. Меры поощрения и наказания и методика их применения в

нравственном воспитании учащихся, С., 1961.

26. К. Д. Ушинский. Избранные сочинения в 2 томах, М., 1952-1953.

27. В. И. Фармаковский. Методика школьной дисциплины, О., 1931.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.