на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие внимания

|от прямой цели и употребляются для достижения другой цели" [8; 86]. Отсюда |

|вытекает понимание генезиса произвольного внимания как изменение системы его |

|мотивации. На I этапе в этой функции выступают первичные чувства типа страха; |

|на II - вторичные: самолюбие, соревнование; на III - внимание переходит в |

|область привычки. |

|Н.Н. Ланге отмечал такое важное, внутреннее отличие произвольного внимания как |

|то, что цель процесса заранее известна субъекту. Иными словами, у него имеется |

|хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания. |

|Особое место занимают также соображения многих авторов о физиологических |

|механизмах переживаемого человеком чувства усилия. |

|Исследование собственно психологических механизмов произвольного внимания можно|

|датировать работами Л.С. Выготского. В контексте идей французской |

|социологической школы о культурно-опосредствованном характере произвольного |

|поведения было экспериментально показано, что генезис произвольного внимания |

|включает сознательное использование различных стимулов-средств, имеющих |

|знаковый характер. |

|В рамках идеи П.Я. Гальперина о том, что внимание представляет собой |

|деятельность контроля, механизм произвольного внимания рассматривается как |

|сокращенная форма контроля за действием. Такой контроль осуществляется на |

|основе заранее составленного плана и с помощью заранее установленных критериев |

|и способов их применения. |

|Эти подходы к пониманию механизмов произвольного внимания выводят нас в новую |

|плоскость его анализа. Действительно, и использование средств, и осуществление |

|контроля предполагает совершение некоторого комплекса внешних и внутренних |

|действий или операций. Их анализ целесообразно осуществлять в контексте теории |

|деятельности или так называемого деятельностного подхода. |

|Деятельностный подход был предложен в 1934 г. С.Л. Рубинштейном в качестве |

|общефилософской, методологической основы советской психологии. Он позволил |

|по-новому поставить некоторые теоретические проблемы психологии, в первую |

|очередь - весьма дискуссионную в то время проблему соотношения внешнего |

|поведения и сознания. |

|Однако будучи ограничен этими общеметодологическими рамками, он так и не был |

|реализован в эмпирических исследованиях. |

|Другое направление деятельностного подхода было создано А.Н. Леонтьевым в конце|

|30-х - начале 40-х гг. и содержит представления о структуре деятельности, ее |

|компонентах и основных ступенях филогенетического развития. |

|Характеристика деятельности как особым образом структурированной |

|действительности сразу открыла новые возможности эмпирического изучения и |

|породила ряд перспективных направлений в исследовании детской и педагогической |

|психологии. |

|Исходные компоненты структуры деятельности - потребности, мотивы, действия, |

|операции исследовались весьма неравномерно. Значительное число |

|экспериментальных работ было посвящено проблеме мотивов. Проблема действий |

|изучалась преимущественно в контексте интериоризации, т.е. превращения внешних |

|действий во внутренние, совершаемые в уме. Основное внимание уделялось при этом|

|действиям, конституирующим процессы мышления (П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев). |

|Только в середине 60-х гг. появляются единичные работы, направленные на анализ |

|состава тех внутренних операций, которые необходимо совершить для достижения |

|определенного результата. Первой работой этого направления было исследование |

|Н.С. Пантиной, в котором было показано, что такой, казалось бы, простой |

|процесс, как собирание детской пирамидки по образцу может строиться на основе |

|разных и достаточно сложных наборов операций. |

|К сожалению, эта линия исследования не получила дальнейшего продолжения, хотя |

|она представляется нам весьма перспективной как в целом для педагогической |

|психологии, так и, в частности, при анализе произвольного внимания у детей. |

|Анализ тех внешних и внутренних операций, которые должен совершить ребенок для |

|успешного использования стимула-средства, обнаруживает перспективы этого |

|подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). |

|В опытах Л.С. Выготского по изучению роли средств в овладении детьми своим |

|вниманием испытуемые, отвечая на различные вопросы экспериментатора, не должны |

