на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности

самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в

познавательной или практической деятельности), а в силу своего обособления

от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу

своей связи с ним в этом противостоянии.

О несамодостаточности, невозможности существования одного

изолированного сознания много и убедительно писал М.М.Бахтин: «Быть (

значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной

территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в

глаза другому или глазами другого». «Реальный другой может войти в мир

человека лишь как тот другой, с которым он уже ведет свою внутреннюю

полемику. Всякий реальный чужой голос неизбежно сливается с уже звучащим в

ушах героя своим ( чужим голосом».

В созвучии с этим находятся мысли М.Бубера: «Переживаемые отношения (

это реализация внутреннего Ты в Ты встреченном; через Ты человек становится

Я». «Все новейшие попытки истолковать сознание как взаимосвязь Я с самим

собой или как событие, вмещающееся в самодостаточной внутренней жизни

человека, ( тщетны; все они относятся к безнадежной истории уничтожения

реальности».

Все приведенные выше высказывания удивительно совпадают в утверждении

другого как необходимого, онтологического основания сознания и самосознания

человека, в том, что этот другой уже есть (живет) в этом сознании до

реальной (внешней) встречи с ним. При внешней встрече (или общении)

осуществляется перенос (или отношение) уже существующего, внутреннего

другого на встреченного, конкретного человека. Причем этот внутренний

другой лишен своей конкретной определенности и является обобщенным

представителем рода: «В этом субъекте погашена индивидуальная особенность

того или иного Я; он ( «Я» вообще в его всеобщности, по отношению к

которому единичные «Я» ( это переменные, которые вставляются в общую

формулу. В нее может быть вставлено любое «Я», но нельзя не подставить

никакого.

Можно полагать, что отношения «я ( ты» являются необходимой

предпосылкой развития индивидуального сознания. Поэтому игнорировать этот

тип отношений мы не можем. Здесь важно подчеркнуть, что говоря о проблеме

межличностных отношений, нельзя не затронуть проблему самосознания.

Собственное «я» человека также может тяготеть к полюсу овеществления или

персонификации. Оно может восприниматься как вещь, как объект, как

совокупность конкретных качеств, которые включают социальный статус,

представление о своих качествах, знания, образ, который мы хотим создать у

других, оценку собственных качеств и способностей т.д. В то же время оно

может быть целостным, неразложимым на части, непосредственно связанным с

бытием, с другими людьми, незавершенным и до конца не определенным. Как и

отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими пределами, не

достигая их до конца. Вместе с тем в самосознании человека всегда живет

другой, который и делает возможным осознание себя.

М.И.Лисина определяла потребность в общении как потребность в познании

себя и другого, а продукт общения ( как образ себя и другого. Всякое

изменение образа «я» порождает изменение в образе другого (и наоборот).

С определенного момента ребенок ( это всегда два человека ( он и

взрослый. По-видимому, этот момент наступает в ранней юности, и это

внутреннее взаимодействие уже не прекращается на протяжении всей жизни

человека.

Саморегуляция личности в юношеском возрасте как основа взаимоотношений с

другими людьми.

Становление самосознания в ранней юности, т.е. осознание не только

окружающего, но и самого себя в своих отношениях с окружающим миром,

осознание себя как «Я», характеризуется и способностью самостоятельно и

сознательно ставить перед собой цели своей деятельности и реализовывать их.

Особенности межличностных отношений между людьми, находящимися в

отношениях субординации, оказывают существенное влияние на характер

мотивации, уровень самоуважения, способность к саморегуляции личностей,

находящихся в подчиненном или зависимом положении.

Родители и дети.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста ( смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

«Мы и взрослые» ( постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии.

Одной из самых важных потребностей юношеского возраста становится

потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми

для конкретными взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту,

но и полномочными представителями общества взрослых в целом, ( родителями и

учителями?

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в

значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или в прошлом.

Значительное влияние на личность юношей оказывает стиль их

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Существует несколько относительно автономных психологических

механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,

«подкрепление»: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и

наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится

для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

«идентификация»: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

старается стать таким же, как они. В-третьих, «понимание»: зная внутренний

мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым

формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»

взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть

нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,

где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не

выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

методов воспитания.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом ( далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором ( строгость

и наказание.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем

гибко и рационально:

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение

подростком;

власть используется лишь в меру необходимости;

в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым;

он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у юношей

ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

идентификации, а другие влияния ( школы, сверстников, средств массовой

коммуникации ( часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без

надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует

формированию личности со слабым «Я».

Больше всего детям в юношеском возрасте хотелось бы видеть в родителях

друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки

остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие

проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает

самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который прожил так же мало,

как ты? Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя

наиболее спокойно и уверенно. Однако взаимоотношения старшеклассников с

родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет

желать лучшего.

Учителя и учащиеся

Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Работа учителя по

сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась, причем особенно

трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что ребята или учителя

стали хуже, а потому, что предъявляемые к тем и другим требования стали

более противоречивы.

Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной

стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную

ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше

спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от

учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все

требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации

функционируют под контролем и руководством классного руководителя и

школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную

опеку.

Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается

из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения и знаниям, к

учителям, к соученикам. Младший школьник и даже подросток еще не различают

этих моментов, они просто «любят» или «не любят» школу. Установки

старшеклассника гораздо более дифференцированны. Его отношение к школе в

целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным

«вырастанием» из школы.

В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на

самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и

инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают

школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и

противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень

сильно. «Каким бы умным и зрелым ты ни был сам по себе, ( пишет юноша, (

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.