на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Расщелины неба

ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными.

Например: ма-мо-мэ-му-мы ма-ма — ма-ма — ма-ма-ма.

Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка

своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются

они с произнесения сочетаний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с

опорой на согласные м, и, ё, л, р, в, з, ж. Например:

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма. Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон

ель.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое

растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных

для спряжения с распространением предложения:

Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.

Я мел(а) пол. Я вел(а) Вилю. Я жалею Женю.

Я ел(а) малину. Я вылил(а) воду. Я живу на восьмом этаже.

Распространение фразы проводятся постепенно, например:

Я поливал(а). Я поливал(а) левкои. Я поливал(а) левкои водой. Я

поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко,

без носового оттенка. Далее остается приучить выполнять все логопедические

речевые упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в

спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких

коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они

построены, должны быть короткими, включать только правильно произнесенные

фонемы, в них должно быть достаточное количество соноров и звонких

фрикативных согласных. Скороговорки и стихи ребенок вначале повторяет за

логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя

соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок могут служить

следующие:

На мели мы налима ловили.

Наловил Валерий два ведра форели.

Нил поймал линей: один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку —

Дине.

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранными кинестезиями и

развитым фонематическим слухом, при достаточно длинном и подвижном мягком

нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят

на правильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным

упражнениям для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим

голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут

быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха,

тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное

открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная

ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с

врожденными расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппарата. В

любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую

коррегирующую работу, а затем вернуться к начальным фонопедическим

упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть

вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с

распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом

меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя

постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких

музыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличения

силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны

отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися;

2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного

выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4)

мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше

терции; 5) петь можно только в речевом диапазоне, т.е. песню следует

протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое

пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.

Первое время, чтобы выучить мелодию и фразировку песни, научиться брать

дыхание в нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию

песни на гласные звуки и лишь потом переходят к пению со словами. При

несоблюдении указанного порядка работы появляются следующие характерные

ошибки: обучающиеся нечетко произносят слова, берут дыхание произвольно

(иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос,

переходят на ключичное дыхание и т. д., т. е. возвращаются к патологическим

навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к

новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения,

которые усиливаются изменениями слухового восприятия.

Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения

фразировки и мелодии песни на гласных обучающиеся могут спокойно

сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому

подбирают песни со словами на пройденные звуки. Пение дает возможность

отключить внимание от послогового утрированного произнесения, задать

необходимый темп. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к темпу

разговорной речи; поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит

браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание

ребенка.

Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и автоматизацией звуков, то

занимаются они пением ограниченно — в течение одного занятия не более 15

минут — по 3—5 минут в один прием.

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во

фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т. е. интервалы между ними

не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более

длительному удерживанию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки

позволяют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба.

Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы

речевого диапазона и у взрослых охватывают октаву. Это помогает сделать

речь мелодичной и интонационной, избежать монотонности.

Продолжение занятий пением после исправления речи и голоса предотвращают

рецидивы ринофонии, которые могут возникать у детей из-за функциональной

слабости нёбной занавески после воспалительных заболеваний носа, глотки или

гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пением

помогают избегать оживления старых связей в определенных, неприятных для

обучавшихся ситуаций.

При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних

мышц гортани в коррекционно-педагогическую работу включаются фонопедические

упражнения для восстановления голоса при различных нарушениях голосового

аппарата.

Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губную гармошку; 2)

«мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) длительное произнесение сочетаний

со звуком м; 5) длительное произнесение сочетаний гласных звуков

последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление навыков

правильного голосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных слогов

ма, мо, му, мэ, мы, 7) фразовые упражнение; 8) чтение текстов; 9) вокальные

упражнения.

Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации

мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:

1) Исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с

сопротивлением рук.

2) Исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают

подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

3) Исходное положение — ладони к ушам. Наклоны головы в

стороны с сопротивлением рук.

4) Движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.

5) Надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа).

6) Доставание кончиком языка мягкого нёба.

