противодействие режиму, бегство, болезнь, травмирование себя, бунт и т.д.
Организация жизни в детском доме задает ребенку четко очерченные
социально-ролевые позиции (ученика воспитанника). Ограничен как сам набор
этих ролей, заданных извне, так и вариативность действий внутри этих ролей.
Находясь, длительное время только в рамках этих позиций, ребенок теряет
возможность к проявлению индивидуальности и свободному самовыражению, что и
не позволяет ему в конечном итоге обрести опору в самом себе. Для овладения
всем спектром собственной "самостоятельности" ребенку необходимо освоение
ролевых ролей, которые задаются ситуацией свободного спонтанного
взаимодействия, где снимается страх оценки, страх несоответствия и
провоцируются творческие потенции.
В детском доме игровая деятельность детей организуется воспитателями и
чаще всего носит тот же регламентированный характер. Большинство между
взрослым и ребенком, где взрослый задает правила игры, сюжет, распределение
ролей и сам вступает в качестве оценивающей фигуры, владеющей критериями
для определения результатов игры. Присутствие воспитателя, выступающего в
роли арбитра, смещается мотив игры с процесса на результат, выхолащивая
смысл играния, фактически превращая его в обычную обучающую процедуру.
Застреванию ребенка в инфантильной позиции способствует особый тип
взаимодействия с ним взрослых (воспитателей, педагогов), преобладающий в
большинстве детских домов. Такой тип взаимоотношений может быть обозначен
как чередование опеки и подавления.
В одном случае при контакте с ребенком у воспитателя преобладает
позитивная эмоциональная поддержка любого действия ребенка. Воспитатель
использует очень много уменьшительных, ласкательных обращений, присутствует
слащавая похвала, чересчур бурная радость по типу: "О! Да! Как хорошо!
замечательно! Молодец! Умница!".
Такой стиль взаимодействий может восприниматься педагогами как
проявление милосердия, гуманистического подхода в воспитании компенсации
недостатка эмоционального тепла и т.п. Однако все это ведет к вытеснению
негативных чувств (главным образом агрессии) при естественном недовольстве
результатом, полученным ребенком, а вытесненная агрессия по всем
психодинамическим законам, в конце концов наедет ту или иную форму
проявления - от психосоматических симптомов до реального неконтролируемого
поведения самого воспитателя. Ребенок же застревает в инфантильной
эгоцентричной позиции. При смене данного типа отношений на противоположный,
например, отношения доминирования взрослого, возрастает критика действий
ребенка и тотальное подавление любой инициативы. Смена отношений с
тотального умиления на тотальное подавление неизбежно создает своеобразные
качели, что поражает эмоциональную и когнитивную зависимость ребенка-сироты
от значимого взрослого в детском доме.
Условия организации жизни деятельности детей в детских домах создают
внешние трудности для успешной социализации, однако, у данной группы детей
существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их
психического развития.
Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата "базового
доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие
таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,
социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.
Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом
межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового
доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,
агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического
механизма - с другой.
Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие
автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое
поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,
учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское
"мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может
провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической
зависимости.
Можно предположить, что утрата базового доверия к миру, неизбежно
возникающая у детей, воспитывающихся в условиях депривации, как следствие
разрушения телесного, зрительного и звукового контактов с матерью, может
быть восстановлена за счет инициации и деформирования скрытых механизмов
развития личности, лежащих в познавательной сфере.
Трудности социализации, как правило, порождают гипертрофированную
адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или
гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений,
складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие
явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира),
отставание в социальном развитии.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных
отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни связаны с
неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые
предъявляет окружающий социум.
Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих
социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами
отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е.
способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть
соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только
свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те
условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям
(автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных
установок и ценностей;
3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая
готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в
возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к
самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.
Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовлении
ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться
только в комплексе.
1.6. Развитие способностей преодоления трудностей социализации.
Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-
сироты, необходимые для преодоления трудностей социализации и некоторых
психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.
Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать
трудности социализации являются:
1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
2. способность к самоопределению;
3. способность к овладению социально ролевым поведением через
систему дифференцированных отношений.
1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства
жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного
развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном
случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать
происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности",
блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка
предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их
возникновения.
В условиях детского дома эти способности могут длительное время
оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические
воздействия для их актуализации, "взращивания".
Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может
сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как
автономия.
Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя
"отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию.
Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни -
речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия,
когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему
является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит
с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то.
Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от
других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она
осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие
собственного тела (хорошее к нему отношение), и умение им пользоваться,
причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: хорошее отношение к своему
телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою
очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное
отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это
достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители
участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают,
к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему,
что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка
информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность
"экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим
его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели,
забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.
В условиях воспитания ребенка в детском доме поддержание границ
собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях
их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с
ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя
заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его
принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные
спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений,
включающие передвижения и вращение тела в пространстве с преодолением ряда
препятствий, например: прыжки, кувырки, пролезание в обручи, эстафета с
препятствиями и т.п.
Для развития и поддержания автономии в условиях детского дома необходимо
предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных
потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть
разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему
спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто
известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение
личного пространства для ребенка невозможен. Это обеспечивается наличием
собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для
хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить
самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.
В условиях детского дома для формирования способности к социальной
активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные
способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом
эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может
быть обеспечено выделением в рамках детского дома условных семей,
поддержанием контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением
ребенка к определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.
К подростковому возрасту начинает формироваться потребность
самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым
сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им
обещают сообщить результаты, не без различные к тому, какие впечатления
произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются
избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это
позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми
качествами он по сравнению с ними обладает. При нормальном развитии
подросток начинает отходить от семьи, он значительно больше времени
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|