«лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя
изображениями), одно из которых лишнее:
- стол, кровать, пол, шкаф;
- молоко, сливки, сало, сметана;
- ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
- молоток, топор, пила, гвоздь;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- берёза, сосна, дерево, дуб;
- самолёт, телега, человек, корабль;
- Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
- сантиметр, метр, килограмм, километр;
- токарь, учитель, врач, книга;
- дедушка, учитель, папа, мама.
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти
картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными
словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка
правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования
ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь
взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо
ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в
прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою
ошибку, ответ считается правильным.
Анализ результатов.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0
баллов.
10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления;
7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления;
4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.
После проведения во 2 классе «А» данной методики были получены
следующие результаты.
| |Ф.И.О. Ребенка |кол-во баллов |уровень развития |
| | | |мышления |
|1 |Джасарат А. |7 |средний |
|2 |Аня А. |10 |высокий |
|3 |Яна Б. |9 |высокий |
|4 |Гена Б. |9 |высокий |
|5 |Оксана Г. |5 |средний |
|6 |Сергей Г. |7 |средний |
|7 |Павел Д. |10 |высокий |
|8 |Александр З. |4 |низкий |
|9 |Владислав И. |4 |низкий |
|10|Александра К. |10 |высокий |
|11|Алина К. |9 |высокий |
|12|Михаил К. |6 |средний |
|13|Татьяна К. |9 |высокий |
|14|Николай Л. |10 |высокий |
|15|Юлия М. |8 |высокий |
|16|Ирина Р. |8 |высокий |
|18|Румия С. |9 |высокий |
|17|Екатерина С. |8 |высокий |
|19|Роберт С. |7 |средний |
|20|Екатерина С. |9 |высокий |
|21|Константин Т. |9 |высокий |
|22|Андрей У. |10 |высокий |
|23|Наталья Ф. |9 |высокий |
|24|Никита Ш. |10 |высокий |
|25|Валерия Ш. |9 |высокий |
|26|Матвей Ш. |5 |средний |
Для большинства детей характерен высокий уровень развития логического
мышления (69%), 23% детей имеют средний уровень развития интеллекта, а у 8%
учеников логическое мышление развито слабо. Из данных результатов можно
сделать следующий вывод. Во 2 «А» классе имеются большие перспективы для
работы по развитию логического мышления как у детей со слабым и средним
уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на
развитие и совершенствование логических операций мышления. Рассмотрим
приёмы, способствующие развитию логического мышления младших школьников.
1.3. Приёмы развития логического мышления младших школьников.
В начальной школе большое место должно быть отведено обучению
операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации,
обобщению. Рассмотрим упражнения в учебнике М. И. Моро,
направленные на формирование этих операций.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
1. Соединение элементов в единое целое:
Вырежи из Приложения нужные фигуры и составь из них домик,
кораблик, рыбку.
[19, 61]
2. Поиск различных признаков предмета:
Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника?
[19, 46]
3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам:
1) Какое число идёт при счёте перед числом 6? Какое число
следует за числом 6? За числом 7?
[19, 54]
2) Составь по краткой записи задачу и реши её.
Было – 18 кг
Продали - ?
Осталось – 8 кг
[15, 35]
4. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных
понятий.
Составь по рисунку разные задачи и реши их.
[20, 16]
5. Постановка различных заданий к данному математическому
объекту.
1) К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в
тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по
математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос,
чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос,
чтобы задача решалась вычитанием.
[20, 91]
2) В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли
несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько
карандашей взяли? Рассмотри краткую запись и схематический
чертёж к задаче. Объясни, как этот схематический чертёж
составлен. Реши задачу.
Было – 10 к. 6 к. ?
Взяли - ?
Осталось – 6 к. 10 к.
[15, 25]
Задания, направленные на формирование умения классифицировать:
1. В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2
серии. Сколько серий ему осталось посмотреть?
Составь две задачи, обратные данной.
Подбери к каждой задаче схематический чертёж.
[15, 45]
Задания, направленные на развитие умения сравнивать.
1. Выделение признаков или свойств одного объекта.
У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё
осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический
чертёж подходит к этой задаче?
2 зн. 5 зн. 2 зн.
?
? 7 зн.
[15, 25]
2. Установление сходства и различия между признаками предметов.
Составь задачу по краткой записи и реши её.
Купили – 20 шт. Купили - ?
Израсходовали – 9 шт. Израсходовали – 9 шт.
Осталось - ? Осталось – 11 шт.
Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
[15, 71]
Задания, направленные на развитие умения обобщать.
Задания данного вида направлены на умение выделять существенные
свойства предметов.
1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.
30 + х > 40 45 – 5 =40 60 + х = 90
80 – х 38 – 8 < 50 х – 8 = 10
[15, 70]
1) Как можно одним словом назвать все эти фигуры?
[19, 69]
Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование
нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них
упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения
с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее.
1) Логические задачи.
Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На
сколько сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького?
[15, 52]
2) «Магические квадраты».
- расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в
сумме получилось 24.
[pic]
[15, 55]
2) Сравни уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором
из них неизвестное число больше. Проверь вычислением:
х + 37 = 78 90 – х = 47 х – 28 = 32 45 + х = 63
х + 37 = 80 90 – х = 50 х – 28 = 22 45 + х = 68
[17, 26]
Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И.,
можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют
разнообразные задания, способствующие развитию операций логического
мышления, но заданий на построение вспомогательных моделей к текстовым
задачам мало. Часто в этих заданиях не используется весь потенциал средств
для развития логического мышления. Например, детям предлагается сравнить
уже готовые модели к данной задаче, хотя дети могут построить модели сами,
а потом их сравнить. Также в учебнике М. И. Моро преобладают модели в виде
краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и
соответственно мало заданий на их сравнение. Задания на развитие умения
обобщать в процессе построения моделей задач отсутствуют, комплексных
заданий на развитие нескольких операций мышления и заданий на развитие
умения сравнивать мало.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить дополнить данный список
заданий упражнениями, способствующими развитию логического мышления младших
школьников в процессе построения вспомогательных моделей к текстовым
задачам. Для этого необходимо в первую очередь изучить понятие текстовой
задачи и рассмотреть виды вспомогательных моделей текстовых задач.
Глава 2. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения
текстовых задач.
2. 1. Использование вспомогательных моделей в процессе решения
текстовых задач.
Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности.
Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что
лучшим способом их изучения часто является построение и исследование
модели как мощного орудия познания.
Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации,
процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык
математических действий, то есть построить её математическую модель.
[24, 118]
Математическая модель – это описание какого–либо реального процесса на
математическом языке. [24, 118]
В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического
моделирования:
1 этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом
выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими
способами описываются связи между ними;
2 этап – внутримодельное решение (то есть нахождение значения
выражения, выполнение действий, решение уравнения);
3 этап – интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот
язык, на котором была сформулирована исходная задача.
Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет
перевод текста с естественного языка на математический, то есть 1 этап
математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят
вспомогательные модели – схемы, таблицы и другие. Тогда процесс решения
задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от
словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к
вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё – к
математической, на которой и происходит решение задачи.
Приём моделирования заключается в том, что для исследования какого-
либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой
объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный
Страницы: 1, 2, 3, 4
|