на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психологическая готовность ребенка к школе

прежде всего, через включение детей в деятельность, активизирующую как

мышление, так и чувства. Для этого используются экскурсии по школе, беседы,

рассказы взрослых о своих учителях, общение с учащимися, чтение

художественной литературы, просмотр диафильмов, кинофильмов о школе,

посильное включение в общественную жизнь школы, проведение совместных

выставок детских работ, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых

славится ум, подчеркивается значение книги, учения и др. Особо важную роль

имеет игра, в которой дети находят применение имеющимся у них знаниям,

возникает потребность в приобретении новых знаний, развиваются навыки,

необходимые в учебной деятельности.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и

формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с

одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество,

действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не

уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным

условиям.

Значительная часть трудностей в обучении шестилеток связана с тем,

что долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу,

сосредоточиться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти

особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания, поведения и

познавательных процессов. Но только ли в этом дело?

Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали,

что причины подобных трудностей надо искать и в сфере общения взрослого с

ребенком, сложившегося к началу поступления в школу. Е.О. Смирнова

установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка

личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций.

Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и

сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для

детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым,

стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же

внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих

детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным

ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и

т.п.). В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко

взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не

сформировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что,

конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можно сказать, что если

наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные

мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами

общения со взрослыми. Знание выявленных закономерностей требует от

педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое, внеситуативно-

познавательное, но личностное общение. Проявить интерес к личности ребенка,

его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но

и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр, развлечений…

Волевая готовность

Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности

будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него

потребуется делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него

потребует учитель, школьный режим, программа.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого

действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план

действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления

препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты

волевого действия еще недостаточно развиты. Так выделяемые цели не всегда

достаточно осознаны и устойчивы; удержание цели в значительной степени

определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

К шести годам ребенок «мало-помалу эмансипируется в своих действиях

от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся

уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само

действие получает через это определенный смысл и становится поступком».

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном

возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке

поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).

Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений

ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с

предметом, но не способен еще осознать отдельные операции и движения, то в

6-7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевой

деятельности. Как отмечала Я.З. Неверович, «возрастающее умение

анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений

говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о

возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового

порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на

инструментах, танца и т.п.».

Произвольность поведения шестилетнего ребенка проявляется не только в

этом. Она и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности

побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия,

игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения

(дежурство по столовой и т.п.), оказания помощи маме, она и в умении

побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача),

преодолеть боль, не заплакать при ушибе.

Одна мам рассказывала о своем сыне: «Трудились мы с Колей вместе, он

посуду мне мыть помогал. Пришел соседский мальчик и стал звать Колю на

улицу. Соблазн был очень велик. Коле очень хотелось пойти погулять. Он уже

хотел положить полотенце, но вдруг остановился, посмотрел на меня и сказал

другу: «Вот кончу помогать маме и тогда обязательно приду». Довольна я была

таким поведением сына, ведь раньше он так не поступал».

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего

поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность

действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываться оттого,

что непосредственно привлекает.

Эффективность познавательной деятельности еще мала. Поэтому учителю

следует соблюдать постепенность в повышении требований к познавательной

деятельности детей, учитывая их возможности, интересы и потребности.

Следует иметь в виду тот факт, что отличительной чертой волевой

регуляции поведения дошкольников является характерное отношение ребенка к

трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное

значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.

Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремление не

«пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели

при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при

незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в

первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств,

помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в

большей степени зависит от его восприимчивости к требованиям взрослого как

носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих

развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер

взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием

требований взрослых, посредством «словесных инструкций, знаковых средств».

Адаптация ребенка к школе

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс

активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая

происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты

переходим в темную, то в начале ни чего не видим, но вскоре начинаем

различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он

адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без целенаправленных

специальных действий с нашей стороны. С социально-психологической

адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо

проявить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные.

Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-

психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только

ребенка к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к

новым для них воспитанникам.

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период

социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия

жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации

детей к школе. Что характерно для представителей каждого из них?

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к

школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал

усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает

усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения

учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой

интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам;

общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе

благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к

школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный

материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное

содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний

взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда

занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние

задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно;

дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или

индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует

подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый

учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с

учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не

проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим

постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны

учителя и родителей; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для

отдыха; для понимания нового решения задач по образцу требует значительной

учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под

контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по

именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в

адаптации ребенка к школе?

Как видим, в числе наиболее благоприятных факторов – адекватная

самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье,

отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе

сверстников и др.

Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации

|Благоприятные факторы социальной микросреды |Процент выборки, |

| |классифицирующей по |

| |данному фактору группу |

| |детей высокого уровня |

| |адаптации |

|Полная семья |77,6 |

|Высокий уровень образования отца |87,9 |

|Высокий уровень образования матери |83,2 |

|Правильные методы воспитания в семье |95,3 |

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.