на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности

Транслятора основ научных знаний, и что в большинстве своем инновационные

поиски в области содержания и технологии обучения не выходят за рамки

сложившейся системы подготовки педагогов, не ведут к её коренному

реформированию(7). Такое положение все в большей мере входит в противоречие

с объективными потребностями развития российской системы образования.

Необходимые изменения в учебных планах, программах, технологиях

педагогического образования произойдут только тогда, когда будут поставлены

цели, соответствующие реальным потребностям системы общего образования с

учетом тенденций её развития.

В последнее время рядом ученых предпринимались попытки предложить

новое понимание целей подготовки педагогических кадров и позиций личностно-

ориентированного образования(1).

Пока, к сожалению, учебные программы задают лишь объем знаний, умений

и навыков, являются своеобразной информационной системой, обязательной для

усвоения независимо от индивидуальности студента. Многие из них мало

ориентированы на формирование личностных качеств, составляющих основу

инновационной деятельности. Не случайно, поэтому, овладение мастерством

растягивается на многие годы, как правило, уже за порогом ВУЗа и нередко

идет с большим трудом. Чем раньше будет создана обучающая среда,

позволяющая дифференцировать студентов по их способностям, личностным

ценностям, тем быстрее и легче будет происходить процесс становления

нововведений.

Организация личностно-ориентированного обучения предполагает

разработку учебных программ, цель которых не передача знаний для

заучивания, а постоянное обогащение опытом творчества, формирование

механизма самореализации личности каждого студента как будущего

профессионала(6).

Глава 2.

Инновационная деятельность –

становление, развитие, структура.

Само понятие «инновация» – впервые появилось в исследованиях

культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной

культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В

начале XX века сформировалась новая область знания – наука о нововведениях,

в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в

сфере материального производства. Наука о нововведениях – инноватика –

возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по

разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились

термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60 – 70-

е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования

новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями(8).

( Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и

социальные закономерности создания и распространения научно-технических

новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали

охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в

организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как

междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии,

социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам

наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Педагогические

инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых

примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей

стране.

( Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым

общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между

имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её

реализовать. Возрос массовый характер применения нового. В связи с этим

обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий

«новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.

( Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно

означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как

процесс введения этого новшества в практику.

( Рассматривая микроструктуру инновационного процесса ученые (А.И.

Пригожин, Н.И. Лапин, Б.В. Сазонов и др.) выделяют концепцию «жизненного

цикла» – нововведения, который исходит из того, что нововведение есть

процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы,

различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение

новшества. В настоящее время в научной литературе сложилась следующая схема

членения инновационного процесса на этапы:

1. Этап – рождения новой идеи и возникновения концепции новшества; условно

его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило,

фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного

«озарения»).

2. Этап – изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо

объект, материальный или духовный продукт – образец.

3. Этап – нововведения, на котором находит практическое применение

полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением

устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе

использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

4. Этап – распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении,

диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

5. Этап – господства новшества в конкретной области, когда собственно

новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается это

этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества

более эффективным.

6. Этап – сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой

его новым продуктом(6).

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг

друга этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему

реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не

обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой

последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную

продолжительность.

Все многообразие инновационных процессов авторы концепции нововведение

(Лапин, Пригожин, Сазонов, Толстой) относят к двум наиболее значимым

формам:

1) Простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что

новшество создается лишь в той организации, в которой его производство

было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование

предпосылок нововведения – потребности в нем, научное открытие, создание

новшества, включая первое его освоение, распространение новшества среди

пользователей, использование или потребление новшества.

2) Расширенное воспроизводство новшества характеризующееся тем, что процесс

изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом

цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями

добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм

его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее

насыщение потребности в данном новшестве. Полный жизненный цикл

нововведений включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость,

насыщение, финиш или кризис(8).

В педагогической литературе выделяются два типа инновационных

процессов в области образования:

Первый типа – инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без

точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания

всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного

процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного

обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием

ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность

учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

Второй тип нововведений – инновации в системе образования, являющиеся

продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой

междисциплинарной деятельности(6).

Глава 3.

Психологические барьеры

в инновационной деятельности учителя.

Вероятно, мы не сможем представить себе механизм возникновения

инновационной деятельности и условия, в которых этот механизм может

работать, без осмысления психологических барьеров, неизбежно возникающих

тогда, когда нужно выйти за пределы «своей системы» координат, привычных

способов решения профессиональной задачи, своего представления о способах

выполнения деятельности, осуществить переход, хотя бы кратковременный, на

другую платформу, другую точку зрения. Такие переходы с иную культуру очень

непросты.

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и

страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств,

существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации,

затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них

болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в

безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

( Антиинновационный барьер – понятие, традиционно используемое в

социологической и психологической литературе. Психологический,

внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями

учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую

он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые

часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных

инноваций. А.И. Пригожин выделяет несколько инновационных стереотипов,

некоторые перечислены.

1. «Это у нас уже есть». Приводится пример, действительно сходный в

некоторых чертах с предлагаемым новшеством.

2. «Это у нас не получится». Перечисляется ряд особенностей, объективных

условий, которые делают невозможным данное нововведение.

3. «Это не решает наших главных проблем». Поза сторонника радикальных

решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и

активного проводника подлинного прогресса.

4. «Это требует доработки». У новшества выделяются его действительные

недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда

неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем

режиме.

5. «Здесь не все равноценно» – ставка на отсечение некоторых деталей по

любому из названных выше соображений, отчего новшество либо становится

«безобидным» по своему инновационному потенциалу, «приручается», либо

оказывается бессмысленным по той же причине, ибо ощутимого эффекта уже не

предвидится.

6. «Есть и другие предложения». Подразумевается вполне реальная

альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами.

Когда же начавшийся инновационный процесс все-таки переходит в

нововведение, то для его остановки существует не менее отработанный набор

методов. Среди них наиболее распространенными считаются следующие:

. «метод конкретизирующих документов» – главное не допустить широты

распространения новшества, объема содержания;

. «метод кусочного внедрения» – введение только одного элемента;

. «метод вечного эксперимента» – искусственная задержка в экспериментальном

статусе;

. «метод отчетного внедрения» – искажение подлинного внедрения;

. «метод параллельного внедрения» – новшество сосуществует со старым.

Многие элементы не замещаются новыми, а продолжают действовать с ними(6)

и т.д.

К указанным выше инновационным барьерам можно отнести и барьеры

творчества:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие

существующего порядка), выражающаяся в доминирующем над творчеством

стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих

суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и

смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.