7) Поднимание мягкого нёба при зевке.

Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в течение дня, по 4—5

раз каждое упражнение.

Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при

врожденных расщелинах, проводить фонопедические мероприятия приходится с их

учетом. Наличие носового оттенка не является препятствием для проведения

фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем легче

устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче

голос, так как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой

оттенок.

Проводя вокальные упражнения в послеоперационном периоде, придерживаются

очень узкого диапазона — 1—2 тона — во избежание перегрузки нездорового

голосового аппарата.

Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная

функция гортани будет активизирована и щель несмыкания голосовых складок

уменьшена.

Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и

выдыхаемой воздушной струей, проверяют в состоянии ли подросток выполнять

его. Данное упражнение можно рекомендовать для систематических занятий

только после выработки стойкой, направленной воздушной струи. Дуют мягко и

плавно в одно отверстие гармошки, плотно прижав губы к инструменту.

Выполняя упражнение, обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступни

согнутых ног параллельно стоят на полу. Налаживая дутье в губную гармошку,

следует помнить, что оно требует значительных физических усилий. Но нельзя

излишне напрягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать плечи. Лучше

допустить беззвучное дутье нежели неправильное. Повторяют упражнение часто

— 8—10 раз в день, но дуют в один прием понемногу — всего 3—4 раза подряд.

При затруднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос,

выполняют упражнение с зажатыми крыльями носа. Но такой вариант менее

желателен.

В упражнении «мычание» обращает на себя внимание тот факт, что тактильный

контроль за правильной подачей голоса «в маску» для подростков и взрослых с

ринолалией почти обязателен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендуют

прикасаться пальцами к переносице или класть ладонь на темя, чтобы ощутить

вибрацию костей носа или черепа.

После овладения произнесением пар слогов с фонемой м вводят аналогичные

упражнения с фонемой л и тренируют попарное произнесение слогов с фонемами

м — л или н — л, чтобы закрепить дифференцированное ощущение фонации «в

маску» при произнесении носовых и ротовых фонем.

У людей с нормальным строением верхней челюсти после проведения фонепедии

голос спонтанно улучшается и в бытовой речи. Лица с врожденными расщелинами

нёба нуждаются в специальных упражнениях.

Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведения с подростками

и взрослыми проводятся по тем же принципам, что и с детьми на материале

скороговорок, спряжений,стихов. Но количество их должно быть несколько

больше. Для закрепления кинестезии приходится дольше останавливаться на

произнесении слов, словосочетаний и предложений на звуки м, н, л, с которых

начинается предложенный в данном пособии дидактический материал.

Фонема j, произносимая в сочетании с гласными звуками, не только

активизирует двигательную функцию гортани, но и значительно облегчает

правильное голосоведение. Поэтому целесообразно спряжение предложений с

этим звуком, таких, например:

Я ел(а) ягоды. Я ехал(а) в Майкоп.

Я объелась ягод. Я явилась на прием.

Я мою каюту. Я объехал (а) яму.

Я еду на юг. Я купаюсь в водоеме.

После появления и стабилизации признаков улучшения двигательной функции

гортани — увеличения силы голоса, уменьшения охриплости, расширения

диапазона (что обязательно отражается на стробоскопической картине в

сторону ее улучшения) — приступают к работе над устранением остаточного

носового оттенка голоса — вокальным упражнениям III и IV этапов. Но

постоянно, до завершения коррекционно-педагогической работы, контролируют

манеру голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет

бессознательно привычным.

При значительной нёбно-глоточной недостаточности приходится переводить

фонацию в грудной регистр и отрабатывать ее в упражнениях на мягкой атаке

голоса и придыханием. Этот способ издавна применяется в логопедии для

уменьшения носового оттенка речи.

Вот такие упражнения и методы коррекционной работы И. И. Ермакова

представляет для изучения студентам педагогических учебных заведений.

Описывая все поэтапно, автор статьи пытается облегчить познавательный

процесс студентам. Статья довольно интересная и обучающая, должна помочь

многим студентам разобраться в вопросах ринолалии.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.