самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в
познавательной или практической деятельности), а в силу своего обособления
от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу
своей связи с ним в этом противостоянии.
О несамодостаточности, невозможности существования одного
изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть (
значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной
территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в
глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир
человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю
полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в
ушах героя своим ( чужим голосом».
В созвучии с этим находятся мысли М.Бубера: «Переживаемые отношения (
это реализация внутреннего Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится
Я». «Все новейшие попытки истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим
собой или как событие, вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни
человека, ( тщетны; все они относятся к безнадежной истории уничтожения
реальности».
Все приведенные выше высказывания удивительно совпадают в утверждении
другого как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания
человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в этом сознании до
реальной (внешней) встречи с ним. При внешней встрече (или общении)
осуществляется перенос (или отношение) уже существующего, внутреннего
другого на встреченного, конкретного человека. Причем этот внутренний
другой лишен своей конкретной определенности и является обобщенным
представителем рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность
того или иного Я; он ( «Я» вообще в его всеобщности, по отношению к
которому единичные «Я» ( это переменные, которые вставляются в общую
формулу. В нее может быть вставлено любое «Я», но нельзя не подставить
никакого.
Можно полагать, что отношения «я ( ты» являются необходимой
предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот
тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что говоря о проблеме
межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания.
Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или
персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как
совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус,
представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у
других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно
может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с
бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и
отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не
достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет
другой, который и делает возможным осознание себя.
М.И.Лисина определяла потребность в общении как потребность в познании
себя и другого, а продукт общения ( как образ себя и другого. Всякое
изменение образа «я» порождает изменение в образе другого (и наоборот).
С определенного момента ребенок ( это всегда два человека ( он и
взрослый. По-видимому, этот момент наступает в ранней юности, и это
внутреннее взаимодействие уже не прекращается на протяжении всей жизни
человека.
Саморегуляция личности в юношеском возрасте как основа взаимоотношений с
другими людьми.
Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только
окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром,
осознание себя как «Я», характеризуется и способностью самостоятельно и
сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их.
Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в
отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер
мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей,
находящихся в подчиненном или зависимом положении.
Родители и дети.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста ( смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
«Мы и взрослые» ( постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.
Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится
потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших
вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется
эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми
для конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту,
но и полномочными представителями общества взрослых в целом, ( родителями и
учителями?
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род
занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на
ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого
воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом.
Значительное влияние на личность юношей оказывает стиль их
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Существует несколько относительно автономных психологических
механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,
«подкрепление»: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и
наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание
ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится
для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,
«идентификация»: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,
старается стать таким же, как они. В-третьих, «понимание»: зная внутренний
мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»
взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть
нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,
где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не
выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший
образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,
где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не
менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу
которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к
самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому
конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств
его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых
методов воспитания.
Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и
преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи
представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально
близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на
другом ( далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными
средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором ( строгость
и наказание.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем
гибко и рационально:
родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение
подростком;
власть используется лишь в меру необходимости;
в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает
себя непогрешимым;
он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону
авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.
Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они
кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную
апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у юношей
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния ( школы, сверстников, средств массовой
коммуникации ( часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях
друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие
проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает
самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало,
как ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя
наиболее спокойно и уверенно. Однако взаимоотношения старшеклассников с
родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет
желать лучшего.
Учителя и учащиеся
Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Работа учителя по
сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась, причем особенно
трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что ребята или учителя
стали хуже, а потому, что предъявляемые к тем и другим требования стали
более противоречивы.
Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной
стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную
ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше
спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от
учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все
требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации
функционируют под контролем и руководством классного руководителя и
школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную
опеку.
Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается
из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к
учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают
этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки
старшеклассника гораздо более дифференцированны. Его отношение к школе в
целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным
«вырастанием» из школы.
В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на
самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и
инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают
школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и
противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень
сильно. «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе, ( пишет юноша, (
Страницы: 1, 2, 3
|