на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие творческих способностей у детей

2. шитье - вокал

3. вязание - хореография

4. макраме - драм. театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше

всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его

восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,

воображения, мышления.

Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия

по шитью, вязанию.

Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят

к выполнению изделия.

Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по

принципу цветовой гаммы.

В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление,

творческое воображение.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает

музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных

произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных

инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным

занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее

увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся

петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности

танцевальные.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение

развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно

разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Методы развития творческих способностей у детей

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,

приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я

открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные

некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь

развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется

развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к

сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих

способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей

большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

- наглядности

- активности

- прочности

- индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для

этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при

всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все

исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с

разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию

творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

соблюдать условия:

- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

Методы

практические

наглядные

словесные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных

заданных действий.

Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,

просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Практическая часть.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в

д./о. В д./о, «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без

творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно

благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих

сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в

работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая

занимает одно из мест на выставке.

В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в

развитии творческих способностей у детей. И намой взгляд это наиболее

эффективный способ развития творчества.

Дети не только делают картины, нот и сочиняют сказки к этим картинам.

Великолепно переданы колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз,

выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство

композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные

композиции. Показывают детям мини-сценки детям из других д./о.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на

опыт своей работы.

Например, в начале своей трудовой деятельности мне, хотелось достичь

«все и сразу». Но как?

На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, миновать

начальные периоды. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще к этому не

готовы и тогда со следующего года мы с детьми стали работать по принципу от

простого к сложному:

1. Выбор сюжета, картины;

2. Цветовая гамма;

3. Подбор материала;

4. Поэтапное выполнение картины.

В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких

результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими

помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать малышей.

Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены

и своевременно развиты?

Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились

ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов

деятельности.

Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на

эффективность развития творческих способностей у детей.

Заключение.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности,

качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой

деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо

утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в

младшем школьном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями

являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального

напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления

ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка

с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная

работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению,

традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не

содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие

творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в

основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры,

направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий,

направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания

творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с

целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа с родителями.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика" Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в

"реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится

человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении

деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.)

психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь

солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или

художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она

были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,

что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить

рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить",

"Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2

балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3

балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4

балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.