на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Работа с детьми Черлакского детского дома

противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д.

Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные

социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор

этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей.

Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет

возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и

не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения

всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение

ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного

взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и

провоцируются творческие потенции.

В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и

чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между

взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение

ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями

для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в

роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая

смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру.

Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип

взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в

большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен

как чередование опеки и подавления.

В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает

позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель

использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует

слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо!

замечательно! Молодец! Умница!".

Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как

проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации

недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению

негативных чувств (главным образом агрессии) при естественном недовольстве

результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем

психодинамическим законам, в конце концов наедет ту или иную форму

проявления - от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого

поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной

эгоцентричной позиции. При смене данного типа отношений на противоположный,

например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий

ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с

тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные

качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты

от значимого взрослого в детском доме.

Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают

внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей

существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их

психического развития.

Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового

доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие

таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,

социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом

межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового

доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,

агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического

механизма - с другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие

автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое

поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,

учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское

"мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может

провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической

зависимости.

Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно

возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие

разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может

быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов

развития личности, лежащих в познавательной сфере.

Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную

адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или

гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений,

складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие

явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира),

отставание в социальном развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных

отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с

неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые

предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих

социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами

отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е.

способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть

соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только

свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те

условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям

(автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных

установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая

готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в

возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к

самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовлении

ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться

только в комплексе.

1.6. Развитие способностей преодоления трудностей социализации.

Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-

сироты, необходимые для преодоления трудностей социализации и некоторых

психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать

трудности социализации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через

систему дифференцированных отношений.

1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства

жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного

развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном

случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать

происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности",

блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка

предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их

возникновения.

В условиях детского дома эти способности могут длительное время

оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические

воздействия для их актуализации, "взращивания".

Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может

сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как

автономия.

Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя

"отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию.

Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни -

речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия,

когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему

является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит

с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то.

Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от

других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она

осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие

собственного тела (хорошее к нему отношение), и умение им пользоваться,

причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: хорошее отношение к своему

телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою

очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное

отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это

достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители

участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают,

к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему,

что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка

информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность

"экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим

его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели,

забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

В условиях воспитания ребенка в детском доме поддержание границ

собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях

их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с

ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя

заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его

принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные

спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений,

включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда

препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с

препятствиями и т.п.

Для развития и поддержания автономии в условиях детского дома необходимо

предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных

потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть

разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему

спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто

известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение

личного пространства для ребенка невозможен. Это обеспечивается наличием

собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для

хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить

самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

В условиях детского дома для формирования способности к социальной

активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные

способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом

эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может

быть обеспечено выделением в рамках детского дома условных семей,

поддержанием контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением

ребенка к определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.

К подростковому возрасту начинает формироваться потребность

самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым

сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им

обещают сообщить результаты, не без различные к тому, какие впечатления

произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются

избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это

позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми

качествами он по сравнению с ними обладает. При нормальном развитии

подросток начинает отходить от семьи, он значительно больше времени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.