на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии

Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и

пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого

"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и

Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является

прекрасное. Эта категория и легла в основу систему эстетического

восприятия.

В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности,

формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих

перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах

отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола,

Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М.

Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо,

И. Ф. Смольянинов, О. П. Котикова и другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к

определениям понятий, выбору путей и средств эстетического восприятия.

Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией

известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли

такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое

восприятие как способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и

правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в

природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие, определяется

как " способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать

прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь

идет о том, что эстетическое восприятие это способность воспринимать

прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В

первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная

сторона эстетического восприятия, а во втором определении подчеркивается,

что эстетическое восприятие не должно ограничиваться только созерцательной

задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в

искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания

школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое

восприятие - целенаправленный созидательный процесс в результате которого

происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного

воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в

жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает

ведущую роль восприятия в эстетическом становлении ребенка. Например,

развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству,

как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и

спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства,

ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не

осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено

стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка

могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т

Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что

только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие,

вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность,

способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение

эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты

действительности и прекрасного в человеческой личности .

Существует множество определений понятия "эстетическое восприятие",

но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные

положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это

формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,

оценивать ее. В-третьих, задача эстетического восприятия формирование

эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие

способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического восприятия обуславливает

и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач

эстетического воспитания с целью развития восприятия требует особого

внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди

педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического восприятия.

Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В. Н.

Шацкая ставит перед развитым эстетическим восприятием следующую цель:

"Эстетическое восприятие служит формированию… способности активного

эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также

стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в

творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное

место в эстетическом восприятии отводит искусству. Искусство - это часть

эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,

часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой

деятельности. "Художественное восприятие есть процесс целенаправленного

воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у

формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение

понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в

искусстве" Эстетическое же восприятие гораздо шире, оно затрагивает как

художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда,

отношений. Эстетическое восприятие формирует человека всеми эстетически

значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым

мощным средством. Эстетическое восприятие, используя для своих целей

художественное восприятие, развивает человека в основном не для искусства,

а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой

степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и

физического" видит цель эстетического восприятия Л.П. Печко.

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности

личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития

способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и

способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач

эстетического восприятия". Главное – с помощью эстетического восприятия,

развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не

только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом

эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей

действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и

искусству, эстетическое восприятие параллельно вносит вклад и в их

всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию

нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и

воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического

восприятия Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического

восприятия- гармоничная личность, всесторонне развитый человек…

образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением

трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"

. Эта цель также отражает и особенность эстетического восприятия, как части

всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов

(Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три

ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом

не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных

эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть

склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям".

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых,

цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по

указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим

представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-

эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом

себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний

- основа формирования широких интересов, потребностей и способностей,

которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах

жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность", - отмечает

Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического восприятия состоит в "формировании на

основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека,

которые обеспечивают возможность эмоционально переживать и оценивать

эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются,

например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо

смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются

к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет

остановиться и насладиться совершенством произведения.

Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами

искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения –

любование».

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому

переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного

наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с

безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического;

эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к

эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания

трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», -

отмечает тот же автор.

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью

эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и

жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную

на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности

эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства,

аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение

- доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства,

природы". На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из

составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые

позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей,

критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и

своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического восприятия связана с формированием

творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "развить такие

качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в

активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не

только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам

красоты".

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать

прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно

участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении,

отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне

понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом

создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического

восприятия, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой

проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть

состоит в том, что в процессе эстетического восприятия у ребенка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.