на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие логического мышления младших школьников при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач

«лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя

изображениями), одно из которых лишнее:

- стол, кровать, пол, шкаф;

- молоко, сливки, сало, сметана;

- ботинки, сапоги, шнурки, валенки;

- молоток, топор, пила, гвоздь;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- берёза, сосна, дерево, дуб;

- самолёт, телега, человек, корабль;

- Василий, Фёдор, Семён, Иванов;

- сантиметр, метр, килограмм, километр;

- токарь, учитель, врач, книга;

- дедушка, учитель, папа, мама.

Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти

картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными

словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»

Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка

правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования

ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь

взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо

ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в

прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою

ошибку, ответ считается правильным.

Анализ результатов.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0

баллов.

10-8 баллов – высокий уровень развития логического мышления;

7-5 баллов – средний уровень развития логического мышления;

4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.

После проведения во 2 классе «А» данной методики были получены

следующие результаты.

| |Ф.И.О. Ребенка |кол-во баллов |уровень развития |

| | | |мышления |

|1 |Джасарат А. |7 |средний |

|2 |Аня А. |10 |высокий |

|3 |Яна Б. |9 |высокий |

|4 |Гена Б. |9 |высокий |

|5 |Оксана Г. |5 |средний |

|6 |Сергей Г. |7 |средний |

|7 |Павел Д. |10 |высокий |

|8 |Александр З. |4 |низкий |

|9 |Владислав И. |4 |низкий |

|10|Александра К. |10 |высокий |

|11|Алина К. |9 |высокий |

|12|Михаил К. |6 |средний |

|13|Татьяна К. |9 |высокий |

|14|Николай Л. |10 |высокий |

|15|Юлия М. |8 |высокий |

|16|Ирина Р. |8 |высокий |

|18|Румия С. |9 |высокий |

|17|Екатерина С. |8 |высокий |

|19|Роберт С. |7 |средний |

|20|Екатерина С. |9 |высокий |

|21|Константин Т. |9 |высокий |

|22|Андрей У. |10 |высокий |

|23|Наталья Ф. |9 |высокий |

|24|Никита Ш. |10 |высокий |

|25|Валерия Ш. |9 |высокий |

|26|Матвей Ш. |5 |средний |

Для большинства детей характерен высокий уровень развития логического

мышления (69%), 23% детей имеют средний уровень развития интеллекта, а у 8%

учеников логическое мышление развито слабо. Из данных результатов можно

сделать следующий вывод. Во 2 «А» классе имеются большие перспективы для

работы по развитию логического мышления как у детей со слабым и средним

уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на

развитие и совершенствование логических операций мышления. Рассмотрим

приёмы, способствующие развитию логического мышления младших школьников.

1.3. Приёмы развития логического мышления младших школьников.

В начальной школе большое место должно быть отведено обучению

операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации,

обобщению. Рассмотрим упражнения в учебнике М. И. Моро,

направленные на формирование этих операций.

Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:

1. Соединение элементов в единое целое:

Вырежи из Приложения нужные фигуры и составь из них домик,

кораблик, рыбку.

[19, 61]

2. Поиск различных признаков предмета:

Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника?

[19, 46]

3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам:

1) Какое число идёт при счёте перед числом 6? Какое число

следует за числом 6? За числом 7?

[19, 54]

2) Составь по краткой записи задачу и реши её.

Было – 18 кг

Продали - ?

Осталось – 8 кг

[15, 35]

4. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных

понятий.

Составь по рисунку разные задачи и реши их.

[20, 16]

5. Постановка различных заданий к данному математическому

объекту.

1) К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в

тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по

математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос,

чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос,

чтобы задача решалась вычитанием.

[20, 91]

2) В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли

несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько

карандашей взяли? Рассмотри краткую запись и схематический

чертёж к задаче. Объясни, как этот схематический чертёж

составлен. Реши задачу.

Было – 10 к. 6 к. ?

Взяли - ?

Осталось – 6 к. 10 к.

[15, 25]

Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

1. В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2

серии. Сколько серий ему осталось посмотреть?

Составь две задачи, обратные данной.

Подбери к каждой задаче схематический чертёж.

[15, 45]

Задания, направленные на развитие умения сравнивать.

1. Выделение признаков или свойств одного объекта.

У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё

осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический

чертёж подходит к этой задаче?

2 зн. 5 зн. 2 зн.

?

? 7 зн.

[15, 25]

2. Установление сходства и различия между признаками предметов.

Составь задачу по краткой записи и реши её.

Купили – 20 шт. Купили - ?

Израсходовали – 9 шт. Израсходовали – 9 шт.

Осталось - ? Осталось – 11 шт.

Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

[15, 71]

Задания, направленные на развитие умения обобщать.

Задания данного вида направлены на умение выделять существенные

свойства предметов.

1) Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

30 + х > 40 45 – 5 =40 60 + х = 90

80 – х 38 – 8 < 50 х – 8 = 10

[15, 70]

1) Как можно одним словом назвать все эти фигуры?

[19, 69]

Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование

нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них

упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения

с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее.

1) Логические задачи.

Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На

сколько сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького?

[15, 52]

2) «Магические квадраты».

- расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в

сумме получилось 24.

[pic]

[15, 55]

2) Сравни уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором

из них неизвестное число больше. Проверь вычислением:

х + 37 = 78 90 – х = 47 х – 28 = 32 45 + х = 63

х + 37 = 80 90 – х = 50 х – 28 = 22 45 + х = 68

[17, 26]

Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И.,

можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют

разнообразные задания, способствующие развитию операций логического

мышления, но заданий на построение вспомогательных моделей к текстовым

задачам мало. Часто в этих заданиях не используется весь потенциал средств

для развития логического мышления. Например, детям предлагается сравнить

уже готовые модели к данной задаче, хотя дети могут построить модели сами,

а потом их сравнить. Также в учебнике М. И. Моро преобладают модели в виде

краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и

соответственно мало заданий на их сравнение. Задания на развитие умения

обобщать в процессе построения моделей задач отсутствуют, комплексных

заданий на развитие нескольких операций мышления и заданий на развитие

умения сравнивать мало.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить дополнить данный список

заданий упражнениями, способствующими развитию логического мышления младших

школьников в процессе построения вспомогательных моделей к текстовым

задачам. Для этого необходимо в первую очередь изучить понятие текстовой

задачи и рассмотреть виды вспомогательных моделей текстовых задач.

Глава 2. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения

текстовых задач.

2. 1. Использование вспомогательных моделей в процессе решения

текстовых задач.

Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности.

Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что

лучшим способом их изучения часто является построение и исследование

модели как мощного орудия познания.

Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации,

процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык

математических действий, то есть построить её математическую модель.

[24, 118]

Математическая модель – это описание какого–либо реального процесса на

математическом языке. [24, 118]

В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического

моделирования:

1 этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом

выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими

способами описываются связи между ними;

2 этап – внутримодельное решение (то есть нахождение значения

выражения, выполнение действий, решение уравнения);

3 этап – интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот

язык, на котором была сформулирована исходная задача.

Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет

перевод текста с естественного языка на математический, то есть 1 этап

математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят

вспомогательные модели – схемы, таблицы и другие. Тогда процесс решения

задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от

словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к

вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё – к

математической, на которой и происходит решение задачи.

Приём моделирования заключается в том, что для исследования какого-

либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой

объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.