|были называть некоторые цвета. Чтобы помочь выполнить это требование, им |

|давались два рода средств - карточки с запрещенными цветами и карточки с |

|разрешенными цветами. Автор отмечает, что во втором случае ответы детей были |

|менее осмысленными, но не объясняет причин феномена. Анализ необходимых в |

|каждом случае внутренних операций обнаруживает различие этих двух ситуаций. |

|Игра построена на том, что привычный ответ на решающие вопросы предполагает |

|называние именно запрещенного цвета. Поэтому, отвечая на вопрос о цвете |

|предмета, в первом случае ребенок должен сперва посмотреть на "запрещенные" |

|карточки и если тот цвет, который он хочет, назвать, изображен на карточке, он |

|должен сдержаться и подумать, чем его можно заменить. Так, при запрещении |

|называть красный дети говорят, что помидоры иногда бывают зеленые. Ответ |

|предполагает внутренний подбор других цветов, подходящих в данном случае, и |

|ответ, естественно, более осмыслен. Если же, как во втором случае, перед |

|ребенком карточки с разрешенными цветами, он может для ответа просто назвать |

|любую из них, не задумываясь о смысле. Тем самым целесообразность применения |

|тех или иных средств существенно определяется действиями или операциями по их |

|использованию. |

|* Работа выполнена при поддержке РГНФ; проект № 98-06-08232. |

| |

СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ВНИМАНИЯ

Хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным

вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении

всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и

малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры

или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут

достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания

является одним из основания, по которым дошкольное обучение не может

строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного

внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды

деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать

внимание детей на достаточно высоком уровне.

Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста

становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают

для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки,

задания учебного типа). Устойчивость внимания в ителлектуальной

деятельности заметно возрастает к семи годам.

К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному

вниманию начинает интенсивно развивается. В дальнейшем произвольное

внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в

школе.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным

вниманием, вторые - произвольным.

|Вид внимания |Условие |Основная |Механизм |

| |возникновения |характеристика | |

|Непроизвольное |Действие сильного,|Непроизвольность,|Ориентировочный |

| |контрастного или |легкость |рефлекс или |

| |значимого и |возникновения и |доминанта, |

| |вызывающего |переключения |характеризующая |

| |эмоциональный | |более или менее |

| |отклик | |устойчивый интерес |

| |раздражителя | |личности |

|Произвольное |Постановка |Направленность в |Ведущая роль второй |

| |(принятие) |соответствии с |сигнальной системы |

| |задачи |задачей. Требует |(слова, речь) |

| | |волевых усилий, | |

| | |утомляет | |

|Послепроизвольн|Вхождение в |Сохраняется |Доминанта, |

|ое |деятельность и |целенаправленност|характеризующая |

| |возникающий в |ь, снимается |возникший в процессе|

| |связи с этим |напряжение |данной деятельности |

| |интерес | |интерес |

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным

(произвольным). Эти виды внимания отличаются друг от друга только по своей

сложности.

Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е.

складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или

явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.

Факторы, определяющие непроизвольное внимание:

- интенсивность раздражителя;

- качество раздражителя;

- повторение;

- внезапность появления объекта;

- движение объекта;

- новизна объекта;

- согласие с наличным содержанием сознания.

Произвольность внимания развивается вместе с формированием его отдельных

свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается в

возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название

«послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в

употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на

основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его

ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

- первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые

производят сильное воздействие на нервную систему;

- вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на

наличие других (дифференциация);

- постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без

специальных усилий.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано

теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без

намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания

определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и

связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания :

- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность,

новизна, динамичность, контрастность);

- структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче,

чем беспорядочно разбросанные);

- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д.

скорее привлекает к себе внимание;

- новизна, необычность объектов;

- резкая смена объектов;

- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение

человека к окружающему;

- отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует

потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и

правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении

тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный

смысл.

В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности

непроизвольного внимания.

Детерминанты вынужденного внимания лежат предположительно в видовом

опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.