на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

исследовано Д.Т. Мидом. Мид утверждал, что самосознание - это процесс, в

основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими

людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо

предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Рефлексия на себя

есть, по сути дела, не сто иное, как способность поставить себя на место

другого, усвоить отношение других к себе.

Иной подход к рассмотрению самосознания характерен для представителей

гуманистического направления в психологии. К. Роджерс, говоря о

самосознании, оперирует понятием “Я - концепция”, под которой понимает

сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как

самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и

отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные

ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в

прошлом, настоящем и будущем. “Я - концепция” включает в себя реальное и

идеальное “Я”.

Работая в рамках гуманистической психологии Р. Бернс предложил более

дифференцированную структуру “Я - концепции”. При этом автор попытался

впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в

процессе обучения и воспитания.

Развитие личности в теории самоактуализации А. Маслоу понимается

исключительно как внутренний процесс, связанный с изначальным ее

стремлением актуализировать в себе наследственные и генетические

предрасположенности в отношении темперамента, характера, интеллекта. Маслоу

выделяет самоактуализацию, или самореализацию, как одну из основных

человеческих потребностей.

Одной из наиболее распространенных теорий, которые до сих пор оказывают

влияние на психологию личности, является фрейдизм и его разновидность -

неофрейдизм.

Всю психику З.Фрейд делит на 3 системы различные по законам их

функционирования. Прежде всего, это бессознательная система ОНО, в основе

которой лежат субъективные потребности биологического или афективного

порядка. Затем, система Я - это центр, реализующий процесс сознательной

адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные

неосознанные влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я - это

своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы,

запреты, принятые личностью, это его совесть. Между Я и ОНО устанавливаются

отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на Я, а Я должно

сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда

“Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих

факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические

инстинкты, бессознательные силы.

Неофрейдисты признавали зависимость самосознания от существующих условий

жизни и межличностных отношений. Они допускали влияние социальной среды на

формирование личности, но только до определенного предела, когда вступали в

силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство,

потребность в нежности.

Таким образом, зарубежная литература имеет богатую историю исследования

психологии личности.

1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания.

В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания

человеком самого себя, в результате которого образуется представление о

себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально

- ценностное отношение.

В психологической литературе особенно много работ, в которых

самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко

подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню

развития самосознания. Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на

дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и

сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в

вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам -

идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши

психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его

развитию.

Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как

отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в

возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении

его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со

средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания

личности ребенка.

В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития

самосознания берется собственная практическая деятельность человека и его

взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает

накопленный человечеством общественный опыт.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование,

состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и

функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

Структура самосознания.

Большинство авторов выделяют в самосознании два основных компонента:

когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова)

И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство 3-х компонентов:

самопознание, эмоционально - ценностное отношение к себе и

саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру

самосознания 4 компонента: сознание своей тождественности, сознание

собственного “Я”, осознание своих психических свойств и определенную

систему социально - нравственных самооценок. Л.Д. Олейник говорит о шести

компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка,

самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.

Наиболее последовательная концепция самосознания сформирована В.В.

Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в

развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.

Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С.

Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей

исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственно

плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и

индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание;

половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное

прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности.

Самооценка.

Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На

первый план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания

остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их

большую актуальность и значение.

В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению

самооценки. Большинство из них анализируют самооценку в качестве уже

сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный

возраст и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных

этапах этого возраста, а с другой стороны,- роль различных факторов в ее

развитии и совершенствовании.

САМООЦЕНКА.

Исследования, специально посвященные изучению условий развития

представлений о себе, встречаются очень редко.

Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития

самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к

школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос

развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем,

что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к

подростковому. Правда, уже в 50-тые годы появились работы, в которых

границы возникновения самосознания опускались до 3-х лет, а в настоящее

время начаты экспериментальные исследования, которые выявляют даже у

младенцев наличие определенных образований, являющихся генетической

предпосылкой для развития их самосознания.

Проследим путь развития самосознания от младенчества до подросткового

возраста.

1.4. Развитие самосознания в онтогенезе.

Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не

самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего

возраста. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к

зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем

пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не

реагировали на свои испачканный носы, не относя к себе красные пятна,

увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение,

дотрагивались пальцами до носа, - следовательно узнавали себя. Узнавание

себя - простейшая, первичная форма самосознания.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет

себя - сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем

годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и

первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я

хороший”, “я очень хороший”.

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания

ребенка.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием

самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического

развития личности свои специфические особенности.

У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно

значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная

активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться

проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами

взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я

рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация:

ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают

представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя

во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и

представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту

большой”.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность

становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок

приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он

открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника,

связанной с выполением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть

желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом

начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей

внутренней позиции коренным образом меняет его самосознания. Условно этот

период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно,

преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с

сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна

основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом

процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя,

познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь

вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и

самовоспитанию.

На каждом возрастном этапе онтогенеза - в годы младенчества, раннего и

дошкольного детства, в младшем школьном, подростковом и старшем школьном

возрастах, в ходе становления и развития личности ребенка происходит

формирование и развитие его активности, самосознания.

В период от рождения до 1-го года у детей закладывается основные

потребности и способности к общению. ”В своей основе потребность субъекта в

общении с другим человеком,- пишет Лисина,- есть потребность в оценке,

которую субъект от него получает и которую сам дает. Такая взаимная оценка

обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида... (М.Н. Лисина,

1974).

Ребенок начинает обнаруживать готовность во внешних впечатлениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.