2. шитье - вокал
3. вязание - хореография
4. макраме - драм. театр
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше
всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.
По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его
восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,
воображения, мышления.
Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия
по шитью, вязанию.
Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят
к выполнению изделия.
Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по
принципу цветовой гаммы.
В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление,
творческое воображение.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает
музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных
произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных
инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным
занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее
увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся
петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности
танцевальные.
Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение
развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно
разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь
развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется
развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к
сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих
способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей
большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для
этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при
всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все
исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с
разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут
возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию
творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо
соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
Методы
практические
наглядные
словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных
заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-
исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,
просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Практическая часть.
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в
д./о. В д./о, «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без
творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно
благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих
сторон.
Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в
работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая
занимает одно из мест на выставке.
В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в
развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее
эффективный способ развития творчества.
Дети не только делают картины, нот и сочиняют сказки к этим картинам.
Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз,
выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство
композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные
композиции. Показывают детям мини-сценки детям из других д./о.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.
Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на
опыт своей работы.
Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь
«все и сразу». Но как?
На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать
начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не
готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от
простого к сложному:
1. Выбор сюжета, картины;
2. Цветовая гамма;
3. Подбор материала;
4. Поэтапное выполнение картины.
В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких
результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими
помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать малышей.
Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены
и своевременно развиты?
Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились
ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов
деятельности.
Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на
эффективность развития творческих способностей у детей.
Заключение.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,
качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой
деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями
являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления
ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка
с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная
работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению,
традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не
содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие
творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в
основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры,
направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий,
направленных на развитие творческих способностей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания
творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с
целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в
"реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится
человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении
деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.)
психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь
солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или
художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она
были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,
что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить
рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить",
"Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2
балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3
балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4
балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,
Страницы: 1, 2
|